Конспект НОД "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме "Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого НОД
по развитию речи
в логопедической подготовительной к школе
по теме «Весна»
Подготовила воспитатель
Михайлина Г.Н.
Цель:
- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;
- расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
-формировать умение составлять схемы предложений;
- развивать связную речь;
- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;
- совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах;
- закреплять умение читать слова по слогам;
Коррекционно-развивающие задачи:
- активизировать речевую деятельность детей;
- систематизировать знания детей о весенних признаках;
-- совершенствовать фонематическое восприятие;
- развивать мышление, память, внимание;
- развивать артикуляционную и общую моторику;
- учить согласовывать движения с речью;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать учебную мотивацию;
- воспитывать наблюдательность и воображение, интерес к сезонным явлениям;
- воспитывать активность и инициативность, умение работать в коллективе, слушать товарищей, слышать и правильно выполнять речевые инструкции;
- воспитывать самоконтроль.
Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска, презентация «Весна», картинки «Времена года», су-джок мячи, мяч, условные обозначений слов в педложени (на каждого ребенка); картинкаи – солнышки и тучки.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание пальчиковой гимнастики «Ежик»;
Методические приемы: организационный момент, психологический настрой, проблемная ситуация, использование ИКТ, упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти и внимания; упражнения на развитие лексико- грамматических категорий, физминутка, артикуляционная, пальчиковая гимнастика.
Ход НОД.
I. Организационный момент:
Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг.
Минута релаксации. (Звучит музыка )
Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, что вы улыбаетесь, у вас хорошее настроение. А если у кого – то есть еще грустинка, то мы это быстро исправим.
(Дыхательное упражнение)
Сделайте вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох 3 раза). Теперь у всех хорошее настроение!
II. Введение в тему.
Воспитатель:
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
Рыхлый снег
На солнце тает.
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса…
Значит, к нам идет … (весна)
(Дети договаривают хором: весна).
Воспитатель: Правильно. Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости,тепла и чудесных превращений.Но что-то она у нас задерживается. Уже второй месяц весны, а снег еще не растаял. Что же делать? (ответы детей).
Надо идти к главному помощнику весны- солнцу, может ему нужна наша помощь
(Дети идут друг за другом, садятся на стульчики за столы).
II. Основная часть.
Воспитатель:
Слайд 1. (На интерактивной доске появляется солнце без лучиков)
- Посмотрите вот и солнце. Но ему чего –то не хватает?
Дети: Лучей.
Воспитатель: А без лучей солнце может согреть землю?(нет, не может). Поэтому и весна у нас задерживается.
Чтобы солнце засияло,
Нам собрать лучи все надо.
Вы заданья выполняйте,
Лучи солнца собирайте!
- Вы готовы выполнять задания?
Превое задание. Надо рассказать «Историю веселого язычка».
Артикуляционная гимнастика .
Жил-был Язычок в домике-ротике.
Зимой Язычок подолгу лежал в своей постельке. Покажите, как он это делал. («Постелька»)
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко («Бегемотик»)
От его лучиков звонко закапала капель («Лошадка»).
Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко!(«Змейка»)
Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз – на землю. («Качели»)
Язычок оделся и пошелв лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка.(звукоподражание).
«Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева.(звукоподражание).
Всё пело и оживало в весеннем лесу. Вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Он вдохнул аромат цветов(вдох носом, на выдохе сказать ах) и увидел ...ежика. Ежик уже проснулся.
Су-джок терапия «Сказка про Ежика»
Ежик, ежик, хитрый еж, на клубочек ты похож
(дети катают мячик между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом очень мал (массажные движения среднего пальца)
Нам колючки показал (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
На ежа похожи (дети катают мячик между ладонями).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень старались!И у солнышка появился первый лучик!
Слайд 2(На доске изображение солнца с одним лучом).
Воспитатель: Язычки подготовили, выполняем следующее задание.
Слайд 3. (на интерактивной доске картинки времён года: весна, осень, лето,зима).
