«Подборка игр и упражнений по развитию речи»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Гордеева Лиля Хажмухаметовна

Игры и упражнения по развитию речи.

   Задача развития речи и мышления детей дошкольного возраста является одной из основных задач, стоящих перед педагогом и родителями.

   Дошкольное детство является наилучшим периодом для формирования у ребенка грамматического строя речи, звуковой культуры речи, развития связной речи, активизации словаря. Именно в этом возрасте ребенок впитывает как губка поступающую извне информацию, стремится узнать много новых слов, что они означают, когда употребляются и т. д. В общении со сверстниками формируется диалогическая речь детей, а также умение правильно выбирать интонацию, регулировать темп и силу голоса.

   Ребенок активно познает мир. С каждым днем он узнает все больше и больше. На каждом шагу ребенка ожидают новые, неизвестные до сей поры предметы, явления. Активный и пытливый ум заставляет задавать тысячи «Зачем?», «Почему?» и т. д. Здесь как раз видна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между развитием таких психических процессов, как речь и мышление. Хорошо развитая речь активизирует мыслительный процесс, и наоборот, любознательный, пытливый ум заставляет ребенка задавать вопросы, стремиться к изучению чего-то нового, обогащая при этом речь ребенка новыми словами, выражениями и т. д.

   Задача взрослого заключается в том, чтобы создать необходимые условия для познавательной деятельности ребенка, помощь найти ответы на свои вопросы. При этом не стоит ограничиваться ответом из  двух- трех слов. Надо постараться дать ребенку по возможности исчерпывающую информацию о предмете, явлении, показать как можно больше граней интересующего объекта.

   В старшем дошкольном возрасте нужно постараться заставить ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (по мере возможности), использовать ранее накопленный жизненный опыт для познания чего-то нового, но и здесь не обойтись без помощи взрослого. Именно взрослый направляет, активизирует мыслительную деятельность детей.

В этом возрасте важно правильно и грамотно направлять и развивать мыслительную деятельность детей, учить их анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и уметь доказывать свои мысли, предложения.

   Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то именно через игру следует обучать ребенка. Игровые ситуации привлекают внимание детей, вызывают желание принять активное участие в них, активизирует мыслительную и словотворческую деятельность.

Логический ряд.

Цель игры: развивать логическое и ассоциативное мышление детей, расширять словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: ребенок берет картинку, рассматривает ее, отвечает на вопросы.

   Что изображено на картинке? (Роза.)

    Какая роза? (Роза красная.)

   Что еще бывает красным? ( Помидор, шапка, платье, яблоко, ягода.)

   Какой еще бывает ягода? (Сочный, вкусный, сладкой.)

   Что еще бывает сладким? (Шоколад, чай, пирожное, мороженое, вата.)

   И так далее.

   Примеры:

Белый снег – белый мех – пушистый мех – пушистый хвост - длинный хвост и т. д.;

хитрая лиса – красивая лиса - красивая девочка - маленькая девочка- маленькая кукла - и т.д.;

интересная книга – интересная сказка – любимая сказка – любимая мама- дорогая мама - и т. д.

   На самом деле, данное словотворчество может продолжаться до бесконечности, все зависит от фантазии педагога и ребенка. Построение таких рядов развивает ассоциативное и логическое мышление детей, активизирует словарный запас.

Отгадай-ка.

Цель игры: развивать умение описывать предмет, выделять его отличительные признаки.

Оборудование: Набор предметов или картинок.

Ход игры: педагог предлагает детям набор карточек с изображением различных предметов. Карточки перевернуты.

   Дети по очереди рассказывают о своем предмете по схеме, предложенной воспитателем: форма – цвет – материал размер и т. д. (в каких литературных произведениях встречается, вкус, что можно с этим предметом делать и пр.)

   Все остальные дети отгадывают предмет, в котором рассказывал их товарищ. Если дети отгадали предмет, рассказчик получает фишку. Выигравшим считается тот ребенок, у кого больше фишек.

Домашние и дикие животные.

Цель игры: закрепить умение отличать диких животных от домашних.

Оборудование: декорации домика и леса.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет называть различных животных. Если он живет в лесу, то  и дети должны спрятаться в лесу, а если животное живет рядом с человеком, то ребята должны спрятаться в домик. При этом дети звукоподражанием и движениями могут изобразить этих животных.

