Рабочая программа по дополнительному образованию. Речевое развитие. для детей 4-7 лет «Учусь говорить правильно»
рабочая программа по развитию речи на тему

Бельская Светлана Ивановна

Цель программы: Развитие всех компонентов устной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад №57»

Рабочая программа по дополнительному образованию. 

Речевое развитие.

для детей 4-7 лет

«Учусь говорить правильно»

Срок реализации 3 года

Авторы: Бельская Светлана Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Никонова Ирина Викторовна

воспитатель высшей квалификационной категории

2015г.

Информационная карта.

Тип - дополнительная образовательная программа.

Вид – модифицированная.

Направленность – коррекционно – развивающая.

Форма проведения совместной деятельности: микрогруппы.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

• Закон РФ «Об образовании»

• Типовое положение о ДОУ

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• ООП ДОУ

• ФГОС ДОУ

  1. Пояснительная записка.

Актуальность.  С каждым годомв детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Работа по речевому развитию является наиболее важной в воспитании и обучении детей.В процессе комплексной целенаправленной работы по речевому развитию у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Цель программы:

Развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи:

  1. Развивать грамматический строй речи
  2. Развивать диалогическую и монологическую формы связной речи
  3. Формировать словарь детей
  4. Воспитывать звуковую культуру речи, устранение дефектов звукопроизношения.
  5. Формировать навыки свободного общения со взрослыми и другими детьми, знакомить с способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  6. Развивать общеречевые навыки: развивать и укреплять артикуляционный аппарат, вырабатывать правильное дыхание, развивать просодическую сторону речи.

Сроки реализации программы.

Программа расчитана на 3 года

 Количество занятий: 2 раза  в неделю

Время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой:

- средняя группа – 20 минут,

- старшая группа – 25 мин,

- подготовительная к школе группа – 30 минут.

 Количество занятий в год –76  занятий (включая диагностику в сентябре и мае)

Тема берётся на два занятия.

Темы занятий совпадают с темами недели по программе детского сада (Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №57» , в основу которой входит основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.), что обеспечивает преемственность между работой кружка и работой воспитателя.

Компоненты программы:

- обогащение активного словаря

- развитие связно, грамматически правильной диалогической и монологической речи

- развитие речевого творчества

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

I период обучения

Средняя группа

Общие

речевые

навыки

  1. Вырабатывать  четкие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Обучать детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3.  Формировать диафрагмальное дыхание.
  4. Работать над просодической стороной речи.

Звукопро

изношение

  1. Продолжать разрабатывать речевой аппарат (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
  2. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков.
  3. Поставить и первоначально закрепить неправильно произносимые и отсутствующие в произношении детей звуки.
  4. Работать над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Языковой

анализ и синтез

  1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные.
  2. Учить делить слова  на слоги.
  3. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Граммати

ческий

строй речи

  1. Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа.
  2. Учить преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в множественное число.
  3. Учить согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа, подбирать действий к предметам, проговаривать полученные нераспространенные предложения.
  4. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, подбирать признаки к предметам, проговаривать словосочетания.
  5. Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.
  6. Учить образовывать существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Учить употреблять  в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная

   речь

  1. Учить составлять простые распространенные предложения.
  2. Обучать умению участвовать в беседе, задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Обучать описанию предмета, картины; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
  4. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Формирование словаря

  1. Активизировать  употребление в речи названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены.
  2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
  3. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
  4. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток.
  5. Помогать заменять  часто используемые детьми указательные местоимения и наречия более точными выразительными словами.
  6. Учить употреблять слова антонимы.
  7. Учить  употреблять существительные с обобщающим значением.

 Мелкая

моторика

  1.  Развивать пальчиковую моторику.
  2. Упражнять в обводке, закрашивании и штриховке по трафаретам.
  3. Учить составлять  фигуры, узоры из элементов (по образцу).

II период обучения

Старшая группа

Общие

речевые

навыки

  1. Продолжить работу  над выработкой четкого, координированного движения органов речевого аппарата,
  2. Продолжить работу по обучению детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3. Продолжить работу по формированию диафрагмального дыхания.
  4.  Продолжить работу над просодической стороной речи.