Воспитатель: Перед вами картинки с изображением времён года. Определите, на какой картинке изображена весна. И скажите, почему вы так думаете? Начинать предложение нужно со слов – Весной …
(Дети передвигают картинки и в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, воспитатель добивается полного ответа:
Весной небо высокое, голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной с крыш капают сосульки.. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появляются подснежники. Весной дети надели весеннюю одежду).
Воспитатель: Молодцы, выправильноназвали признаки весны, иу нашего солнышка появился второй луч!
Слайд4. (На доске изображение солнца с двумя лучами).
(фонематическая зарядка)
Воспитатель:Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте следующее задание. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет- топните ногой.
Слова: тает, мороз, ледоход, листопад, почки, метель, снежинки. капель, прилетают, снегопад, проталины.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны!И у солнышка появился новый луч!
Слайд5. (На доске изображение солнца с тремя лучами).
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Воспитатель: Для выполнения следующего задания давайте пройдем на ковер.
-Ребята, весной хочется говорить только ласковые слова. Я предлагаю вам поиграть с таким красивым весенним мячиком.
-Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи.
(воспитатель бросает ребенку мяч и говорит слово, ребенок возвращает – изменяя слово.)
Солнце- солнышко, ветка- веточка, лист –листик, листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, ветер – ветерок.,облако – облачко,вода- водичка, птица – птичка.
Воспитатель:Прекрасно! Вы справились и с этим заданием. И у нашего солнышко появляется новый лучик.
(Слайд 6) (У солнца четыре луча.)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять- становитесь в круг играть!
Физкультминутка.
Солнце, солнце, выходи! (дети берутся за руки)
И всю землю освети! (идут по кругу)
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетело сто грачей. (машут руками)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (поднимаются).
Солнце, солнце , землю грей! (Хлопают в ладоши на каждое слово)
Пусть весна придет быстрей! («зовут» руками).
Воспитатель: Мы продолжаем собирать лучи для нашего солнца. И для вас новое задание.
(Упражнение "Раздели слово на слоги")
Слайд 7.
Воспитатель: Сейчас мы с вами разделим на слоги приметы весны, которые изображены на доске (туча, подснежник, трава, солнце, ледоход, ручей, облако, капель, скворечник,
Что изображено в левом верхнем углу? Разделим это слово на слоги.
Что изображено в правом нижнем углу? Разделим это слово на слоги.
Разделим слово на слоги , изображенное в правом верхнем углу.
Разделим слово, изображенное в левом верхнем углу.
Что изображено в центре доски? Разделим это слово на слоги.
Что изображено над тучкой? Делим на слоги.
Что изображено между подснежником и травой. Делим это слово на слоги.
Воспитатель: Умнички!И снова вы справились с заданием.
Какой по счёту лучик у нас появляется? (Пятый ).
Слайд8.( У солнца 5 лучей)
Воспитатель:Нашему солнышку еще нужны лучи.
Вы готовы ?
(Составление предложений, используя схемы)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький ... подснежник.
Слайд 9( на доске картинка – подснежник)
Воспитатель:
________ _________ _________ _________ .
Расцвел красивый нежный подснежник.
Воспитатель: Придумайте своё предложение со словом подснежник и выложите его схему с помощью условных обозначений.
(Один ребенок выполняет у доски, остальные – за столами)
Сколько слов в твоем предложении?
Какое первое? Второе? Третье?
Какой знак поставим в конце предложения?
Воспитатель:Молодцы! Вы собрали все лучики. И солнышко предлагает нам посмотреть мультфильм.
Видео – презентация « Читаем по слогам «Весна»
(Чтение детей по слогам.)
III.Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы!
Сегодня вы дружно отвечали и все лучики собрали! Теперь весна точна придет к нам.
Если вам понравилось и вы считаете, что справились со всеми заданиями, то поднимите картинку - солнышко; если вы считаете что у вас что-то не получилось, возникали трудности-покажите тучку.
Воспитатель: Очень хорошо! Пусть эти яркие, веселые солнышки останутся у вас и будут дарить вам радость и тепло!
(Дети «возвращаются» в детский сад. Благодарят за внимание и прощаются с гостями.)