Ни шагу назад, ни шагу на месте.

Цель игры: Развивать речь.

Ход игры: дети выстраиваются вдоль прямой линии. На противоположной стороне на расстояние 3-4 м. обозначается еще одна линия (можно положить скакалку).

   Воспитатель задает вопрос, например, что делает врач. Дети предлагают варианты ответов  (лечит, врачует, делает укол, слушает и т. д.). За правильный ответ ребенок  шаг вперед.

   Побеждает тот игрок, который первым достигнет противоположной стороны.

   Примерные вопросы.

1. Что может быть холодным? (Вода, снег, льдинка, молоко, мороженое и т.д.)

2. Что может быть сладким? ( Конфета, шоколадка, чай, печенье и т. д.).

3. Что может быть круглым? ( Мяч, голова, яблоко, помидор, воздушный шар и т. д.)

   Активизация прилагательных.

1. Какой может быть мама? ( Доброй, любящий, родной и т. д.)

2. Каким может быть волк? (Злым, серым, лесным, зубастым, страшным и т. д.)

Активизация глаголов.

1. Что можно делать на прогулке? ( Играть, бегать, прыгать, ходить, гулять, наблюдать, рассматривать, и т д.).

2. Как мы помогаем маме? (Убираем, подметаем, стираем, гладим, готовим и т. д.)

3. Что делает корова? (Мычит, есть траву, дает молоко, пасется, ест сено и т.д.).

Рифмоплеты.

Цель игры: Научить рифмовать слова.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (3-5 человек). Детям предлагается с подгруппой детей (3-5 человек). Детям предлагается послушать аудиозаписи песню «33 коровы»

   Предлагаются вопросы: о чем эта песня; кто такой поэт; а вы хотите попробовать быть маленькими поэтами?

   Воспитатель читает начало четверостиший, а дети должны закончить, подобрав подходящее по смыслу слово в рифмовку.

Свою маму я  люблю,

Помогаю, чем могу:

Пол подмету метлой,

Потому, что я …(большой).

 

Владик и Илюша

Жили  очень дружно,

Играли, конфеты кушали,

Песни Кеши…(слушали).

   В качестве задания можно использовать любые стихотворения, отрывки из произведений.

С острова на остров.

Цель игры: научить подбирать слова на заданную тему.

Ход игры: воспитатель определяет местоположение «острова Знаек» и «Острова Незнаек».

Первоначальное все дети находятся на «Острове Незнаек». Для того чтобы попасть на «остров Знаек», нужно правильно назвать слова. Воспитатель называет обобщающее слово, например «животные». Ребенок, назвавший животное, переходит на «остров Незнаек». Проигравшими считаются дети, оставшиеся на «острове Незнаек».

   Дети возвращаются «на остров Незнаек», воспитатель меняет задание, и игра продолжается. Используется обобщающие слова типа « птицы», « дикие звери», « воздушный транспорт» и т. д.

Цепочка слов.

   Цель игры: научить подбирать слова, противоположные по смыслу заданному.

Ход игры: дети становятся вкруг. Один ребенок называет слово, а его сосед (по часовой стрелке) должен назвать антоним к этому слову. Если он ответил правильно, то называют другое слово следующему ребенку. Если кто-то затрудняется ответить, то отвечает следующий участник игры. Игра должна происходить в быстром темпе.

Примеры слов, которые можно использовать:

 

большой - маленький

длинный – короткий

широкий – узкий

глубокий – мелкий

белый – черный

умный – глупый.

красивый – страшный

веселый – грустный

храбрый - трусливый

сладкий - горький

рано – поздно

холодный – горячий

Цепочка предложений.

Цель игры: учить составлять предложения и рассказы по предложенным сюжетам.

Оборудование: набор карточек, изображающих последовательные события ( по 5 карточек)

Ход игры: дети делятся на 2-3 команды по 5 человек. Перед каждой командой на столе лежит набор картинок. По команде педагога каждый ребенок берет карточку и рассматривает ее. Детям необходимо встать так, чтобы их карточки изображали последовательные события. Воспитатель отмечает команду, справившуюся с заданием первой, второй, и т.д. Затем проверяется правильность выполненного задания. Для этого каждая команда, начиная с самой шустрой, рассказывает свою историю. Каждой ребенок говорит по одному предложению по своей  карточке. Таким образом, получается рассказ. Все команды произносят свой текст, остальные слушают и оценивают правильность. Выигравшей считается команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Сосчитай братьев и сестер.

