Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.
консультация по развитию речи на тему

Жильцова Марина Викторовна

      Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Слайд 1

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

      Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

Слайд 2

В формировании детского художественного творчества Н.А.Ветлугина выделяла три этапа.

Слайд 3

        На первом этапе происходит накопление опыта.

Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

  Слайд 4    

Второй этап –процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана обстановка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

Слайд 5

       На третьем этапе- появляется новая продукция.

Ребенок интересуется ее качеством, стремиться завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

       Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

       В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазий.

       В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды:

 рассказы реалистического характера;

сказки;

описание природы.

Слайд 7

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

        Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

  Слайд 8    

 Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа:

                                  вспомогательные вопросы

                                  образец рассказа воспитателя

                                  план рассказа

                                  указания

                                  совместный рассказ воспитателя и ребёнка

                                  подсказка нужного слова

                                  анализ и оценка детских рассказов

Слайд 9

       В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу, воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

      Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям предлагают такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание придумать рассказ. Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

     В подготовительной к школе группе задачи обучения рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Слайд 10

Наиболее легким принято считать придумывание предложения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером. С обстановкой, в которой происходит действие.

 Е.И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

                                      Варианты творческих рассказов:

Слайд 11

 По предложенному сюжету

В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий- непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справится с творческим заданием.

Слайд 12

 Придумывание продолжение и завершения рассказа.

   Воспитатель сообщает детям начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умение придумывать завязку, кульминацию, развязку), умение точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими навыками ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Слайд 13

         Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя

     Такой вид рассказывания требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, больше их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Слайд 14

         Рассказывание по сюжету, предложенным педагогом- более сложный прием.

 Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем».

Педагог ставит перед детьми учебную задачу, мотивирует ее, предлагает тему. Сюжет, называет основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Слайд 15

           Придумывание рассказа по теме придуманной воспитателем – самое трудное задание.

Оно даёт ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребёнок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму.

Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа.

Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например, серия рассказов про Лену: «Новое платье Лены», Какая игрушка понравилась Лени в детском саду». Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение, самостоятельно придумывать концовку.

Слайд 16

            Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему

Этот вид рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интересней придумает сказку». Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть и положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого воспитатель даёт образец оценки, пример, «Мне понравилась сказка Маши. В ней интересно описаны приключения белки и её друзей. Маша рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку- «рыжая шубка».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях.

Слайд 17

Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет персонажей.

Слайд 18

Описание природы - является наиболее сложным видом детских сочинений. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы. Обучение этого вида рассказывания идёт постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Перед рассказыванием о конкретном времени года нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые.

Можно предложить примерно такой план:

Чем весна отличается от зимы? Какая погода бывает весной? Что происходит с деревьями и кустами? Как живут весной птицы и звери? Что делают люди на огороде и в садах?

На первоначальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, альбом детских рассказов. Дать книжке или альбому интересное название, предложить детям нарисовать каждому к своему рассказу иллюстрации. Читать вместе с детьми их рассказы, дети с удовольствием по -  многу раз слушают свои рассказы.

Учимся находить причину событий.

Игра «Почему это произошло?»

Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ситуаций:

Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.

Река вышла из берегов и затопила окрестные луга.

Учимся представлять последствия событий.

Охотник выстрелил в воздух – пуля попала в пролетающую утку,

Представь, что ты можешь уменьшится до размера муравья.

Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:

Какое бы у тебя было любимое занятие?

Чего бы ты опасался?

Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров...

Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам

Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам...

Занятие в старшей логопедической группе по обучению детей творческому рассказыванию.

Учим детей составлять творческие рассказы, сказки по серии предметных картинок (3-5 шт.), по одному выбранному объекту, по цветовым моделям....

Практическое занятие. Моделирование и обсуждение конспектов НОД по обучению детей творческому рассказыванию

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Презентация: Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам в подготовительной группе».

            Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам в подготовительной группе».    ...

Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников....