Конспект НОД "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Михайлина Галина Николаевна

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого НОД

по развитию речи

в логопедической подготовительной к школе

по теме «Весна»

                                                                            Подготовила воспитатель

                                                               

                                             Михайлина Г.Н.

Цель:

- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

-формировать умение составлять схемы предложений;

-  развивать связную речь;

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах;

- закреплять умение читать слова по слогам;

Коррекционно-развивающие задачи:

- активизировать речевую деятельность детей;

- систематизировать знания детей о весенних признаках;

-- совершенствовать фонематическое восприятие;

- развивать мышление, память, внимание;

- развивать артикуляционную и общую моторику;

- учить согласовывать движения с речью;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать учебную мотивацию;

- воспитывать наблюдательность и воображение, интерес к сезонным явлениям;

- воспитывать активность и инициативность, умение работать в коллективе, слушать товарищей, слышать и правильно выполнять речевые инструкции;

- воспитывать самоконтроль.

Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска, презентация «Весна»,  картинки «Времена года»,  су-джок мячи, мяч,  условные обозначений слов в педложени (на каждого ребенка); картинкаи – солнышки и тучки.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание пальчиковой гимнастики «Ежик»;

Методические приемы: организационный момент, психологический настрой, проблемная ситуация, использование ИКТ, упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти и внимания; упражнения на развитие лексико- грамматических категорий, физминутка, артикуляционная, пальчиковая гимнастика.

Ход НОД.

I. Организационный момент:

Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями,

                          Улыбнитесь всем вокруг,

                          Руку дайте другу слева,

                          И скорей вставайте в круг.

Минута релаксации. (Звучит музыка )

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, что вы улыбаетесь, у вас хорошее настроение. А если у кого – то есть еще грустинка, то мы это быстро исправим.

(Дыхательное упражнение)

 Сделайте вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох 3 раза). Теперь у всех хорошее настроение!

II. Введение в тему.

Воспитатель:

 Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать!

Рыхлый снег

На солнце тает.

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса…

Значит, к нам идет … (весна)

 (Дети договаривают хоромвесна).

Воспитатель: Правильно. Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости,тепла и чудесных превращений.Но что-то она у нас задерживается. Уже второй месяц весны, а снег еще не растаял. Что же делать? (ответы детей).

 Надо идти к главному помощнику весны- солнцу, может ему нужна наша помощь

(Дети идут друг за другом,  садятся на стульчики за столы).

II. Основная часть.

Воспитатель:

Слайд 1. (На интерактивной доске появляется солнце без лучиков)

- Посмотрите вот и солнце. Но ему чего –то  не хватает?
 Дети: Лучей.
Воспитатель: А без лучей солнце может согреть землю?(нет, не может). Поэтому и весна у нас задерживается.

Чтобы солнце засияло,

         Нам собрать лучи все надо.

    Вы заданья выполняйте,

   Лучи солнца собирайте!

- Вы готовы выполнять задания?

Превое задание. Надо рассказать «Историю веселого язычка».

Артикуляционная гимнастика .

Жил-был Язычок в домике-ротике.

Зимой Язычок подолгу лежал в своей постельке. Покажите, как он это делал. («Постелька»)

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко («Бегемотик»)

От его лучиков звонко закапала капель («Лошадка»).

Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко!(«Змейка»)

Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз – на землю. («Качели»)

 Язычок оделся и  пошелв лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка.(звукоподражание)

«Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева.(звукоподражание).

 Всё пело и оживало в весеннем лесу. Вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Он вдохнул аромат цветов(вдох носом, на выдохе сказать ах)  и увидел ...ежика. Ежик уже проснулся.

Су-джок терапия «Сказка про Ежика»

Ежик, ежик, хитрый еж, на клубочек ты похож

(дети катают мячик между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом очень мал (массажные движения среднего  пальца)

Нам колючки показал (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают мячик между ладонями).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень старались!И у солнышка появился первый   лучик!

Слайд 2(На доске изображение солнца с одним лучом).

Воспитатель: Язычки подготовили, выполняем следующее задание.

Слайд 3. (на интерактивной доске  картинки времён года: весна, осень, лето,зима).