Цель игры: научить подбирать похожие по смыслу слова.

Оборудование: фишки, шкатулки для фишек.

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Ребята, у вас есть братья и сестры? А вы знаете, что у слов тоже есть братья и сестры, они очень похожи друг на друга. Например, у слова «холодный» есть такие братья и сестры, как слова   «прохладный», «зябкий», « морозный», «ледяной», «пронизывающий» и т. д.

Далее воспитатель предлагает найти и сосчитать братьев и сестер у других слов.

   Ребенок, правильно назвавший слово, кладет фишку в шкатулку. Затем дети считают фишки: как много братьев и сестер у слова «хороший», сколько братьев и сестер слова « ходить».

Что изменилось?

Цель игры: развивать внимательность, умение грамотно составлять предложения.

Оборудование: различные атрибуты для изменения внешности (бусы, браслет и т. д.)

Ход игры: с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий выходит за дверь и что-нибудь изменяет в своей внешности (снимает один носок, ботинок, меняет прическу, добавляет или убирает какие-нибудь аксессуары - заколку, бусы, браслет, галстук и т. д.). Затем водящий возвращается в группу. Дети должны отвечать предложениями типа «было два носка, а остался один», «У тебя была красная заколка, а теперь белая» и т. д. Ребенок, заметивший больше всего изменений, становится водящим. Постепенно число водящих можно увеличить до 3-5 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_po_razvitiyu_rech1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по развитию речи.

   Задача развития речи и мышления детей дошкольного возраста является одной из основных задач, стоящих перед педагогом и родителями.

   Дошкольное детство является наилучшим периодом для формирования у ребенка грамматического строя речи, звуковой культуры речи, развития связной речи, активизации словаря. Именно в этом возрасте ребенок впитывает как губка поступающую извне информацию, стремится узнать много новых слов, что они означают, когда употребляются и т. д. В общении со сверстниками формируется диалогическая речь детей, а также умение правильно выбирать интонацию, регулировать темп и силу голоса.

   Ребенок активно познает мир. С каждым днем он узнает все больше и больше. На каждом шагу ребенка ожидают новые, неизвестные до сей поры предметы, явления. Активный и пытливый ум заставляет задавать тысячи «Зачем?», «Почему?» и т. д. Здесь как раз видна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между развитием таких психических процессов, как речь и мышление. Хорошо развитая речь активизирует мыслительный процесс, и наоборот, любознательный, пытливый ум заставляет ребенка задавать вопросы, стремиться к изучению чего-то нового, обогащая при этом речь ребенка новыми словами, выражениями и т. д.

   Задача взрослого заключается в том, чтобы создать необходимые условия для познавательной деятельности ребенка, помощь найти ответы на свои вопросы. При этом не стоит ограничиваться ответом из  двух- трех слов. Надо постараться дать ребенку по возможности исчерпывающую информацию о предмете, явлении, показать как можно больше граней интересующего объекта.

   В старшем дошкольном возрасте нужно постараться заставить ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (по мере возможности), использовать ранее накопленный жизненный опыт для познания чего-то нового, но и здесь не обойтись без помощи взрослого. Именно взрослый направляет, активизирует мыслительную деятельность детей.

В этом возрасте важно правильно и грамотно направлять и развивать мыслительную деятельность детей, учить их анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и уметь доказывать свои мысли, предложения.

   Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то именно через игру следует обучать ребенка. Игровые ситуации привлекают внимание детей, вызывают желание принять активное участие в них, активизирует мыслительную и словотворческую деятельность.

Логический ряд.

Цель игры: развивать логическое и ассоциативное мышление детей, расширять словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: ребенок берет картинку, рассматривает ее, отвечает на вопросы.

   Что изображено на картинке? (Роза.)

    Какая роза? (Роза красная.)

   Что еще бывает красным? ( Помидор, шапка, платье, яблоко, ягода.)

   Какой еще бывает ягода? (Сочный, вкусный, сладкой.)

