Программа развития речи старших дошкольников "БУКВАРИКИ"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx54.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 города Ставрополя

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ д/с №4 __________ Л.В.Коваленко

Программа по развитию речи у старших дошкольников

  «БУКВАРИКИ»

Образовательная программа направлена на создание условий для речевого развития 

Возрастной состав обучающихся – 6-7 лет

Продолжительность образовательного цикла – 1 год

Автор:

Пояснительная записка

        Требования современной школы растут. Для того чтобы переход ребёнка из дошкольного детства в школьную жизнь был прологинрованным, в детских садах создаются группы подготовки детей к школе. Программа дополнительного образования «От звуков к речи» имеет социально-коммуникативную направленность, предназначена для речевого и личностного развития детей 6-7 лет и содействия их адаптации к школьной жизни, поэтому она является актуальной и востребованной в настоящее время.

Программа построена на основе пособий: «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой, «Развитие речи детей 5-7 лет» О.С. Ушаковой, «Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Разработанная программа предполагает включение детей в учебную деятельность путём непосредственного участия в играх, беседах, рассуждениях, наблюдениях, где каждому ребёнку предоставляется возможность для самовыражения.

Цель программы: создание условий для речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста и содействие их адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Формирование навыков учебной деятельности: слушание, действие по плану, самостоятельное выполнение  задач и инструкций; обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ и синтез, определение количества слов в предложении и составление предложений.

2. Формирование интереса к чтению, коммуникативных навыков, стремления оказывать помощь друг другу, стимулирование желания учиться в школе.

3. Обогащение словарного запаса, развитие познавательного интереса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления.

Программа разработана с учетом основных принципов:

1. Последовательности (все задачи решаются «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);

2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

4. Индивидуализации (учитывает индивидуальные особенности дошкольников);

5. Целесообразности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

6. Дифференцированности и интегрированности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, математикой и др.);

          Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями. Обучение по данной программе направлено на развитие интереса и способностей к чтению у детей старшего дошкольного возраста, на создание благоприятных условий для подготовки к школе.

        Психологические особенности обучающихся этого возраста заключаются в том, что дети готовы к школьному обучению, любознательны, у них достаточно активное внимание. В этот период происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой. Воспитанники психологически подготовлены к восприятию этических норм и правил поведения. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра, а также наблюдается потребность в оцениваемой деятельности. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают определенные трудности с дисциплиной. Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические игры. Но игры, прежде всего, обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия, давать новые знания, заставляя его напряженно думать. Это период перехода от игры к учению. В 5-7 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук. Движения становятся более точными и четкими, рука практически готова к обучению письму.

         Формы организации занятий: фронтальная (работа со всей группой), работа в подгруппах (объединение по два человека и более) и индивидуальная.

          Методы и приемы обучения, используемые на занятиях: словесные; наглядные; практические, игровые.

  Режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю. Образовательная программа содержит три курса: «Обучение грамоте», «Развитие речи», «Подготовка и обучение чтению».

       На занятиях по обучению грамоте у детей происходит формирование представлений о слове и предложении, дети учатся слоговому и звуко-буквенному анализу. Идет процесс обучения записывать слова, предложения печатными буквами, ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка), рисовать предметы в тетради в линейку. При этом дошкольники стараются правильно держать ручку, карандаш, пользоваться линейкой, соблюдать правила посадки.

        По развитию речи обогащается словарь дошкольника. Дети учатся понимать объяснение педагога и отражать в своей речи знания на различные познавательные темы (город, страна, родина, профессии, животные, птицы, времена года, семья, школа и др.), выделять существенные признаки предметов, сравнивать предметы между собой, группировать предметы по признакам, пересказывать, составлять связный рассказ по картине, серии картин, по плану и др. Дошкольники знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами, диалогической и монологической речью и др.

Раздел «Подготовка и обучение чтению» включает чтение сказок, рассказов, стихов, былин, басен, беседы об авторах произведений (отечественных и зарубежных), рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания прочитанного. Детям предоставляется возможность высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение, попробовать себя в разных видах деятельности (чтение по ролям, инсценировка, кукольный спектакль, совместное чтение и др.)

