"Художественное слово в жизни ребёнка"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Давлетчурина Гульнара Адигамовна

Знакомство детей с произведениями искусства,  с сокровищницей русской и мировой литературы,  с лучшими образцами устного народного творчества, должно начинаться с первых  лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства- определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет- богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное колличество впечатлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл художественное слово21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Художественное слово в жизни ребёнка»

 «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь что бы они…. Больше чувствовали…пусть и поэзия действует на них, как и музыка,- прямо через сердце»

Немалая  роль в деле формирования нового человека принадлежит литературе и искусству. Знакомство человека с произведениями искусства , с сокровищницей русской и мировой  литературы, с лучшими образцами  устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства  - определяющий этап в развитии человеческой личности.  Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир. Впитывать  огромное колличество  впечатлений.

 Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира  природы,  вещей, человеческих отношений.

 Толстой Л.Н. обращаясь памятью к своим первым впечатлениям детства, писал: «Разве не тогда я приобретал…,  так много,  так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и 1/100 того.  От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщаясь к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

Знакомство малыша с русским народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (Водичка, водичка, Умой моё личико…), накормить (Травка-муравка…). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за  ним под звуки песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. ( -Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!...  «Сорока белобока кашу варила,…. И другие.)  Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его , взрослые приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания и понмногу проникать в их смысл.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такимим звуковыми сопостовлениями, которые помогают детям  уловить их различия. Слова разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша- Маша), то стоят совсем рядом , то рифмуются, и это подчёркивает особенности каждого из них.

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым , начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность.

М. Горький писал: «Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

Большинство песенок, потешек создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда и чёткость, ритмичность , краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя легко запоминают их  приобретая вкус к образному . меткому слову, приучаясь пользлваться ими в своей речи.

На этом не исчерпывается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние- пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Наряду с песенками, созданными специально для  маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих   – это золотой фонд, любовно сохранённый предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем. Разнообразием поэтических образов ( от «водички», умывающей личико», до весны-«земелюшки в венке» или птиц, несущие из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размеров ( от чётких, точных форм- «Наша Маша…», «Ладушки…», «Огуречик…»  до белого стиха-« Берёза моя, берёзонька…», «Летел кулик…») интонацией (от ласковой лирической – «Просыпайся, мой дружок, встань…»,  топни, …ноженькой…»- до юмористической –«Раздень меня….»

В трёхлетнем возрасте на смену песенкам, потешкам, которые передавали эмоциональный характер обычным повседневным делам, сопровождали и подсказывали различные формы игры с ребёнком, теперь приходят песенки другого характера. Они рассказывают малышу об окружающем его мире.

По новому звучат произведения темы дружбы, мужества, находчивости, трусости и хвастовства. Ребёнок растёт и требует новой пищи для ума.

Так, узнав сказки о коте и воробье, о смешливом зайце,из русских народных сказок,  ребёнок внимательнее будет приглядываться к особенностям животных, будет спрашивать о них, сравнивать,искать свои обьяснения, свои примеры. И хотя к четырём годам дети понимают шутки, им нужно помочь разобраться в том, что кот моется после еды  не потму, что от него когда- то ускользнул воробей, а у зайца губа раздвоена не из-за того, что она лопнула от смеха.

Разные художественные произведения  очень  по разному  рассказывают о мире животных, но каждое находит отклик в чувствах ребёнка. Любимые детьми стихотворения  А. Блока «Зайчик», В.Жуковского «Птичка», «Сказка о глупом мышонке», «Кто колечко найдёт?» С Маршака, зарисовки Е.Чарушина.

Эти произведения учат ребёнка думать, сопостовлять. Заставляют задуматься, а каким должен быть человек?  Учат детей ценить и понимать юмор.

Для углубления понимания моральной направленности произведения, облика того или иного повторяющегося в сказках персонажа можно использовать приём рассматривания этого персонажа на рисунках различных художников к разным сказкам.  Иллюстрации  Ю. Васнецова к сказке « Лиса, заяц и петух», Е. Рачева к сказке «Колобок» по разному показывают   главные, типические  черты лисы, характерные для русских народных сказок.

С интересом рассматривая рисунки, находя всё новые  характерные подробности, дети начинают творчески воспринимать изображённое, сами начинают отличать в рисунках главное  от второстепенного и охотно перессказывают содержание рисунков. Но детским восприятием нужно руководить и уметь в нужный момент вопросом  натолкнуть ребёнка на поиск, догадку, подвестик выводу.

 Хорошо, припомнив с детьми сказку, «Колобок» ,  спросить, почему же  колобок от волка и медведя убежал, а на язычок лисы угодил. Обратите их внимание на то, что все прямо говорили колобку: «Я тебя съем!», а лиса это намерение утаила. В процессе беседы детям станет понятнее характеристики и лисы и смелолого, но излишне самоуверенного и доверчивого  колобка.