   Что еще бывает сладким? (Шоколад, чай, пирожное, мороженое, вата.)

   И так далее.

   Примеры:

Белый снег – белый мех – пушистый мех – пушистый хвост - длинный хвост и т. д.;

хитрая лиса – красивая лиса - красивая девочка - маленькая девочка- маленькая кукла - и т.д.;

интересная книга – интересная сказка – любимая сказка – любимая мама- дорогая мама - и т. д.

   На самом деле, данное словотворчество может продолжаться до бесконечности, все зависит от фантазии педагога и ребенка. Построение таких рядов развивает ассоциативное и логическое мышление детей, активизирует словарный запас.

Отгадай-ка.

Цель игры: развивать умение описывать предмет, выделять его отличительные признаки.

Оборудование: Набор предметов или картинок.

Ход игры: педагог предлагает детям набор карточек с изображением различных предметов. Карточки перевернуты.

   Дети по очереди рассказывают о своем предмете по схеме, предложенной воспитателем: форма – цвет – материал размер и т. д. (в каких литературных произведениях встречается, вкус, что можно с этим предметом делать и пр.)

   Все остальные дети отгадывают предмет, в котором рассказывал их товарищ. Если дети отгадали предмет, рассказчик получает фишку. Выигравшим считается тот ребенок, у кого больше фишек.

Домашние и дикие животные.

Цель игры: закрепить умение отличать диких животных от домашних.

Оборудование: декорации домика и леса.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет называть различных животных. Если он живет в лесу, то  и дети должны спрятаться в лесу, а если животное живет рядом с человеком, то ребята должны спрятаться в домик. При этом дети звукоподражанием и движениями могут изобразить этих животных.

Ни шагу назад, ни шагу на месте.

Цель игры: Развивать речь.

Ход игры: дети выстраиваются вдоль прямой линии. На противоположной стороне на расстояние 3-4 м. обозначается еще одна линия (можно положить скакалку).

   Воспитатель задает вопрос, например, что делает врач. Дети предлагают варианты ответов  (лечит, врачует, делает укол, слушает и т. д.). За правильный ответ ребенок  шаг вперед.

   Побеждает тот игрок, который первым достигнет противоположной стороны.

   Примерные вопросы.

1. Что может быть холодным? (Вода, снег, льдинка, молоко, мороженое и       т.д.)

2. Что может быть сладким? ( Конфета, шоколадка, чай, печенье и т. д.).

3. Что может быть круглым? ( Мяч, голова, яблоко, помидор, воздушный шар и т. д.)

   Активизация прилагательных.

1. Какой может быть мама? ( Доброй, любящий, родной и т. д.)

2. Каким может быть волк? (Злым, серым, лесным, зубастым, страшным и т. д.)

Активизация глаголов.

1. Что можно делать на прогулке? ( Играть, бегать, прыгать, ходить, гулять, наблюдать, рассматривать, и т д.).

2. Как мы помогаем маме? (Убираем, подметаем, стираем, гладим, готовим и т. д.)

3. Что делает корова? (Мычит, есть траву, дает молоко, пасется, ест сено и т.д.).

Рифмоплеты.

Цель игры: Научить рифмовать слова.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (3-5 человек). Детям предлагается с подгруппой детей (3-5 человек). Детям предлагается послушать аудиозаписи песню «33 коровы»

   Предлагаются вопросы: о чем эта песня; кто такой поэт; а вы хотите попробовать быть маленькими поэтами?

   Воспитатель читает начало четверостиший, а дети должны закончить, подобрав подходящее по смыслу слово в рифмовку.

Свою маму я  люблю,

                                                Помогаю, чем могу:

Пол подмету метлой,

           Потому, что я …(большой).

                                                Владик и Илюша

                                                Жили  очень дружно,

       Играли, конфеты кушали,

       Песни Кеши…(слушали).

   В качестве задания можно использовать любые стихотворения, отрывки из произведений.

С острова на остров.

Цель игры: научить подбирать слова на заданную тему.

Ход игры: воспитатель определяет местоположение «острова Знаек» и «Острова Незнаек».

