Проект (практико-ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры"
проект по развитию речи на тему

Игнатьева Марина Федоровна

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме      навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации. За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi.rar59.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект (практико-ориентированный)

долгосрочный

«Развитие речи посредством дидактической игры»

Автор проекта: Игнатьева Марина Федоровна.

Участники проекта:

- Воспитатель

- Дети

- Родители

Сроки проекта: 2016 - 2017 учебный год.

Цель: активизация  речи детей дошкольного  возраста посредством дидактической игры. 

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать связную активную речь;
  • формировать потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи; понимание речи окружающих без наглядного сопровождения;
  • поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (комментированию того, что он рассматривает и наблюдает);
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними, комментированию своих действий;
  • формировать умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
  • формировать понимание слов  -  синонимов, антонимов и умения их употреблять в речи;
  • развивать умения составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок,  пересказывать  и драматизировать небольшие литературные произведения;
  • способствовать развитию звуковой культуры речи у детей;
  • тренировать память  детей  (заучивать наизусть стихотворения, считалки, загадки);
  • формировать  способности понимать произведения русского поэтического фольклора и     произведения художественной литературы.

 Актуальность проблемы

В наше время проблема развития речи волнует всех: родителей, педагогов, воспитателей.  

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном  возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей.  Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Родители в силу своего незнания, отсутствия профессиональной подготовки и неимением времени, не всегда могут способствовать развитию связной, грамотной речи детей.

В начале учебного года была проведена диагностика развития речи детей всех подгрупп  (средний результат освоения детьми всех подгрупп  образовательной области «Развитие речи» - 64%).

Диагностика показала, что:

  • у детей ограниченный словарный запас;
  • слабо развито фонематическое восприятие;
  • при ответах,  дети используют односложные ответы;
  • недостаточно сформированы грамматические нормы языка;
  • у многих слабо развита мелкая моторика рук;
  • навыки различения звука на фоне слова не соответствуют возрастной норме;
  • дети испытывают трудности при составлении сюжета по картинкам;
  • на задания по подбору определений к предмету, дети подбирают определения по цвету и величине;
  • испытывают затруднения при подборе антонимов и синонимов;
  • возникают ошибки в употреблении предлогов пространственного значения;
  • допускают ошибки в употреблении предложно – падежных конструкций существительных;
  • трудности в согласовании прилагательного и существительного в среднем роде;
  • пересказ неполный, пропускают звенья событий, нарушают логическую последовательность, нет конца.

Причины, которые могли привести к такому результату:

  1. То, что дети нерегулярно посещают занятия.
  2. Недостаточная речевая деятельность детей на занятии. У воспитателя  не всегда есть возможность опросить всех, и чаще всего на занятии говорит воспитатель.
  3. Общество играет не маловажную роль. К сожалению всё реже встречаются люди с грамотной и красивой речью.
  4. Ещё одной важной причиной является то, что современный мир всё дальше уходит от литературы, от литературных произведений. Современные дети не знают сказок, не интересуются книгами, смотрят мультики, которые отрицательно влияют на психическое и эмоциональное развития ребёнка в целом.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и,  в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме      навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации. За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Благодаря использованию дидактических игр, процесс обучения пройдет в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация речевых процессов;
  • воспитание умения работать сообща.

     Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

     Развивая речевой аппарат, игры и занятия начинаются с актикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, рифмованных строчек. Дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная  работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна  актикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Правильное произношение звуков наряду с богатым  словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.

Этапы проекта:

Этапы

Формы работы

Деятельность педагога

Работа с детьми

Работа с родителями

Первый этап

организационный

(подготовительный)

  • Определение цели и задач проекта.
  • Изучение необходимой литературы,  подбор методического материала.

  • Разработка тематического плана для реализации проекта.
  • Диагностирование детей.

Цель  которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.

  • Родительское собрание в сентябре

   тема: «Задачи д/с и семьи в подготовке детей к школе»

Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей.

Второй этап

практический

(реализация намеченных планов)

  • Работа с детьми.

 

 

  • Анкетирование родителей  «Развитие речи детей».  (Приложение 11)

Цель: выявление проблем у детей в речевом развитии.

Заполнено 15 анкет. Интересует проблема развития речи - 80%, считают проблему второстепенной – 7%, не интересует проблема – 13%.  Актуальные проблемы:

73% - неправильное произношение звуков,

40% - развитие словаря и развитие связной речи,

47% - ошибки грамматического строя,

33% - выразительное и правильное интонирование речи,

27% - речевое дыхание,

13% - посчитали, что у детей нет проблем с речью.

Родители единогласно согласились, что родители должны  принимать участие для устранения проблем в речевом развитии, выполняя рекомендации воспитателя.

  • Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).
  • Памятки родителям.  (Приложение 12)

Родительское собрание в подготовительной подгруппе  - январь

«Ваш ребенок идет в школу».

Цель: Знакомство  родителей с результатами диагностики дошкольной зрелости детей подготовительной подгруппы.

  • Консультации:

«Особенности развития речи 4-летних детей»

«Слагаемые готовности к школьному обучению»

« В семье будущий первоклассник»

«Как научить ребенка здороваться»

« Как правильно общаться с детьми»

«Советы любящим родителям (или Азбука общения с ребенком)

  • Индивидуальные беседы.
  • Изготовление плаката на тему: «Играя,  развиваем речь»
  • Оформление папки-передвижки «Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие ребенка»

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.

 

Виды деятельности

1. Дидактические игры.

2. Сюжетно – ролевые игры

3.Пальчиковые игры

4. Подвижные игры 

5.Упражнения на координацию речи с движением.

 

Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказок:

  •  «Колобок»
  • «Теремок»

Театрализованное представление сказок:

  • «Репка»
  •  «Колобок»
  • «Заюшкина избушка»
  •  «Курочка ряба»

 

Художественная литература

 

Чтение потешек.

Рассказывание стихотворения.

(Приложение 10).

Чтение русской народной сказки.

 

Третий этап заключительный 

 

  • Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.
  • Анализ результатов реализации проекта.
  • Презентация проекта.

  • Родительское собрание в мае «Итоги усвоения программы выпускниками д/с».
  •  Консультация  «Игры, которые помогут подготовить ребенка к школе».
  • Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

Выводы:

       В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме.

      Проценты  усвоения детьми знаний по диагностике показали в сравнении  (сентябрь – май), что в подготовительной и старшей подгруппах после применения дидактических игр для речевого развития, уровень  усвоения знаний по «Речевому развитию»  повысился.

Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.

Создаю условия для проведения дидактических игр

—  В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

—  Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

   В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

—   В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

—   В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми раннего возраста.

—   В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

—   Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т.д.)

—   Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

 

Список литературы:

1. Гербова В.В. Учусь говорить. – М.: Просвещение, 2003.

2.Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.  Энциклопедия обучения и развития дошкольника. – СПб.:     «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2004.

3 . Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.:  МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.:  МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016

5. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: академия развития, 1996.

8. Комарова Л.А. Автоматизация звуков  в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

9. Медеева И.Г. Развиваем речь детям 3-4 лет. – М.: Издательство «Адонис», 2011.

10. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский дом «Нева»;  М.:  «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2005.

11. Усова А.П. Занятия в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1953.

12. Янушко Е.А. Общие слова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

13. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".

Проект (практико-ориентированный)«Развитие речи посредством дидактической игры»Участники проекта:- Воспитатель- Дети- Специалисты- Родители Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидак...

Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:·         целенаправленно обогащать словарь детей;·...

Проект "Развитие речи посредством дидактической игры"

Информационная карта проекта: Развитие речи посредством дидактической игры...

Проект по речевому развитию «Развитие речи посредством дидактической игры»

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развити...