Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Новожилова Альбина Рашидовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»

 

 

 

Разработала: воспитатель Новожилова Альбина Рашидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г

Санкт-Петербург

 

Цели:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Задачи:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

4.Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Материал:

Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы). Маски для сказки «Капризка».

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

 

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Театр «Русские народные сказки. Волк-Лиса»)

 

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, а дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

 

 

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

Баба-Яга

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети собирают картинку сказки и называют ее. «Заюшкина избушка» , «Маша и медведь»)

Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!)

Воспитатель .Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

 

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Быстро справиться сумели,

И тихо сели.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

 

Дальше, ребята показывают  сказку «Капризка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КАПРИЗКА»

Действующие  лица:   Матрёшка

                                      Пёс

                                      Кот

Матрёшка (выходит  и  останавливается  в  центре,  капризничает, закрывает  лицо  руками)

                                Не  хочу  я  руки  мыть!

                                Но  хочу  я  кушать!

                                Целый  день  я  буду  ныть,

                                Никого  не  слушать!

Пёс и Кот  в  стороне,  смотрят  на  Матрёшку    и  тихо  переговариваются.

Пёс.  Что  случилось  с  нашей  Матрёшкой?  Она  плачет, кричит, ничего  не  хочет  делать!

Кот.  Поговорим.  Утешим!  (Подходят)

Пёс.  Матрёшка, пойдём  погуляем!  Смотри,  какая  хорошая  погода!

Матрёшка.  А  я  хочу  плохую!  Пусть  идёт  дождь!  (Плачет)

Кот.   Тогда  ты  промокнешь.

Матрёшка.  Хочу  промокнуть!  (Плачет)

Пёс.  Может  быть, ты  есть  хочешь? Я  принёс  тебе…

Матрёшка (перебивает)  Ничего  я  не  хочу! Ни  котлеты, ни  конфеты, ни  чаю, ни  молока, ни  какао! (плачет)

Кот.   И  мороженого  не  хочешь? Сливочного… Шоколадного…Клубничного…?

Матрёшка.  Ни  мороженого, ни  пирожного!  (Плачет)

Пёс.  Может быть, тебе  холодно?  Принести  тебе  платок?

Матрёшка.   Мне  не  холодно  и  не  жарко!  (Плачет)

Кот.   А  почему  ты  плачешь  и  кричишь?

Матрёшка.   Почему я  всё  кричу?

                       Вам  какое  дело?

                       Ничего  я  не  хочу!

                      Всё  мне  надоело!  (Плачет)

Пёс.  Может ты  больна?  Скажи: А-а-а.

Матрёшка.  Бээ-э!

Кот.  Дыши!

Матрёшка.  Сами  дышите!

Пёс.  Сейчас  мы  тебя  послушаем.    (Прижимается  ухом  к  Матрёшке  с  разных  сторон)

Кот.  Ага!

Пёс.  Ого!

Матрёшка.  Что  «ага» и  что  «ого»?

Пёс.  Определённо!

Кот.  Это  самое!

Матрёшка.  Что  вы говорите?

Пёс и Кот  отходят  от  Матрёшки  и  шепчутся.

Пёс.  Хорошо! Так и быть, скажем  тебе  по  секрету.

Кот.  Только  никому  не  говори.

Матрёшка.  Никому  не  скажу.  Но  что?

Пёс.  Ты  проглотила  Капризку!

Кот.  Он  летал  тут  и залетел  тебе в  рот, когда  ты  плакала.

Матрёшка. (Смотрит  на  Пса  и  Кота)  Я  проглотила  Капризку? А  какой  он?

Пёс.  Он  сердитый

         Неумытый,  страшный  зверь!

Кот.  Бука, злюка,

          Любит  скуку.

          Он  в  тебя  залез  теперь.

Пёс (указывает  на  живот, потом  на  спину  Матрёшки)

Тут  он! Тут  он!

Рядом,  близко!

И  зовётся  он  Капризка.

Кот.  Он  залез  в  тебя,  и  ты  стала  сама  Капризкой!

Матрёшка.  Не  хочу быть  Капризкой!

Пёс.  Тогда  скажи  весело  и  громко: «Я  не  хочу  быть  Капризкой  и  не  буду  больше  капризничать.  Капризка,  уходи  вон!»

Матрёшка.  Не  хочу  быть  Капризкой!  Капризка,  уходи  вон!

Пёс  и  Кот.  Вылетел!  Вон,  вон,  полетел Капризка! Гоните  его!  ( Бегут и машут  лапами)

Матрёшка.   А  куда  же  он  полетел?

Пёс.   Искать  ребят,  которые  стоят  с  открытыми  ртами,  плачут  и  капризничают.  Залетит  он  к  ним  в  рот, и  они  станут  Капризками!

Матрёшка.   Я  больше  не  буду  плакать  и   упрямиться.

Все (вместе)  Лучше  съешьте  вы  ириску

                        Или  сладких  сухарей,

                        А  капризы  и  упрямство

                        Прочь  гоните  поскорей!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»

Разработала: воспитатель Новожилова Альбина Рашидовна

2018 г

Санкт-Петербург

Цели:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Задачи:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

4.Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Материал:

Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы). Маски для сказки «Капризка».