Воспитатель: Перед вами картинки с изображением времён года. Определите, на какой картинке изображена весна. И скажите, почему вы так думаете? Начинать предложение нужно со слов – Весной …

(Дети передвигают картинки и в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, воспитатель  добивается полного ответа:

Весной небо высокое,  голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной  с крыш капают сосульки.. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной  появляются подснежники. Весной дети надели весеннюю одежду).

Воспитатель: Молодцы, выправильноназвали  признаки весны, иу  нашего солнышка появился второй луч!

 Слайд4. (На доске изображение солнца с двумя лучами).

(фонематическая зарядка)

Воспитатель:Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте следующее задание.  Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет- топните ногой.

Слова: тает, мороз, ледоход, листопад, почки, метель, снежинки. капель, прилетают, снегопад, проталины.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны!И у солнышка появился новый луч!

Слайд5. (На доске изображение солнца с тремя лучами).

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Воспитатель: Для выполнения следующего задания давайте пройдем на ковер.

-Ребята, весной хочется говорить только ласковые слова. Я предлагаю вам  поиграть с таким красивым весенним мячиком.

-Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи.

(воспитатель бросает  ребенку  мяч и говорит слово, ребенок возвращает – изменяя слово.)

Солнце- солнышко, ветка- веточка, лист –листик, листочек, ручей – ручеек,  лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, ветер – ветерок.,облако – облачко,вода- водичка, птица – птичка.

Воспитатель:Прекрасно! Вы справились и с этим заданием.  И у нашего солнышко появляется новый лучик.

(Слайд 6) (У солнца четыре луча.)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять- становитесь в круг играть!

Физкультминутка.

Солнце, солнце, выходи!          (дети берутся за руки)

И всю землю освети!                 (идут по кругу)  

Побежал в саду ручей,              (бегут по кругу)

Прилетело сто грачей.               (машут руками)

А сугробы тают, тают,               (медленно приседают)

А цветочки подрастают.             (поднимаются).

Солнце, солнце , землю грей!     (Хлопают в ладоши на каждое слово)

Пусть весна придет быстрей!     («зовут» руками).  

Воспитатель: Мы продолжаем собирать лучи для нашего солнца. И  для вас новое задание.

(Упражнение "Раздели слово на слоги")

Слайд 7.

Воспитатель: Сейчас мы с вами разделим на слоги приметы весны, которые изображены на доске (туча, подснежник, трава, солнце, ледоход, ручей, облако, капель, скворечник,

Что изображено в левом верхнем углу? Разделим это слово на слоги.

Что изображено в правом  нижнем углу? Разделим это слово на слоги.

Разделим слово на слоги , изображенное в правом верхнем углу.

Разделим слово, изображенное в левом верхнем углу.

Что изображено в центре доски? Разделим это слово на слоги.

Что изображено над тучкой? Делим на слоги.

Что изображено между подснежником и травой. Делим это слово на слоги.

Воспитатель: Умнички!И снова вы справились с заданием.

Какой по счёту лучик у нас появляется? (Пятый ).
Слайд8.( У солнца 5 лучей)

Воспитатель:Нашему солнышку еще нужны лучи.

Вы готовы ?

(Составление предложений, используя схемы)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький ...  подснежник.

Слайд 9( на доске картинка – подснежник)

Воспитатель:

________     _________   _________   _________ .

 Расцвел красивый нежный подснежник.
Воспитатель:
 Придумайте своё предложение со словом подснежник  и выложите его схему с помощью условных обозначений.

(Один ребенок выполняет у доски, остальные – за столами)

Сколько слов в твоем предложении?

Какое первое? Второе? Третье?

Какой знак поставим в конце предложения?

Воспитатель:Молодцы! Вы  собрали все лучики. И солнышко предлагает нам посмотреть мультфильм.

Видео – презентация « Читаем по слогам «Весна»

(Чтение детей по слогам.)

III.Рефлексия.

Воспитатель: Ребята,  вы молодцы!

Сегодня вы дружно отвечали и все лучики собрали! Теперь весна точна придет к нам.

Если вам понравилось и вы считаете, что справились со всеми заданиями, то поднимите картинку - солнышко; если вы считаете что у вас что-то не получилось, возникали трудности-покажите тучку.

Воспитатель: Очень хорошо!   Пусть эти яркие, веселые солнышки останутся у вас и будут дарить вам радость и тепло!

(Дети «возвращаются» в детский сад. Благодарят за внимание  и прощаются с гостями.)