Главные вкладки

    "Развитие общения дошкольников в коммуникативных играх"
    консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

    Горбушина Ольга Геннадьевна

     Целью данной работы является оказание практической помощи педагогам ДОУ в приобретении и освоении новых знаний теоретического и практического характера.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения и деятельности. Благодаря общению происходит развитие познавательной сферы че-ловека, формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду.

     Дошкольное детство представляет наиболее важный период в становлении личности ребенка, в том числе его коммуникативной сферы. И если к этому времени созданы благоприятные педагогические условия, то уже к 6-ти годам ребенок может свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в об-ществе. В основную общеобразовательную программу ФГОС ДО включена такая образовательная область как социально-коммуникативное развитие. Однако сегодня психологи и педагоги приходят к выводу, что многие дети испытывают трудности в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками. Обусловлено, это тем, что ускорение темпов жизни, всеобщая компьютеризация, технический прогресс, привели к тому, что непосредственное общение между людьми постепенно заменяется опосредованным.

    Согласно концепции деятельности, выдвинутой А.А.Леонтьевым, общение-это «коммуникативная деятельность», то есть система последовательно развертываю-щихся действий, каждое из которых направлено на решение определенной задачи. Следовательно, общение включается в практическую деятельность: совместный труд, познание, игру, музыку. Общение является самостоятельным видом деятель-ности, может сопровождать другие виды деятельности.

    Интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно  увеличиваются: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общение с близкими взрослыми, в 4-5 лет обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре, в 6-7 лет начинает дружить с определенными детьми, с теми которых трудно заменить в игре. В игровой деятельности- в группе формируется его

    половая матрица поведения, самооценка, статус: появляется возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями партнеров по игре.

    Выделяют пять элементов, которые проявляются в коммуникативной деятельности: - самосознание и выражение эмоций (определение своего места в группе, становление позитивного самоощущения и самооценки);

    - слушание (реализуется при слушании другого человека: внимательность,  интерес,    

    сопереживание, отклик, рефлексия);

    - подражание, повторение (реализуется при точном повторении стихов, текстов, действий партнера по общению);

    - диалог (проявляется в умении выслушивать точку зрения другого человека и выражать свое отношение к ней);

    - сотрудничество в совместной игровой деятельности, рисовании, конструировании. Для развития коммуникативной деятельности можно выделить следующие условия: - условия, ориентированные на психофизиологические, личностные, возрастные особенности ребенка;

    - социальное и семейное окружение (первый опыт общения в семье);

    -общение осуществляется в совестной игровой, творческой, познавательной деятельности (субъект - субъектные отношения педагога и ребенка);

    - организация безопасного пространства коммуникации (доверительные отношения, создание ситуации успеха, доброжелательность педагога).

           Коммуникативные игры можно разделить на три группы:

    - вербальные (придумывание детьми разных ситуаций, коллективное сочинение сказок, подбор ассоциаций к какому-либо слову);

    - невербальные (предполагают изображение детьми живого существа или неживого предмета, жесты, мимика);

    - «мыслительные картинки» (придумывание картинки на свободную или определенную тему, в соответствии со звуком, музыкой, определение ролей героев).

             Коммуникативные игры помогают решить ряд важнейших задач:

    - развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками,

    - развитие всех компонентов устной речи детей,

    - практическое овладение нормами речи.

    В коммуникативной игре сознание ребенка подготавливается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками, взрослыми, формируются качества личности. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстни-

    ков, подчинять свои желания интересам товарищей, прилагать определенные усилия для преодоления трудностей, выполнять установленные правила.

           Игры и упражнения развивающие коммуникативные навыки можно разделить на  парные (способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру по игре) и групповые (дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, нарушено поведение, низкая самооценка, кто страдает страхами). Парные упражнения «Приветствие», «Представься с помощью куклы», «Мое настроение», «Танцы противоположности», «Ладонь в ладонь», «Мост дружбы», этюд на различные позиции в общении и другие. Игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия, групповые игры: «Солнечный зайчик», «Менялки игрушек», «Липучка», «Дракон кусает свой хвост». Игры доверия, помогающие детям испытывать положительные чувства друг к другу,  формировать атмосферу сотрудничества, использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе. Например: «Прогулка с закрытыми глазами», «Ива на ветру», «Фотография», «Комплимент», «Волшебные очки».  Игры направленные на контроль импульсивности и тренировку выдержки, такие как :«Да и нет не говори», «Запрещенное движение». Игры, направленные на снятие напряжения и реагирования на агрессию: «Крикуны», «Нехочухи», «Рвакля» и многие другие.

    В результате общения, ребенок овладевает важнейшими средствами

     умственной деятельности, среди  которых первое место принадлежит развитию

     речи, как   овладению важнейшей коммуникативной операцией.

             

    Литература

    Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2005.

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников/Сост. Журавлева С.С. Курск: ООО «Планета+», 2014.

    Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности//ДВ №6,2007, с.6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательное развитие старших дошкольников в процессе игр – путешествий на Север.

    Развитие познавательных способностей детей в процессе игр-путешествий....

    Развитие социальной одаренности старших дошкольников посредством коммуникативных игр и упражнений

      Проблема одаренности сегодня становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, наход...

    Значение коммуникативного речевого общения дошкольников в социальной адаптации

    Речевое общение оказывает огромное значение на развитие личности ребёнка в целом. Посредством речевого общения ребёнок не только получает отдельные знания и умения – у него происходит коренное изменен...

    Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

      Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.     Опыт рабо...

    Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками

    Данные игры направлены на развитие общения дошкольников со сверстниками и  на доброжелательное отношение со сверстниками....

    Развитие речи дошкольника в словесных играх

    Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решен...

    Развитие воображения дошкольников в режиссерских играх

    Режиссерская игра-средство для развития воображения у детей дошкольного возраста...