Конспект занятия по развитию речи "В осеннем лессу"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Николаева Татьяна Владимировна

Конспект занятия по развитию речи "В осеннем лессу" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_v_osennem_lesu.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок

Занятие по развитию речи

« В осеннем лесу»



Составила:

Алдошина Татьяна Владимировна

Плавск 2017

Цель: учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.

Задачи:

  1. Развивать интонационную выразительность речи, воображение, зрительное и слуховое внимание.
  2. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета.
  3. Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе.
  4. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев и артикуляционного аппарата.
  5. Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и ее изображению в пейзаже, вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов.

Тип занятия: занятие – путешествие.

Форма занятия: непосредственно – образовательная деятельность.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: дети старшей группы.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: листья( кленовые, дубовые, рябиновые) из цветной бумаги.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за появлением признаков осени, рисование осенних деревьев и кустов, разучивание и чтение стихов об осени, пальчиковой гимнастики, прослушивание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени.

Методы и приемы работы с детьми: демонстрация картины, чтение стихов, объяснение, художественное слово, беседа по картине.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.Организационный

1.Организация занятия.

2.Приветствие.

2мин.

2.Основной

1.Приглашение в стихах

2.Беседа с детьми.

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Словообразование

6.Работа по картине.

7. Вхождение в картину.

8.Оживление картины.

20мин.

Заключительный.

10.Подведение итогов.

11.Рефлексия.

3 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,

Всем кого б ни встретил - это знают дети.

Скажешь, здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).

А теперь поздороваемся друг с другом.

2. Основой этап

Воспитатель:

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем,

Может быть в лесу осеннем

Чудеса, друзья, найдем!

Воспитатель:- Ребята, посмотрите как все-таки красиво в лесу осенью!

Беседа с детьми

Воспитатель: - А что вы знаете об осени?(выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: - После какого времени года она наступает?(после лета)

Воспитатель: - Какие приметы осени вы знаете?

Если рано опали листочки – рано начнутся зимние денёчки.

Гром в сентябре – тёплая и долгая осень детворе.

 Птицы низко летят – дожди к нам хотят.

Мордашку кошка спрятала – холода нагрянули.

Воспитатель: - Чем вам нравится осень? А чем она вам не нравится? (выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: - Действительно, она многим навевает скуку, кажется унылой, целый день моросит дождь, прогулки наши становятся короче. А часто и вовсе не хочется выходить на улицу. Сегодня я постараюсь переубедить вас, что осень все-таки чудная пора.

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: -Ребята, а не хотели бы вы прогуляться по осеннему лесу?

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы,

И дождь шуршит,

И мышь шурша

В нору спешит.

Воспитатель: -Какое слово чаще всего встречается? (Шуршит)

Воспитатель: А звук? (ш)  Произнесите все вместе звук [ш]. При этом губы в положении широкой трубочки, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к небу, но не прижат.

Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам изобразить шорох листьев. Ш-ш-ш.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, у вас получился настоящий шорох листьев.

Пальчиковая гимнастика

-Давайте, мы соберем листья и разомнем свои пальчики?

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем

В группу осенний

Букет отнесем.

Словообразование

Воспитатель: - А сейчас, ребята, возьмите тот листок, который вам понравился, и скажите, с какого он  дерева?

Воспитатель: - Егор, с какого дерева твой листок?

Воспитатель: - Ксюша, а твой листок с какого дерева? (выслушиваются ответы остальных  детей)

Работа по картине (на слайде появляется картина)

Лес, словно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над сказочной поляной.

Воспитатель: -Эти стихи удивительно созвучны картине Исаака Левитана, которую вы видите перед собой.

Воспитатель: Ребята, если бы вы были художниками, как бы вы назвали эту картину? (выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: -А Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Ведь осень была его любимым временем года.

Воспитатель: -Посмотрите внимательно на картину. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Воспитатель: - Какими красками раскрасила осень деревья?

Воспитатель: - Действительно, деревья предстают перед нами в роскошном золотом убранстве. Обратите внимание на березы. Они словно хотят полюбоваться своей красотой в зеркале вод. А багряный кустик уже опередил их, и,   кажется, пытается охладить в реке свои листья.

Воспитатель: -Как вы думаете, какая вода в реке? Какая погода? Почему?

Вхождение в картину

Воспитатель: -А вам хотелось бы оказаться вот на этой поляне? Тогда закрыли глаза…Раз, два, три…покружились, покружились, на полянке очутились. Посмотрите, как здесь красиво! Кому, что здесь больше нравится? Почему?(выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: - А мне больше всего понравились вот эти березы подружки. Угадайте, почему я их так назвала? Вот они какие высокие…Еще какие? ( стройные, белоствольные, кудрявые, красивые, сказочные, осенние).

Воспитатель: - Как вы думаете, о чем сейчас разговаривают вот эти березы-подружки? Радуются осени или грустят? Почему вы так думаете?

Воспитатель: - Сейчас тихо-тихо сядем с вами вот на этот пригорок и послушаем, о чем шепчутся осенние листья на деревьях, о чем журчит ручеек?

Звучит музыка Чайковского.

Воспитатель: -Что вы услышали?

Воспитатель: - Может быть, они радовались, что такие красивые, или грустили, что скоро станут черными, сухими, сморщенными.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю подарить этой полянке нашу песню, которая называется «Осень, милая, шурши!».

Воспитатель: - Понравился вам лес? Какие чувства вы испытали?

Воспитатель: А теперь пора возвращаться обратно. Закрыли глаза…Раз, два, три…Покружились, покружились, и обратно возвратились.

Оживление картины

Воспитатель: Сейчас предлагаю вам стать героями картины Исаака Левитана «Золотая осень». Максим, ты будешь багряным кустиком, который присядет возле реки.

Дарья и Ульяна, сыграют роль берез-подружек. Найдите свое место! Ксения изобразит одинокую березку, ту, что стоит на противоположном берегу. А остальные будут зрителями, вы должны сравнить.

Воспитатель: -Представили ли вы себя в роли героев картины? Что почувствовали? Понравилась ли вам игра?(выслушиваются ответы детей.

3. Заключительный этап

Подведение итогов

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась прогулка по осеннему лесу? Что понравилось больше всего? С каким произведением, мы сегодня познакомились?

Воспитатель: - А теперь также тихо друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь, по дорожкам, по тропинкам в группу мы сейчас пойдем.

Список литературы:

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей  группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

2.  Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3

3.  Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.

 4. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"

Конспект, где представлено много интересного для ребят....

Конспект занятия по развитию речи "Осенние забавы"

занятие для детей первой младшей группы...

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Тема: Осень.Цель: формирование  умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи " Осенний лес"

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Осенний лес»Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.Сочинение сказки «Осенью в лесу».Цель:- развитие детского словесног...

Конспект занятия по развитию речи "Осень" с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием мнемотехники....

Конспект занятия по развитию речи- «Осень»- в группе раннего возраста.

Конспект занятия по развитию речи- «Осень»- в группе раннего возраста....