«Художественная литература К. И. Чуковского, как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Тихонова Кристина Александровна

Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение   ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно - эстетического воспитания дошкольника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественная литература К. И. Чуковского, как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение   ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно - эстетического воспитания дошкольника.

Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка,помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир.впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Важно заметить, что задачи.решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют от воспитателя организации совместной с детьми художественно - речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников - это прежде всего общение.

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Они развивают воображение и мышление ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского - они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Кто в детстве не читал «Муху – Цокотуху», «Айболита», «Мойдодыр»? К.И. Чуковский - настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Папы и мамы, которые в детстве зачитывались  его произведениями, читают их теперь своим детям. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках - играет с детьми, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию.

Литературные произведения Чуковского сопровождают ребенка с первых лет его жизни, и выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Поэтические образы в сказках Чуковского привлекают детское внимание, надолго запоминаются.

Таким образом, роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку - дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно - речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представление о жизни, о труде,  об отношениях к природе, развивая тем самым, социальный опыт дошкольника.

Книги  Чуковского пронизаны гуманизмом, верой, а победу добра и справедливости, в торжество правды. Его герои: добрый доктор Айболит, крокодил, удалой комарик - вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.

Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений Чуковского, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью.изучение литературных произведений К.И. Чуковского способствует формированию литературного вкуса. расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей.

К.И.Чуковский показал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой, звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова. их звучание и значение осваивает нормы и правила грамматики, в точности анализа смысла и формы слова, а также в особом, лингвистическом(познавательном) отношении к языку, интересе к словам, звукам, рифмам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

Театрализованная игра как средство формирования диалогической части речи детей младшего дошкольного возраста

В данной публикации рассмотрены основные аспекты формирования диалогическое части речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Кроме того, прилагается конспект НОД по раз...

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."...

Опыт работы «Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.Важнейшим источником развития выразительности ...

«Художественная литература К. И. Чуковского, как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Кто в детстве не читал «Муху – Цокотуху», «Айболита», «Мойдодыр»? К.И. Чуковский - настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано н...