      Целевые ориентиры. Дети к концу курса  должны уметь:

-внимательно слушать педагога, самостоятельно работать;

-пользоваться краткой и распространённой формами ответа, дополнять высказывания товарищей, правильно оценивать результаты своей деятельности;

-вместе решать учебные задачи;

-различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, знать порядок букв и их название «алфавит», различать гласные, твердые и мягкие согласные, правильно ставить ударение в знакомых словах, составлять из букв разрезной азбуки слова и предложения;

-составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок, из опыта;

-читать по слогам небольшие тексты, отвечать на вопросы по тексту, обсуждать их содержание;

-пересказывать небольшие литературные произведения, придумывать и рассказывать сказки, выразительно читать наизусть стихи.

У  обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:

1. готовность дошкольника к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к чёткому соблюдению технологии деятельности.

2. готовность дошкольника принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

3. готовность дошкольника получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Учебный план программы 

Название курса

Количество часов

Теория

Практика

1

Обучение грамоте

32

14

18

2

Развитие речи

32

12

20

3

Обучение чтению

32

12

20

4

Всего

96

38

58

Учебно-тематический план «Обучение грамоте»

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Предложение и слово

3

1

2

3

Слог и ударение

4

2

2

4

Совершенствование первоначальных навыков чтения и письма. Звуки и буквы

23

10

13

5

Итоговое занятие

1

1

Итого

32

14

18

Учебно-тематический план курса «Развитие речи»

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Беседа по картине

4

2

2

2

Составление рассказа по плану

3

1

2

3

Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий, объяснение их значений

7

3

4

4

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию

4

2

2

5

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов

4

2

2

6

Подбор обобщающих слов к группе предметов

5

2

3

7

Диалог, монолог, косвенная речь

4

1

3

8

Итоговое занятие

1

1

Итого

32

12

20

Учебно-тематический план курса «Обучение чтению»

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Сказка

8

3

5

2

Рассказ

8

3

5

3

Басня

5

2

3

4

Стихотворение

4

2

2

5

Былина

3

1

2

6

Диалог

3

1

2

7

Итоговое занятие

1

1

Итого

32

12

20

Содержание тем курса «Обучение грамоте»

Тема 1. (1 час)

«Вводное занятие»

Теория: Задачи и содержание курса. Техника безопасности на занятиях. Государственная символика России. Правила поведения обучающихся во время проведения занятий. (1 час)

Тема 2. (3 часа)

«Предложение и слово»

Теория: Речь письменная и устная. Значение речи. Связная речь. Предложение. Распространенное и нераспространенное предложение. Слово. Количество слов в предложении. Разделительное написание слов в предложении. Схема предложения. Употребление знаков препинания в конце предложения. (1 час)

Практика:

Определение количества слов в предложении. Выделение первого, второго, третьего слова в предложении. Составление предложений. Распространение предложений. Добавление недостающих слов в предложении. Придумывание предложений к картинке и запись его схематически. Определение по интонации знака в конце предложения. (2 часа)

Тема 3. (4 часа)

«Слог и ударение»

Теория: Понятие «слог», слоговой анализ слов. Слияние. Свойства гласных звуков. Свойства согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Роль ударения в словах. Слоги ударные и безударные. (2 часа)

Практика: Деление слов на слоги. Установление количества слогов в слове. Подбор слов на заданное количество слогов. Выделение в словах первого и последнего слогов. Подбор слов на заданный слог. Составление слова из слогов. Изменение слов в зависимости от постановки ударения. Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения слога. (2 часа)

Тема 4. (23 часа)

«Совершенствование первоначальных навыков чтения и письма. Звуки и буквы»

Теория: Расширение и закрепление представлений детей по темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Домашние животные», «Дикие животные», «Сказки», «Зима», «Новый год», «Транспорт», «Профессии», «Природные явления», «Лес», «Насекомые», «Птицы», «Цветы», «8 Марта», «Весна», «Лето», «Ребусы», Кроссворды», «Скоро в школу». Овладение печатным шрифтом. Звуко-буквенный анализ слов. Развитие мелкой моторики – умения управлять пальцами рук. Формирование умения ориентироваться в тетради. (10 часов)

Практика: Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Проведение звуко-буквенного анализа слова. Рисование прямых и округлых линий, предметов по образцу в ограниченном пространстве (широкой и узкой строке). (13 часов)

Тема 5. (1 час)

«Итоговое занятие»

Практика: Чтение текстов. (1 час)

Содержание тем

курса «Развитие речи»

Тема 1. (4 часа)

«Беседа по картине»