Звукопро

изношение

  1. Закреплять правильное отчетливое произнесение звуков, учить различать на слух  и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц,  ш-ж,  ч-ц,  с-ш,  ж-з,  л-р.
  2. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков.
  3. Вести работу над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.
  4. Продолжать развивать фонематический слух.

Языковой

анализ и

 синтез

  1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные.
  2. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
  3. Учить делить слов на слоги.
  4. Выделение ударного слога
  5. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, в середине, конце слова.

Граммати

ческий

строй речи

  1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
  2. Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Один – много»).
  3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  4. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа, подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
  5. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
  6. Согласование существительных с числительными.
  7. .
  8. Образование притяжательных прилагательных.
  9. Образование относительных прилагательных от существительных.
  10. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
  11. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за).  

Связная

   речь

  1. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.
  2. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
  3. Учить составлять рассказ по картине и серии картин с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.

Формирование словаря

  1. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношения к труду
  2. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением.
  3. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Мелкая

моторика

  1. Продолжить работу  по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.
  3. Продолжать учить работать  с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работать по клеткам в тетради.

III период обучения

Подготовительная группа

Общие

речевые

навыки

  1. Продолжить работу  над выработкой  четкого, координированного движения органов речевого аппарата,
  2. Продолжить работу по обучению детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3. Продолжить работу по формированию диафрагмального дыхания.
  4.  Продолжить работу над просодической стороной речи.

Звукопро

изношение

  1. Продолжить работу над  автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.
  2. Продолжить развивать фонематический слух.

Языковой

анализ и

 синтез

  1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные.
  2. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
  3. Учить детей делить слова на слоги.
  4. Учить детей выделять ударный слог.
  5. Учить определятьместа изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, в середине, конце слова.
  6. Знакомить  с понятием «предложение».

Граммати

ческий

строй речи

  1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
  2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степени сравнения прилагательных.
  4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.
  5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения.
  6. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей.

Связная

   речь

  1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, из опыта.
  2. Учить составлять различные типы сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Обучать детей составлению рассказов о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
  5. Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды из личного опыта, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.

Формирование словаря

  1. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
  2. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
  3. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Мелкая

моторика

  1. Продолжить работу по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Продолжить работу по развитию конструктивногопраксиса.
  3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.
  4. Продолжить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.

Учебно – тематическое планирование

I период обучения

Средняя группа

месяц

тема

Количество занятий

сентябрь

«Здравствуй, детский сад!»

2

«Любимые игрушки»

2

«Что изменилось осенью»

2

«Овощи»

2

«Фрукты»

2

октябрь

«Животные и птицы осенью»

2

«В здоровом теле здоровый дух»

2

«Профессии»

2

«Родной край»

2

ноябрь

«Мы - пешеходы. Транспорт»

2

«Комнатные растения»

2

«Аквариум»

2

«Что мы умеем»

2

декабрь

«Помогаемвзрослым»

2

В декабре, в декабре все деревья в серебре»

2

«Зимние забавы»

2

«Скоро праздник Новый год»

2

«Кто на праздник к нам придёт»

2

январь

«Что изменилось зимой»

2

«Зимние чудеса»

2

«Кто живёт в Арктике и Антарктике»

2

февраль

«Я люблю свою семью»

2

«Мы любим свою Родину. Город Петрозаводск»

2

«Былинные герои»

2

«Военные профессии, техника. 23 февраля»

2

март

«Праздник мам и бабушек»

2

«Народная игрушка»

2

«Народные промыслы»

2

«Что изменилось весной»

2

апрель

«Быть здоровыми хотим»

2

«Животные и птицы весной»

2

«Труд весной»

2

«Главный город нашей родины»

2

май

«День Победы»

4

«Скоро лето»

2

«В мире всё так интересно»

2

Итого:

76

IIпериод обучения

Старшая группа

месяц

тема

Количество занятий

сентябрь

Диагностика

2

«Мой детский сад»

2

«Признаки осени»

2

«Куда улетают птицы»

2

октябрь

«Грибы»

2

«История и достопримечательности моего города»

2

«Мой город – моя малая Родина»

2

«Профессии»

2

ноябрь 5

«Во саду ли , в огороде: овощи фрукты.»

