"Фольклор во всестороннем развитии малышей"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Вензель Светлана Ивановна

Данная статья может использоваться в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Фольклор способствует всестороннему развитию ребёнка(познавательному, речевому развитию).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Народный фольклор  во всестороннем развитии малышей»

Цель: Создание условий для обогащения эмоционального, речевого, умственного развития детей на основе фольклора.

Задачи:

 1. Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным               текстом.

2. Побуждать детей к общению

3. Стимулировать речевое развитие детей

4. Формировать культурно -  гигиенические навыки с помощью фольклора

В воспитании, детей очень важно использовать элементы устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка, за которым стоит великая культура народа. Используемые фольклорные произведения, способствуют развитию речи, ориентировки в окружающем, познавательное  развитие ребенка. Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта создают предпосылки для использования фольклорных произведений в педагогике раннего детства.

С помощью фольклора можно легко  установить контакт с ребёнком. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до наших детей свою любовь, заботу, ласку, веру в него. Особенно важно я считаю обращению к фольклору в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Он способствует скорейшей адаптации детей. Дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, неохотно общаются с другими детьми и взрослыми, плохо кушают и много плачут. Здесь я использую говорушки, песенки, потешки. Тем самым хорошо подобранная форма фольклора,  порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. Поэтому обращение к фольклору в работе должно быть постоянным. В нём заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждение познавательной активности. Дети, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевают новым  запасом слов приобщаются к красоте речи.  На все случаи жизни мы можем их найти и применить.

Так я использую потешки в привитии культур -  гигиенических навыков. Вначале обучения культурно - гигиенических навыков использую показ самого действия, знакомлю  со способами его применения. Далее, по мере приобретения навыка детьми, непосредственно моя помощь сокращается, а доля  самостоятельного участия  ребёнка увеличивается. Я уже наблюдаю за выполнением процедур, подсказываю правильное действие, направляю последующий ход. Всегда поощряю самостоятельные действия детей. Для детей эти процессы представляют значительный интерес, так как они впервые овладевают ими. Использую песенки, потешки, что делает процесс формирования навыков более привлекательным.  Например: при умывании ( кран откройся! Нос умойся !…, водичка, водичка, умой  моё личико…, ай, лады, лады, не боимся мы воды… и т.д.) во время завтрака (умница Катенька ешь кашу сладеньку…,идёт коза рогатая…, сорока- белобока…и т.д). при расчёсывании (расти коса до пояса…) при одевании на прогулку ( вот они сапожки…, завяжи по туже шарф, буду делать снежный шар…и др.) использую колыбельные (баю, баю, баиньки, в огороде заиньки…., баю бай, баю бай, ты собачка не лай… и др.) Фольклор помогают наладить эмоциональный контакт с детьми, как в режимных  моментах, так и в свободной игровой деятельности. Использую песенки, потешки  в ознакомлении с окружающем (дождик,дождик…, солнышко вёдрышко…и др.) с животными( петушок, петушок, золотой гребешок…,Вышла курочка гулять…, как у нашего кота…)и т.д. Так же учу детей слушать и понимать короткие доступные им по содержанию стихотворения, потешки с наглядным сопровождением (игрушки, картинки, действия). А затем и без него, произносить слова текста при повторном чтении. Например: «Ладушки», «Петушок – петушок», «Киска - киска», «Солнышко вёдрышко», «Топотушки» и др. В своей работе использую пальчиковые игры ( коза рогатая,, сорока – ворона, молоточком я стучу и др.).   Дети с удовольствием играют, проговаривая слова. С помощью их развивается речь, память, внимание. Формы фольклора разнообразны. Использую  фольклорные произведения на утренней гимнастике  (как у нашего кота, сорока белобока  идр.)  Комплексы оздоровительных мероприятий после сна (киски просыпаются…, вот проснулся петушок…, тяги, тяги потягушки и др.) Во все виды занятий по возможности включаю элементы фольклора, так как считаю использование его делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление, развивает речевую активность, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по теме «Влияние фольклора на всестороннее развитие ребенка»

Конспекты занятий по теме "Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...

Значение малых форм фольклора для всестороннего развития для детей младшего дошкольного возраста.

Показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у ...

Исследовательская работа на тему: "Влияние фольклора на всестороннее развитие детей раннего возраста"

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малышаи осознания себя как сам...

Фольклор – как средство всестороннего развития детей

Фольклор - как средство всестороннего развития детей....

«Малые формы фольклора – средство эмоционального развития малышей»

.  Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но...

Консультация "Значение народного фольклора для всестороннего развития детей раннего возраста"

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовно-нравственное развитие, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. ...