Теория: Беседа по картине. Рассказ по сюжетной картине. Построение предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Название картины. План рассказа по картине. (2 часа)

Практика: Составление грамматически правильных предложений по картине. Употребление в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Озаглавливание картины. Составление плана рассказа по сюжетной картине.(2 часа)

Тема 2. (3часа)

«Составление рассказа по плану»

Теория: Обучение рассказыванию по плану. Составные части плана рассказа: вступление, основная часть, заключение. (1час)

Практика: Составление рассказа по плану из личных наблюдений обучающихся, на заданную тему. (2 часа)

Тема 3. (7 часов)

«Правильное употребление слов-названий предметов, признаков, действий, объяснение их значений»

Теория: Совершенствование общих речевых навыков. Активизация пассивного словаря обучающихся. Правильное употребление слов-названий предметов, признаков, действий, объяснение их значений по темам: «Огород. Труд взрослых на полях и в огородах», «Сад. Труд взрослых в садах», «Осень», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные и птицы», «Сказки», «Зимушка-зима». Синонимы. Антонимы. Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. (3 часа)

Практика: Составление словосочетаний, предложений со словами, обозначающими названия предметов, признаки предметов, действия. Знакомство с новыми словами, объяснение их значений, правильное их произношение. Согласование слов в речи. Употребление единственного и множественного числа слов. Правильное употребление падежных окончаний.(4 часа)

Тема 4. (4 часа)

«Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию»

Теория: Красота речи в зависимости от ее характеристик. Темп, ритм, громкость речи. Речевое дыхание. Интонация.(2 часа)

Практика: Неторопливый темп и ритм речи, правильное речевое дыхание, умеренная громкость и правильное интонирование при изучении тем: «Здравствуй, Новый год!», «Транспорт», «Крещение», «Профессии. Определение зависимости между понятностью речи и ее темпом, ритмом. Разучивание скороговорок. Разучивание стихотворений. Составление и чтение повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений (2 часа)

Тема 5. (4 часа)

«Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов»

Теория: Сложные слова. Существительные, обозначающие род деятельности.(2 часа)

Практика: Образование существительных, обозначающих род деятельности, и сложных слов при изучении тем: «Явления природы», «Лес, полный чудес», «В мире насекомых», «День защитника Отечества. Военные профессии» (2 часа)

Тема 6. (5 часов)

«Подбор обобщающих слов к группе предметов»

Теория: Обобщающие слова, их роль в речи. (2 часа)

Практика: Подбор обобщающих слов при изучении тем: «Мир цветов», «Праздник мам и бабушек», «Весна пришла!», «Мы любим лето!» «В загадочной стране». (3 часа)

Тема 7. (4 часа)

«Диалог, монолог, косвенная речь»

Теория: Понятия «диалог», «монолог», «косвенная речь». (1 час)

Практика: Определение в тексте монолога, диалога, косвенной речи. Составление монологов. Составление диалогов. (3 часа)

Тема 8. (1 час)

«Итоговое занятие»

Практика: Обобщение изученного. Тестирование. (1 час)

Содержание тем

курса «Ознакомление с художественной литературой»

Тема 1. (8 часов)

«Сказка»

Теория: Знакомство с русскими народными сказками, сказками народов мира, сказками А.С. Пушкина, Н. Носова.(3 часа)

Практика: Чтение сказок: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка», «Приключения Чиполлино», «Журавлиные перья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Приключения Незнайки и его друзей», беседа по прочитанному. Соотнесение содержания текста с изображением на картинке. Ответы на вопросы распространенными предложениями. Постановка вопросов к тексту. Придумывание необычного конца. Пересказ сказки, отрывка сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Выражение своего отношения к прочитанному, услышанному. Сопереживание, умение сочувствовать литературным героям. Формирование у детей первоначальных представлений о построении художественных текстов, об их жанровых особенностях. Развитие творческого воображения. (5 часов)

Тема 2. (8 часов)

«Рассказ»

Теория: Знакомство с творчеством Н. Носова, А. Ремизова, В. Сухомлинского, В. Бианки, Л.Н. Толстого, М.М. Зощенко. Отличительные признаки рассказа. (3 часа)

Практика: Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы». Рассказ или сказка произведение А. Ремизова «Хлебный голос»? Беседа «Хлеб – всему голова». Чтение рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» и его пересказ. Рассказ или сказка произведение В. Бианки «Синичкин календарь» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»)? Чтение и обсуждение рассказов Л.Н. Толстого: «Пожарные собаки», «Прыжок», «Лев и собачка». Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат», его пересказ. Чтение и обсуждение рассказа М.М. Зощенко «Елка». Ответы на вопросы. Постановка вопросов к прочитанному. Составление рассказа по плану. Составление рассказа по сюжетной картине. Соотнесение содержание текста с изображением на картинке Пересказ небольшого по объему рассказа. Пересказ по цепочке. Выражение своего отношения к прочитанному, услышанному. Сопереживание, сочувствовать литературным героям. Формирование у детей первоначальных представлений о построении художественных текстов, об их жанровых особенностях. Развитие творческого воображения. (5 часов)

Тема 3 . (5 часов)

«Басня»

Теория: Басня как образец русской классической литературы. Басни в стихах и прозе. Творчество И.А. Крылова. Басни С. Михалкова. Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие и др.; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность и др. (2 часа)

Практика: Чтение и обсуждение басен И.А. Крылова: «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Квартет», «Стрекоза и муравей». Беседа на тему «Маленький труд лучше большого безделья». Чтение и обсуждение басен С. Михалкова: «Хочу бодаться», «Вырвихвост», «Друзья в походе», «Упрямый козленок», «Почему мыши котов не обижают», «Пеликанье воспитание». Определение морали в прочитанных баснях. (3 часа)

Тема 4. (4 часа)

«Стихотворение»

Теория: Обучение выразительному чтению стихотворений.(2 часа)

Практика: Выразительное чтение стихов. Чтение наизусть. А. Барто «Мама или я?». Стихи о маме и для мамы. Весенние стихи. И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает». А. Плещеев «Весна». А. Фет «Я пришел к тебе с приветом». А. Майков «Голубенький, чистый подснежник-цветок». С. Есенин «Черемуха». Стихи для детей С.Я. Маршака. Творчество Даниила Хармса.(2 часа)

Тема 5 . (3 часа)

«Былина»

Теория: Русское народное творчество. Былина, былинный эпос, его происхождение, авторство, содержание.(1 час)

Практика: Чтение и беседа по прочитанному былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», Добрыня и змей». (2 часа)

Тема 6. (3 часа)

«Диалог»

Теория: Обучение сочинению сказок, рассказов, небылиц.(1 час)

Практика: Сочинение сказок, рассказов, небылиц с использованием диалога. Инсценировка. (2 часа)

Тема 7. (1 час)

«Итоговое занятие»

Практика: Занятие-викторина.(1 час)

Методическое обеспечение

  1. Курс «Обучение грамоте»

Раздел

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Итоги

Вводное занятие

Фронтальные

Словесные (беседа, викторина) Наглядные (демонстрация)

Символы РФ (таблица)

Викторина «Символы РФ»

Предложение и слово

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение, беседа)

Наглядные (работа с наглядным материалом)

Практические (работа в тетради, упражнения, работа с дидактическим материалом)

Игровые (дидактическая игра)

Тетрадь с печатной основой, наборное полотно, касса букв, доска «Пиши-стирай»

Диктант на схематическое написание предложений

Слог и ударение

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение)

Наглядные (работа с наглядным материалом)

Практические (работа в тетради, работа по карточкам)

Игровые (дидактическая игра)

Тетрадь с печатной основой, наборное полотно, схематическое изображение слов, состоящих из 2 и 3 слогов, доска «Пиши-стирай»

Подбор слов на заданное количество слогов

Выделение ударного слога

Совершенствование первоначальных навыков чтения и письма. Звуки и буквы

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение, беседа, рассказ)

Наглядные (демонстрация написания букв на доске, работа с наглядным материалом)

Практические (работа в тетради с печатной основой, работа с кассой букв, работа по карточкам)

Игровые (дидактическая игра)

Тетрадь с печатной основой, касса букв, наборное полотно, карточки с заданиями, кроссворды, ребусы,

доска «Пиши-стирай»

Списывание слов, предложений, небольшого текста

Чтение предложенного текста

Итоговое занятие

Индивидуальные

Практические

(тестирование, контрольное чтение)

Карточки с текстом

Итоговое тестирование

Контрольное чтение

  1. Курс «Развитие речи»

Раздел

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Итоги

Беседа по картине

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (беседа)

Наглядные (демонстрационный материал)

Практические (самостоятельная работа)

Игровые (отгадывание загадок, сюжетные игры)