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Театр «Русские народные сказки. Волк-Лиса»)

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, а дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

Баба-Яга

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети собирают картинку сказки и называют ее. «Заюшкина избушка» , «Маша и медведь»)

Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!)

Воспитатель .Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Быстро справиться сумели,

И тихо сели.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Дальше, ребята показывают  сказку «Капризка»

«КАПРИЗКА»

Действующие  лица:   Матрёшка

                                      Пёс

                                      Кот

Матрёшка (выходит  и  останавливается  в  центре,  капризничает, закрывает  лицо  руками)

                                Не  хочу  я  руки  мыть!

                                Но  хочу  я  кушать!

                                Целый  день  я  буду  ныть,

                                Никого  не  слушать!

Пёс и Кот  в  стороне,  смотрят  на  Матрёшку    и  тихо  переговариваются.

Пёс.  Что  случилось  с  нашей  Матрёшкой?  Она  плачет, кричит, ничего  не  хочет  делать!

Кот.  Поговорим.  Утешим!  (Подходят)

Пёс.  Матрёшка, пойдём  погуляем!  Смотри,  какая  хорошая  погода!

Матрёшка.  А  я  хочу  плохую!  Пусть  идёт  дождь!  (Плачет)

Кот.   Тогда  ты  промокнешь.

Матрёшка.  Хочу  промокнуть!  (Плачет)

Пёс.  Может  быть, ты  есть  хочешь? Я  принёс  тебе…

Матрёшка (перебивает)  Ничего  я  не  хочу! Ни  котлеты, ни  конфеты, ни  чаю, ни  молока, ни  какао! (плачет)

Кот.   И  мороженого  не  хочешь? Сливочного… Шоколадного…Клубничного…?

Матрёшка.  Ни  мороженого, ни  пирожного!  (Плачет)

Пёс.  Может быть, тебе  холодно?  Принести  тебе  платок?

Матрёшка.   Мне  не  холодно  и  не  жарко!  (Плачет)

Кот.   А  почему  ты  плачешь  и  кричишь?

Матрёшка.   Почему я  всё  кричу?

                       Вам  какое  дело?

                       Ничего  я  не  хочу!

                      Всё  мне  надоело!  (Плачет)

Пёс.  Может ты  больна?  Скажи: А-а-а.

Матрёшка.  Бээ-э!

Кот.  Дыши!

Матрёшка.  Сами  дышите!

Пёс.  Сейчас  мы  тебя  послушаем.    (Прижимается  ухом  к  Матрёшке  с  разных  сторон)

Кот.  Ага!

Пёс.  Ого!

Матрёшка.  Что  «ага» и  что  «ого»?

Пёс.  Определённо!

Кот.  Это  самое!

Матрёшка.  Что  вы говорите?

Пёс и Кот  отходят  от  Матрёшки  и  шепчутся.

Пёс.  Хорошо! Так и быть, скажем  тебе  по  секрету.

Кот.  Только  никому  не  говори.

Матрёшка.  Никому  не  скажу.  Но  что?

Пёс.  Ты  проглотила  Капризку!

Кот.  Он  летал  тут  и залетел  тебе в  рот, когда  ты  плакала.

Матрёшка. (Смотрит  на  Пса  и  Кота)  Я  проглотила  Капризку? А  какой  он?

Пёс.  Он  сердитый

         Неумытый,  страшный  зверь!

Кот.  Бука, злюка,

          Любит  скуку.

          Он  в  тебя  залез  теперь.

Пёс (указывает  на  живот, потом  на  спину  Матрёшки)

Тут  он! Тут  он!

Рядом,  близко!

И  зовётся  он  Капризка.

Кот.  Он  залез  в  тебя,  и  ты  стала  сама  Капризкой!

Матрёшка.  Не  хочу быть  Капризкой!

Пёс.  Тогда  скажи  весело  и  громко: «Я  не  хочу  быть  Капризкой  и  не  буду  больше  капризничать.  Капризка,  уходи  вон!»

Матрёшка.  Не  хочу  быть  Капризкой!  Капризка,  уходи  вон!

Пёс  и  Кот.  Вылетел!  Вон,  вон,  полетел Капризка! Гоните  его!  ( Бегут и машут  лапами)

Матрёшка.   А  куда  же  он  полетел?

Пёс.   Искать  ребят,  которые  стоят  с  открытыми  ртами,  плачут  и  капризничают.  Залетит  он  к  ним  в  рот, и  они  станут  Капризками!

Матрёшка.   Я  больше  не  буду  плакать  и   упрямиться.

Все (вместе)  Лучше  съешьте  вы  ириску

                        Или  сладких  сухарей,

                        А  капризы  и  упрямство

                        Прочь  гоните  поскорей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Какие бывают дома»

laquo;Какие бывают дома»Цель: уточнение представлений детей о разнообразии человеческих жилищ.Задачи:1. Систематизировать знания детей о жилищах разных народов;2. Развивать познавательный...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Животные для зоопарка Деда Мороза»

Конспект НОД «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий в подготовительной группе. Тема: «Животные для зоопарка Деда Мороза». Цель: Формироват...