Первоначальное все дети находятся на «Острове Незнаек». Для того чтобы попасть на «остров Знаек», нужно правильно назвать слова. Воспитатель называет обобщающее слово, например «животные». Ребенок, назвавший животное, переходит на «остров Незнаек». Проигравшими считаются дети, оставшиеся на «острове Незнаек».

   Дети возвращаются «на остров Незнаек», воспитатель меняет задание, и игра продолжается. Используется обобщающие слова типа « птицы», « дикие звери», « воздушный транспорт» и т. д.

Цепочка слов.

   Цель игры: научить подбирать слова, противоположные по смыслу заданному.

Ход игры: дети становятся вкруг. Один ребенок называет слово, а его сосед (по часовой стрелке) должен назвать антоним к этому слову. Если он ответил правильно, то называют другое слово следующему ребенку. Если кто-то затрудняется ответить, то отвечает следующий участник игры. Игра должна происходить в быстром темпе.

Примеры слов, которые можно использовать:

 большой - маленький

длинный – короткий

                                                 широкий – узкий

                                                 глубокий – мелкий

                                                 белый – черный

                                                 умный – глупый.

  красивый – страшный

                                                 веселый – грустный

 храбрый - трусливый

                                                 сладкий - горький

                                                 рано – поздно

                                                 холодный – горячий

Цепочка предложений.

Цель игры: учить составлять предложения и рассказы по предложенным сюжетам.

Оборудование: набор карточек, изображающих последовательные события

( по 5 карточек)

Ход игры: дети делятся на 2-3 команды по 5 человек. Перед каждой командой на столе лежит набор картинок. По команде педагога каждый ребенок берет карточку и рассматривает ее. Детям необходимо встать так, чтобы их карточки изображали последовательные события. Воспитатель отмечает команду, справившуюся с заданием первой, второй, и т.д. Затем проверяется правильность выполненного задания. Для этого каждая команда, начиная с самой шустрой, рассказывает свою историю. Каждой ребенок говорит по одному предложению по своей  карточке. Таким образом, получается рассказ. Все команды произносят свой текст, остальные слушают и оценивают правильность. Выигравшей считается команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Сосчитай братьев и сестер.

Цель игры: научить подбирать похожие по смыслу слова.

Оборудование: фишки, шкатулки для фишек.

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Ребята, у вас есть братья и сестры? А вы знаете, что у слов тоже есть братья и сестры, они очень похожи друг на друга. Например, у слова «холодный» есть такие братья и сестры, как слова   «прохладный», «зябкий», « морозный», «ледяной», «пронизывающий» и т. д.

Далее воспитатель предлагает найти и сосчитать братьев и сестер у других слов.

   Ребенок, правильно назвавший слово, кладет фишку в шкатулку. Затем дети считают фишки: как много братьев и сестер у слова «хороший», сколько братьев и сестер слова « ходить».

Что изменилось?

Цель игры: развивать внимательность, умение грамотно составлять предложения.

Оборудование: различные атрибуты для изменения внешности (бусы, браслет и т. д.)

Ход игры: с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий выходит за дверь и что-нибудь изменяет в своей внешности (снимает один носок, ботинок, меняет прическу, добавляет или убирает какие-нибудь аксессуары - заколку, бусы, браслет, галстук и т. д.). Затем водящий возвращается в группу. Дети должны отвечать предложениями типа «было два носка, а остался один», «У тебя была красная заколка, а теперь белая» и т. д. Ребенок, заметивший больше всего изменений, становится водящим. Постепенно число водящих можно увеличить до 3-5 человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДБОРКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Данный методический материал предназначен для использования воспитателями детских садов для обогащения словарного запаса детей....

Презентация для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи" Подборка игр на развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.

Презентация ОО Познани ОО Речевое развитие. Подборка игрового материала для развития мышления, речи, внимания и закрепления материала по теме "Фрукты. Овощи"...

Презентация для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи" Подборка игр на развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.

Презентация ОО Познание ОО Речевое развитие. Материал (подборка игр) для развития речи, мышления и для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи"...

Подборка картин по развитию речи 2 младшая группа

Подборка картин по развитию речи 2 младшая группа...

Подборка дидактических упражнений для развития речи

Подборка дидактических упражнений для развития речи "Как звучит слово"...

Подборка скороговорок как средство развития речи дошкольников.

Подобраны скороговорки на отработку различных звуков....