Слоговые таблицы, сюжетные картины, дидактический материал в картинках «Времена года», наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»

Составление рассказа по сюжетной картине

Составление рассказа по плану

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение, беседа) Наглядные (иллюстративный материал)

Практические (составление рассказа по плану-схеме)

Игровые (отгадывание загадок, сюжетные игры)

План-схема рассказа, карточки с заданиями, слоговые таблицы, предметные картинки

Составление рассказа на заданную тему

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков, действий, объяснение их значений

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение, беседа)

Наглядные (иллюстративный материал)

Практические (работа с раздаточным материалом)

Игровые (отгадывание загадок, дидактические игры)

Раздаточный материал, предметные картинки, иллюстрации к сказкам, план-схема рассказа, кроссворды, сюжетные картины, изображения литературных героев, карточки с названиями зимних месяцев (общепринятых и народных), наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»

Составление описательного рассказа с употреблением слов-названий предметов, признаков, действий

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию

Фронтальные Индивидуальные

Групповые

Словесные

(объяснение, беседа)

Наглядные

(демонстрационный материал) Практические

(составление предложений)

Игровые (дидактические игры)

Слоговые таблицы, кроссворды, изображения литературных героев, предметные картинки, картинки со знаками и символическим изображением настроения

Составление и чтение повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные

(объяснение, беседа)

Наглядные

(демонстрационный материал) Практические

(составление рассказа по картине)

Игровые (дидактические игры, отгадывание загадок)

Слоговые таблицы, кроссворды, иллюстративный материал, изображения литературных героев

Игра «Угадай профессию»,

игра «Составь слово»

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение, беседа)

Наглядные

(демонстрационный материал)

Практические

(составление рассказа по плану)

Игровые (дидактические игры)

Раздаточный материал, изображения литературных героев, изображение солнышка, цветы с буквами, «волшебный» цветок, карточки с названиями весенних месяцев (общепринятых и народных)

Игра «Назови одним словом»

Диалог, монолог, косвенная речь

Фронтальные

Индивидуальные Групповые

Словесные

(объяснение, беседа)

Наглядные

(демонстрационный материал)

Практические (составление диалогов, монологов)

Игровые (дидактические игры)

Изображения литературных героев, карточки со слогами

Разыгрывание ситуаций с диалогом

Итоговое занятие

Индивидуальные

Практические (тестирование)

Раздаточный материал, перфокарты

Итоговое тестирование

3.Курс «Обучение чтению»

Раздел

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Итоги

Сказка

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение, беседа)

Наглядные

(иллюстративный материал)

Практические

(пересказ, инсценировка)

Игровые (подвижная игра)

Иллюстрированные книги со сказками, демонстрационный материал «Воспитываем сказкой», портреты авторов сказок

Инсценировка сказки

Рассказ

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение, беседа) Наглядные (работа с иллюстрациями)

Практические (пересказ)

Игровые (сюжетная игра, подвижная игра)

Книги рассказов с иллюстрациями, демонстрационный материал «В мире мудрых пословиц», портреты авторов рассказов

Пересказ рассказа

Басня

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (рассказ)

Наглядные (работа по иллюстрациям)

Практические (инсценировка) Игровые (сюжетно-ролевая игра, подвижная игра)

Иллюстрированные книги с баснями, демонстрационный материал «В мире мудрых пословиц», портреты авторов басен

Инсценировка басни

Стихотворение

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (беседа)

Наглядные (иллюстративный материал)

Практические (чтение стихов наизусть)

Игровые (подвижная игра)

Портреты авторов стихотворений, дидактический материал «Времена года»

Выразительное чтение стихов наизусть

Былина

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (беседа, рисование словесной картины)

Наглядные (работа по иллюстрациям)

Игровые (подвижная игра)

Иллюстрации к былинам, демонстрационный материал «В мире мудрых пословиц»

Составление рассказа по картине

Диалог

Фронтальные

Индивидуальные

Словесные (объяснение, беседа)

Наглядные (иллюстративный материал)

Практические (сочинение сказок, небылиц, рассказов)

Игровые (подвижная игра, инсценировка)

Карточки с заданиями

Сочинение сказок, рассказов, небылиц с использованием диалога

Итоговое занятие

Фронтальные

Индивидуальные

Практические

(ответы на вопросы викторины)

