Главные вкладки

    «Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр и упражнений»
    материал по развитию речи (младшая группа) на тему

    Карташова Наталья Вячеславовна

    В материале раскрыт опыт работы по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, представлены возможные варианты оформления предметно - развивающей среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta_raboty.docx706.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы

    Воспитателя средней группы

    Высшей квалификационной категории

    ГБДОУ детского сада №75

    Центрального района Санкт-Петербурга

    Карташовой Натальи Вячеславовны.

    «Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр и упражнений»

    Известно, что уровень развития речи детей в последние годы значительно снизился. Это происходит потому, что родители меньше стали разговаривать со своими дочками-сыночками. Понятно, что сумасшедший ритм жизни и занятость на работе не дает возможности в полной мере заниматься с детьми.

    Да и сами дети стали меньше говорить, потому что больше смотрят телепередачи, видео, слушают аудио, самостоятельно пользуются телефонами, играют в компьютерные игры.

    Дома редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, игры, а также вещи не требуют никакого напряжения. Для детей сейчас все делается очень удобным (нет шнурков, а липучки, нет пуговиц, а кнопки, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.), а поэтому неэффективным для развития мелкой моторики.

    Сейчас пальчиковые игры стали очень популярными. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в целом. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности, фантазию. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны, захватывают ребенка своей непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности. Они способны улучшить мыслительную деятельность.

    Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук.

    Многолетний опыт моей работы в детском саду показал, что самое сложное в подготовке детей к обучению в школе – это развитие связной речи у каждого ребенка и его умение общаться с взрослыми людьми и сверстниками.

    Дома ребенок с удовольствием общается с мамой, папой, бабушкой. Взрослые своего малыша понимают, умиляются неправильности его речи, и ребенок себя чувствует непринужденно и уверенно. Но, как только он попадает в незнакомую обстановку, где его речь для окружающих не всегда понятна, ребенок теряется, ему некомфортно, и он замолкает.

    Чтобы такое молчание не затянулось необходимо с первых дней посещения детского сада преодолеть неуверенность. Легче всего это сделать в игровой форме, используя потешки, игры с пальчиками, хороводные игры. Наблюдая за маленькими воспитанниками во время таких игр, я обращала внимание на то, что они слышат не слово, а доброжелательную интонацию взрослого, которая располагает к доверию.

    Очень нравится мне простая народная игра «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, ну а этот пальчик – я! (показывая на мизинчик), это вся моя семья (сжимаю и разжимаю ладони). Дети сразу улыбаются и расслабляются. Использую игру, помогающую запомнить названия пальчиков (Маленький мизинчик плачет, плачет, указательный спросил: «Что все это значит?» и т.д.).

    Пока дети были маленькие, часто проводила игру «Пальчик о пальчик стук-стук-стук» (я веду свою группу с яслей). В ходе игры сразу становилось ясно, кто активен, кто пассивен, кому из детей просто общаться, а кому нелегко и на кого сразу нужно обратить внимание. Физкультминутки, разминки, упражнения, пальчиковые игры всегда использовала во всех режимных моментах и во всех видах деятельности.

    В нашем детском саду отдельная спальня есть только в ясельной группе, в остальных общая групповая комната с выдвижными кроватями, поэтому стараюсь использовать все пространство группы. Торцевые части кровати являются тренажерами для развития мелкой моторики. На них закреплены яркие разноцветные жгутики, цветные молнии, кнопки, на стене «Чудо-дерево» из ковролина, на которое помещаются различные пособия для развития мелкой моторики. А изготавливали их вместе со мной родители воспитанников. Совместная работа педагогов и родителей дорогого стоит.

    Не могу сказать, что всегда все было складно и ладно, но в целом партнерством с родителями я была довольна. Главное – уметь заинтересовать, правильно поставить задачи и вместе двигаться к цели. На практике убедилась в том, что дети нуждаются в постоянном месте для общения с воспитателем. И это место – стол педагога. Здесь можно разместить предметы, которые привлекут внимание ребенка, положить интересные картинки. Здесь можно разложить театр на перчатке, театр – руковички, пальчиковый театр. Удобно записывать ответа маленького собеседника, не теряя из вида остальных детей.

    В группе оформлены картотеки физкультминуток, пальчиковых игр, разминок, упражнений. В моей группе много пособий, которые использую для проведения пальчиковых игр. Это игры-вкладыши, шнуровки, массажные мячики, бусы, прищепки, шестигранные карандаши, разные крупы. Родителям всегда рекомендую для развития мелкой моторики рук использовать нестандартное оборудование, а проще, что есть дома под рукой на той же кухне.

    В пальчиковых играх имеют значение стихотворные строчки. Мне очень нравится сборник «Расскажи стихи руками». Игры из него я часто использую и придумываю сама. При частом повторении стихов с пальчиковыми упражнениями, развивается умение согласовывать речь и движения, появляется правильное звукопроизношение, умение говорить четко и быстро, способность согласовывать движение и речь.

    В своей работе использую новые материалы из книг о пальчиковых играх Марии Станиславовны Рузиной, которая является психологом, экспертом, программным директором СПбБФ «Дети города», лауреатом Международного фонда Дж. Сороса, принимала участие в семинаре на тему «ВсеММирные игры. Народные пальчиковые игры для развития дошкольников», который проходил в Эстонии.

    Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, но и в старшем дошкольном возрасте игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры, сочетающие театрализацию и пальчиковые игры (пальчиковый театр).

    Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

    Результатами работы в моей группе довольны и коллеги и родители, в следующем году мои воспитанниками станут старшими дошкольниками, и я с удовольствием продолжу работу по развитию речи детей при помощи пальчиковых игр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

    Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

    Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

    Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

    Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

    Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

    Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

    Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

    Папка-передвижка "Развиваем речь ребенка с помощью сказок"

    Папка - передвижка для родителей "Развиваем речь ребенка с помощью сказок"...