2

«Комнатные растения»

2

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

2

«Наша одежда. Сезонная одежда и обувь»

2

декабрь

«Как звери готовятся к зиме»

2

«Проказы Матушки-зимы»

2

«Приметы зимы»

2

«Новый год у ворот»

2

январь

«История создания стекла»

2

«Зимние чудеса»

2

«Животный мир Крайнего севера»

2

февраль

«Мы любим свою Родину. Город Москва»

2

«Виды транспорта»

2

«Военные профессии. 23 февраля

2

«Поговорим о маме»

2

Март

«В гостях у бабушки Федоры»

2

«Русская народная культура»

2

«Семейные традиции»

2

«Моя родословная»

2

апрель

«Изменения в природе»

2

«Признаки весны»

2

«Цветущая весна»

2

«Государственная символика России»

2

май

«День Победы»

2

«Лето красное пришло»

2

Диагностика

2

Итого:

74

III период обучения

Подготовительная группа

месяц

тема

количество занятий

сентябрь

Диагностика

2

«День знаний»

2

«Что нам лето подарило»

2

«Кладовая природы. Грибы. Ягоды»

2

октябрь

«Царство деревьев»

2

«Золотая осень»

2

«Пернатые друзья»

2

«Комнатные цветы»

2

ноябрь 5

«Транспорт.»

2

«Дом, семья»

2

«Мой город»

2

«Моя страна»

2

«Моя Родина – Россия»

2

декабрь

«Зимний пейзаж»

2

«Животные Карелии»

2

«Приметы зимы»

2

«Новый год у ворот»

2

январь

«Зимние забавы»

2

«Зимние виды спорта»

2

«Зима в городе»

2

февраль

«Профессии пап, инструменты, бытовая техника»

2

«Военная техника»

2

«Наша Армия»

2

«Космос»

2

Март

«Мамочка любимая, добрые дела»

2

«Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство»

2

«Русский быт»

2

«Родной край -Карелия»

2

Апрель

«Природа весной»

2

«Сказочная неделя»

2

«Животные весной»

2

«Первоцветы»

2

Май

«День Победы»

2

«Насекомые»

2

«Летние виды спорта»

2

Диагностика

2

Итого:

74

Обеспеченность материально-техническими и

информационно- техническими ресурсами.

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  2. Стол , 2-3 стульчика для занятий у зеркала;
  3. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;
  4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);
  5. Логопедический альбом для обследования речи;
  6. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
  7. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;
  8. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
  9. Предметные картинки по лексическим темам;
  10. Игры для совершенствования грамматического строя речи;
  11. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  12. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.
  13. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
  14. Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным темам;
  15. Магнитофон, диски с аудиозаписями
  16. Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен;
  17. Информационные стенды и папки-передвижки  с информацией для родителей.

Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.)
  2. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»под ред. Н.В.Нищевой;
  3. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР»под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
  4. «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;
  5.  «Развиваем фонематическое восприятие» (планы-конспекты занятий) Н.М.Миронова;
  6. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» (планирование и конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей ) О.С. Гомзяк;
  7. «Индивидуально-логопедические занятия с дошкольниками» (методическое пособие)Е.А.Борисова.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

Периодичность мониторинга 2 раза в год: в сентябре и мае. Мониторинг проводится целью выявления динамики речевого развития.  Определение  уровня  речевой  готовности  позволяет,  с  одной  стороны,  определить индивидуальный  образовательный  маршрут  ребенка  и,  с  другой  стороны,  определить «слабые  звенья»  в  речевом  развитии  ребенка  и,  соответственно,  своевременно организовать коррекционную работу.

Для мониторинга используется «Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  (Приложение1)

Список литературы

  1. Агранович З.Е.//Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  2. Каше Г. А.// Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  3. Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В// Идивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.//Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  5. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  6. Туманова ТВ. // Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  8. Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  9. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. //Учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  10. Пожиленко Е,А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.)
  12. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»под ред. Н.В.Нищевой;
  13. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР»под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
  14. «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;
  15. «Развиваем фонематическое восприятие» (планы-конспекты занятий) Н.М.Миронова;
  16. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» (планирование и конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей ) О.С. Гомзяк;
  17. «Индивидуально-логопедические занятия с дошкольниками» (методическое пособие)Е.А.Борисова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"

Для развития мышления речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира природы, общественной жизни....

Рабочая программа по дополнительному образованию речевое развитие "В стране красивой речи".

Основная программа по дополнительному образованию основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у де...

Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее...

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися л...

Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно г...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...