В ходе таких бесед у детей постепенно будут формироваться  более точные представления  о типичных сказочных образах, а следовательно, яснее станет и самый смысл сказок.

Интересы детей четырёх-пяти лет уже выходятза пределы их непосредственных наблюдений. Ребёнка интересует трудовая и общественная деятельность людей, их взаимоотношения, мотивы поведения, жизнь природы в более широком, чем раньше, плане.
Моральные и этические проблемы подаются уже в более сложных связях и поворотах. В песенках и сказках ( «Как у бабушки козёл…», «Встань, Митенька….», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Хвастливый заяц…», «Два жадных медвежонка»), в произведениях К.Чуковского «Тараканище», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» остро высмеиваются жадность, лень,  хвастливость, трусость, и поднимаются на щит такие высокие моральные качества, как смелость, самоотверженность, готовность встать на защиту слабых. Во многих сказках подчёркнута  всепобеждающая сила дружбы, единения.  Даже комар может проучить медведя («Медведь и камар») и домашние животные могут отбиться от волка, если они действуют сообща ( «Зимовье»).

Сказки гуманистичны, но они же и учат:  нет прощения тому, кто творит зло. Вот почему Жихарка, жестоко расправившийся с лисой,  прав. Тот же кто полностью искупил свою вину, может быть прощён («Гуси-лебеди»). Добро всегда побеждает зло и порождает добро.

Одна из важных черт человеческого характера- юмор. Нужно учить детей  с малых лет любить и понимать шутку, иронию, сатиру. Широко представлены они в народных песенках, пословицах, прибаутках, сказках.

Стремясь пробудить у детей любознательность, догадливость, умени наблюдать, народ показывает в сказках причинность  природных явлений, делая это иносказательно, порой даже в виде шутки-загадки, решить которую должны сами дети («Почему у месяца нет платья», «Самый красивый наряд на свете»). Естественно у детей появляется много «почему?», а с ними и потребность наблюдения, что надо всячески поддерживать.

Эти сказки перекликаются с произведениями Н.Сладкова. Писатель влюблён в природу и очень хочет подружить с неё детей: « Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь. И нигде её , может быть , больше нет.Какая же она драгоценная, эта жизнь! Каждая былинка, каждая живая пылинка!

А мы её часто не бережём….мы уничтожаем вокруг себя первозданную красоту. А ведь никакие произведения искусства не заменят картн дикой природы!...  Природа – друг человека. А с другом надо дружить».

Воспитывать в человеке мудрое отношение к жизни, умение ценить и оберегать красоту окружающего мира и особенно мира природы- одно из высоких назначений  искусства, устного народного творчества и одна из главных задач  воспитания подрастающего поколения.

Любя детей и много  думая над проблемами воспитания, А.М. Горький писал:  «Маленький человек  с первых же дней сознательного отношения к жизни должен по немногу узнавать обо всём, что сделано до него бесчисленными поколениями людей; узнавая это, он поймёт , что сделано до него – делалось для него».

Способность вглядываться, вдумываться в увиденное, сопереживать, сочувствовать , эмоционально воспринимать прекрасное, радоваться шутке поможет ребёнку в его дальнейшей жизни полюбить умную книгу, живопись, музыку, т.е. стать  подлинным наследником всех богатств, созданных человечеством.

Литература:

1.С. Куприна, Т.А. Бударина  «Знакомство детей с русским народным творчеством» СпБ 1999г.

3.Аникин В.П. Русские народные сказки. Просвещение 1977г.

4.Тихомирова И.И. «Растить сердечного читателя» ,  «Начальная школа» ,№11 за 1997г.

 ресурсы сети Интернета:

1. Скотарь О.Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре. http://festival.1september.ru/articles/650342/       

2. Саликова М.Т., Митина С.В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры.http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2716-statya-priobshenie-detej-mladshego-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественное слово в жизни ребенка»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...

Художественное слово в жизни ребенка.

Материал для самообразования педагогов ДОУ....

Художественное слово в жизни ребенка

В помощь воспитателю, для оформления родительского уголка...

Методическая разработка. "Использование художественного слова в жизни детей"

Уважаемые родители! Ваш ребенок подрос. Ему уже больше двух лет.Бесспорно, Вы родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и а...

"Художественное слово в жизни младшего дошкольника"

Приёмы разучивания стихотворений....

Значение «волшебных слов» в жизни ребёнка.

Взрослые должны приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышлен...

Волшебные слова в жизни ребёнка

Все родители стремятся научить ребенка вести себя вежливо, объясняют, как важно производить приятное впечатление на окружающих. Некоторые дети легко, просто и быстро усваивают правила поведения, а у д...