Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"
статья по развитию речи на тему

Николаева Маргарита Леонидовна

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: метода проектов, моделирования, кейс-технологий. Показано, что обучение с помощью инновационных технологий обеспечивает направленность воспитанника на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование у него субъектной позиции, индивидуального пути развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей

https://elibrary.ru/pic/1pix.gifАннотация.

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: метод проектов, моделирования, кейс-технологий. Показано, что обучение с помощью инновационных технологий обеспечивает направленность ребёнка на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование у него субъектной позиции, индивидуального пути развития.

Словарная работа: индивидуализация, кейс-технологии, интерактивный, речевой куб, импрессивная.

Индивидуализация дошкольного образования провозглашается в качестве одного из принципов дошкольного образования и понимается как «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО, п.1.4.) [1].

Принципы социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста не являются нововведением в воспитании. В отечественной педагогике об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили еще Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я. А. Коменского. Формулируя цель обучения как принцип «научить всех всему», педагог уже в то время уже осознавал, что «реализовать эту цель можно только за счет педагогических средств, методов и приемов, которые должны подбираться к каждому ребенку».

Индивидуализация – оборотная сторона социализации, социально- культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности [3].

Индивидуализация – необходимая составляющая образовательного процесса в современных  ДОУ. Но реализуя ее на практике, необходимо понимать, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть. Поэтому, чтобы помочь ребенку вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности. Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Перспективным направлением совершенствования процесса обновления содержания и технологий дошкольного образования, эффективным средством решения задач речевого развития детей в соответствии с ФГОС, на наш взгляд, является использование следующих технологий: метод проектов, кейс-технологии, игровые технологии (мнемотехника, моделирование, ТРИЗ и др.),

При выборе технологий необходимо ориентироваться на следующие требования: ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Использование метода проектов активизирует развитие мыслительной деятельности детей. Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников.

На первом, мотивационном этапе идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая, правила коллективного общения), познавательных задач [4].

Содержание проблемно – деятельного этапа проекта позволяет решить  задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения,  эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной  самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний. [4]. 

Особую актуальность приобретает использование кейс-технологий как средства развития учебных и социальных компетентностей. Главное предназначение данной технологии —развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, формировать у дошкольников нормы речевого этикета, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Работу по формированию у дошкольников норм речевого этикета, на наш взгляд, необходимо организовать как увлекательное дело, требующее творчества. Для данной работы выбираются определённые кейс-ситуации, с помощью которой дети становятся активными участниками определенной речевой ситуации.

Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения.
Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками. Цель такого кейса – совместными усилиями мини – группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Отличительная особенность – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Уникальность кейс -  технологии  состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение — альтернатива традиционному обучению.  Основная идея модульного обучения состоит в том, что ребенок учится сам, а воспитатель мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность. Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям современной государственной образовательной политики, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребенка.

Еще одной интересной находкой в реализации образовательной области «Речевое развитие» является метод наглядного моделирования. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников, можно использовать игровое пособие «Речевой куб». Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями «слово», «текст», научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. «Речевые кубы» представляют собой кубы одинакового размера, но разного цвета, изготовленные из картона и обклеенные цветной плёнкой. На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала. Данное пособие можно использовать в работе с детьми с 5 лет

Использование «Речевых кубов» позволяют достичь успехов в развитии импрессивной стороны речи детей, побуждая к активному участию каждого ребёнка. Дети могут высказывать своё мнение, сравнивать, обобщать. У них значительно обогащается словарный запас, закрепляются навыки словообразования и словоизменения, умение использовать в речи различные конструкции предложений, связно, последовательно составлять рассказы,

Таким образом, использование этих технологий в комплексе дает хороший результат по обогащению словарного запаса детей, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; овладение воспитанниками нормами речи.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 272 с.
  3. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 39–50.
  4. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 7-8;
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М., 2000.
  6. Михайлова-Свирская Л.В., Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
  7. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  8. Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе // Образовательные технологии. 2009. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.

В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...

Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...

ДОКЛАД НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОО, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...

«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» краткосрочный проект по анимации...