Дидактические игры для формирования лексико-грамматических категорий
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Кушнир Татьяна Николаевна

Представлены авторские дидактические игры с испльзованием мнемотехники для формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для формирования лексико-грамматических категорий

                                                                         

Игра «Назови одним словом»

Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей.

Инструкция логопеда: «Назови одним словом….(стул, стол, кресло и тд.;

береза, липа, тополь, дуб и т.п.)» Ответы детей: мебель, деревья.

Игра «Угадай-ка»

Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Инструкция логопеда: «Я загадала  шесть предметов… одежды (посуды,

названий животных и т.д.) – угадайте их»

Игра «Назови профессию»

Цель: упражнять в подборе однородных членов предложения, закреплять названия профессий.

Инструкция логопеда: «Я раздам картинки с изображением предметов, необходимых для работы, а вы назовите  профессию.

Игра «Один-много» и «Много чего?»

Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных, в употреблении существительных множественного числа в Именительном и Родительном падежах.

Инструкция логопеда: «Я назову один предмет (жест на один прямоугольник), а вы назовите много таких предметов (жест на группу прямоугольников) Ответы детей: Дом – дома, зеркало – зеркала и т.д. «А теперь скажите много чего? Ответы детей: домов, зеркал и т.д.

Игра «Кто у кого?»

Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно - падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».

Инструкция логопеда: «Я покажу (или назову) животное (указательный жест на прямоугольник слева), а вы назовете его детенышей (обобщающий жест прямоугольников справа)» Ответы детей: у волка волчата, у медведя медвежата и т.д.

Игра «Назови маму».

Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно - падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».

Инструкция логопеда: «Я назову детенышей животных (птиц), а вы назовите их маму». (Карточка – модель переворачивается) Ответы детей: телята у коровы, утята у утки и т.д.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей.

Инструкция логопеда: «Я назову предметы, а вы отберите три предмета, которые должны быть вместе»

Игра «Папа, мама, я – дружная семья»

Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно - падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».

Инструкция логопеда: «Я назову животных ( лис, лиса, кот, кошка), а вы их детенышей» Ответы детей: лисята, котята и т.д. (Карточка  - модель переворачивается)  «Я назову детенышей животных, а вы назовите их маму и папу. Тигрята у - …» Ответы детей: у тигра и тигрицы.

Игра «Маленький – большой – огромный»

Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением и увеличительным суффиксом – ищ.

Инструкция логопеда: «Назовите маленький, большой и огромный предмет. (Демонстрируется предметная картинка и указываются  поочередно жестом маленький, средний и большой круги ) Ответы детей: глазик- глаз – глазище, сапожок – сапог – сапожище и т.д.

Игра «Скажи ласково»

Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательного значения слов.

Инструкция логопеда: «Назовите ласково предмет:  мяч – (мячик), ковер – (коверчик) и т.д.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в подборе слов - антонимов.

Инструкция логопеда: «Скажите наоборот: горячий – (холодный), плачет -  (смеется), вверх – (вниз) и т.д.

Игра «Кулинар»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных, в согласовании прилагательного с существительным в роде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей c ОНР.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

перечень игр по развитию лексико-граматического строя  речи по темам...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

ОСЕНЬ1. «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.Ход. На с...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

Эти простые,на первый взгляд, дидактические игры помогут педагогам в формировании лексико-грамматических категорий и развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.....