Кроссворд, портреты писателей и поэтов, изображения литературных героев

Викторина

Список литературы

  1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ – А.В. Аджи – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010. – 333с.
  2. Бондаренко Т.Н. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Т.Н.Бондаренко –Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.
  3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов – Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева – Ярославль: «Академия развития», 2007. – 208 с.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Планы занятий – В.В. Гербова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
  5. Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей – В.В. Гербова, Н.П. Ильчук – М.: Издательство Оникс, 2008. – 352 с.
  6. Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал – авт.-сост. О.М. Ельцова – Волгоград: Учитель, 2009. – 335с.
  7. Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ – Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 271 с.
  8. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте: методическое пособие – Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева – М.: Просвещение, 2006. – 128 с.
  9. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7лет. Методическое пособие – Е.В. Колесникова, Е.П. Телышева – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», «Новая школа», 1998. – 40с.
  10. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать» – Е.В. Колесникова – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 112 с.
  11. Куликовская Т.А. Мастерская букв. Альбом упражнений для знакомства детей 3-6 лет с буквами русского алфавита. Серия «Опыт работы практического педагога» – Т.А. Куликовская – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «ГНОМ-ПРЕСС», 1997. – 40 с.
  12. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы – авт.-сост. Л.Е. Кыласова – Волгоград: Учитель, 2011. – 332 с.
  13. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста – авт.-сост. Л.Е. Кыласова – Волгоград: Учитель, 2012. – 235 с.
  14. Маханёва М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.Д. Маханёва, Н.А. Гогоголева, Л.В. Цыбирева– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
  15. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.
  16. Полякова А.В. Превращения слов: Кн. Для учащихся нач. классов – А.В. Полякова – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
  17. Регент Н.А. Система комплексных занятий в подготовительной группе –Н.А. Регент – Волгоград: Учитель, 2011. – 311 с.
  18. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей 6-7 лет – авт.-сост. О.М. Рыбникова – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.
  19. Сычёва Г.Н. Готовимся к школе – Г.Н. Сычёва– Ростов н/Д: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004. – 352с.
  20. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. – Под ред. О.С. Ушаковой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 272 с.
  21. Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма – Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина– М.: ВАКО, 2005. – 288с.
  22. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий –Р.М. Хамидулина– М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 205 с.
  23. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы – Под ред. В.В.Гербовой – М.: Просвещение, 1998. – 64 с.

УМК  к программе

1.Календарно-тематическое планирование

2. Каталог дидактических пособий

Вид пособия

Название пособия

1

Дидактический материал в картинках

«Времена года в городе, в деревне,

в природе»

2

Демонстрационный материал

Учебное издание.

Серия «Беседы по картинкам»

«В мире мудрых пословиц»

3

Демонстрационный материал

Учебное издание.

Серия «Беседы по картинкам»

«Воспитываем сказкой»

4

Демонстрационный материал

«Развитие речи в картинках: Животные»

5

Наглядные и раздаточные пособия

Демонстрационный материал и

наборное полотно «Касса букв»

6

Наглядно-дидактическое пособие

«Рассказы по картинкам. Осень»

7

Тематический словарь в картинках

«Главные герои любимых писателей (с методическими рекомендациями, портретами и биографиями писателей)»

  1. Перечень учебного оборудования

Технические средства обучения

(ТСО)

Инструменты и приспособления общего пользования

Инструменты и приспособления индивидуального пользования

Магнитофонные записи

Доска «Пиши-стирай», маркеры, магниты,

наглядные пособия,

мягкие игрушки, мяч,

художественная литература с красочными иллюстрациями

Ручки цветные,

карандаши цветные,

тетради с печатной основой,

линейка

  1. Перечень расходных материалов

Расходные материалы

Количество на 1-ого обучающегося

1

Тетрадь с печатной основой

1 шт.

2

Простой карандаш

2 шт.

3

Цветные карандаши

1 набор

4

Цветные шариковые ручки

1 набор

5

Линейка

1 шт.

6

Ксерокопии тестовых заданий

10 ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Рабочая программа "Развитие речи дошкольников средствами проектной деятельности" Старшая, подготовительная к школе группа «Светофорчик» на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа разработана для группы комбинированной направленности, которую посещают дети 5 - 7 лет (далее - Программа):- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;- на основе ос...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"(старшая группа)

Развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников»...

Рабочая программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ РЕЧИ (старшая группа)

Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Старшая группа

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Старшая группа....