Мнемотехнология, ТРИЗтехнология.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Глебова Светлана Павловна

Мнемотехнология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnologiya_triztehnologiya.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Мнемотехнология.

Мнемотехника – это технология развития памяти, а память – это сложная функция мозга, состоящая из восприятия, запоминания, хранения и воспроизведения информации. Пространственные ориентировки достаточно сложны для восприятия детей, поэтому некоторые приемы мнемотехники оказывают неоценимое значение для обучения детей пространственной ориентировки, тем более, что это технология основана на игровых приемах. Использовала методы:

1. Метод «крокирования» (от франц. – чертеж, схема, набросок).

Данный метод производится с мнемотаблицей. Задание к мнемотаблице дается несколько другого характера: воспитатель называет слова, а дети в клеточках рисуют символы услышанных слов слева направо. Затем повторяют ту последовательность слов, которую прочитал им педагог в определенной последовательности. Метод «крокирования» часто используют для запоминания стихотворений и рассказов, которые в последствие нужно пересказать. На основе метода «крокирования» дети играют в игры-путешествия по задуманным чертежам-картам, находят необходимые предметы, а в последствие, сами составляют планы-карты для задуманного маршрута, организуя тем самым игру, что обучает ребенка умению ориентироваться в окружающем его мире.

2.  Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»).

В данном методе часто используется мнемотаблица из 6-16 квадратов, куда последовательно зарисовываются картинки-ассоциации данных объектов.
Этапы:
- Обучение детей делению листа бумаги на определенное количество частей. 
- Ориентирование по клеткам, разучивание направлений на листе бумаги.
- Зарисовка слов в каждой клеточке: слева направо в ряду и сверху вниз построчно.
- Выработка навыка владения понятиями «горизонтально» и «вертикально».
            3. Метод, использующий образное мышление (эйдетизм).

Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т.е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. 
Состоит из следующих этапов:
- Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
- Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
- Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
- «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает.
Например:
- Сегодня мы с вами совершаем прогулку в лес. 
- Посмотрите, как красиво лесу!
- Какое дерево растет справа от вас? Что находится слева от вас? Что вы
видите вон за той елью? Что перед вами? Что находится наверху?
- А теперь давайте по памяти нарисуем, что где находится
4. Метод Цицерона.

Этот метод состоит из трех этапов:
- Зрительное запоминание предметов при акцентировании педагога;
- Переключение внимания детей на другой, не связанный с первым объект;
- Воспроизведение в памяти местонахождение первоначально увиденных 
предметов и расстановка их по местам.
Например: - На стеллаже из 2-4 полок под покрывалом стоят игрушки. Воспитатель открывает покрывало и обращает внимание детей на количество игрушек. Дети смотрят на них 60 секунд.  - Потом отворачиваются по акцентированию воспитателя на кошку, которая зашла в магазин игрушек. Пока дети рассматривают кошку 10-20 секунд, воспитатель меняет места игрушек на полках. 

- Затем воспитатель возвращает внимание детей к полкам магазина с игрушками и дети замечают, что игрушки стоят не на своих местах. Педагог предлагает детям поставить игрушки на прежние места, проговаривая свои действия: «Машина стояла на полке слева, а зайчик стоял между собачкой и матрешкой на нижней полке» и т.д.

        Очень распространены в мнемотехнике игры на ориентирование в пространстве, развитие так называемой двигательной памяти. 
Игра «Кукловоды»
            Ребенку предлагается запомнить дорогу: прямо 3 шага, 4 шага вправо, 3 шага прямо, 2 шага налево, два шага вперед или   идти надо по лесной тропинке,    потом по мостику    через   речку, через лужайку, по песчаной дороге, через овраг, мимо дуба. Дети запоминают дорогу и по команде воспитателя могут проходить каждый эту дорогу по памяти. 
          Существует еще один прием развития двигательной памяти: ребенку завязываются глаза, воспитатель   проговаривает   вслух   направление   ребенка  и   ведет его   согласно сказанному. Затем развязывает глаза ребенку и просит пройти путь от исходной точки 2-3 раза. Ребенок «включает» двигательную и слуховую память для того, чтобы правильно выполнить путь. 
            Конечно, это последний этап развития двигательной памяти, а начинать необходимо с простых заданий, которые выполняются ребенком последовательно после каждой команды. В последствие дети могут делать такие упражнения парами: один – кукловод, другой – кукла. Движения постепенно усложняются, увеличивается продолжительность «маршрута».
             Мнемотехника уникальна тем, что она развивает и тактильную, и слуховую, и зрительную, и двигательную функции детей.

 ТРИЗ – технология.

Для развития пространственных отношений ТРИЗ технология использует следующие методы обучения:

- Морфологический анализ

Формировать у детей умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.

-Метод каталога

Учить ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия.

- Игра «Да–нет»

Суть игры сводится к разгадыванию некой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да", "Нет", "И да, и нет" (если это касается только части содержания), "Это несущественно" (когда запрашивается информация не существенная для решения загадки), "Нет информации" (если в содержании сказки об этом речь не идет).

Например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.

-«Синектика» 

Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.

-Системный оператор.

С помощью алгоритма системного мышления упражнять детей в познании объекта как системы; технология анализ информации и составления вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития.

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы речевого развития и методы их решения....

Использование мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников

Консультация для педагогов по использованию мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников...

Мнемотехнологии.

Мнемотехнологии....

"Использование тризтехнологий в развитии речи дошкольников"

Здесь вы увидите описание использования технологии в сочинительстве, перессказе, запоминании сказок. Что развивает память, речь, фантазию и многое другое....

"Использование тризтехнологий в развитии речи дошкольников. Загадки"

Здесь вы найдёте как использовать тризтехнологии в сочинительстве загадок....

Картотека игр с использованием элементов ТРИЗтехнологии

Игры с использованием элементов ТРИЗ технологий позволяют успешно совершенствовать речевые возможности ребенка, формировать творческие и изобретательные способности дошкольников...