Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством театрализованных игр
методическая разработка по развитию речи по теме

Цветкова Светлана Михайловна

Данная методическая разработка поможет педагогам повысить эффективность работы по формированию связной речи у детей посредством театрализованной игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством театрализованных игр

Театрализованная игра — одна из самых интересных форм творческой деятельности дошкольников. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что он видел, что его заинтересовало. Ребенок получает от этого большое эмоциональное наслаждение. Однако в этих играх дети не только отражают реальную жизнь, но и моделируют, перестраивают ее. Выготский Л.С. писал, что «игра не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Театрализованные игры помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

У ребенка развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Выступления на детской сцене перед  зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценке. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые берет на себя ребенок в процессе игры, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Выполнение игровых заданий в образах животных персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные  игры детей способствуют активизации разных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры. При этом интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами, но и собственные действия (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.

Для успешной организации театрализованной  деятельности в детском саду важно иметь пространство взаимодействия воспитателя с детьми. Оно представляет собой центр театрализованной игры в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра: «бибабо», настольный, теневой, пальчиковый, марионеток, фланелеграф.

В центре театрализованной игры целесообразно размещение костюмов, масок, кукол, декораций, музыкальных произведений, книг, афиш. Все это будет способствовать поддержанию интереса дошкольников к театрализованной деятельности.

- реализация педагогической технологии, которая осуществляется с использованием

  • разнообразных видов совместной деятельности детей и взрослых: совместная театрализованная деятельность детей и взрослых, самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в совместной жизни, художественная деятельность (изготовление атрибутов к спектаклю, рисование по сюжету драматизации);
  • инновационных методов (метод проектной деятельности);
  • форм театрализованной деятельности (творческие мастерские, творческие группы)
  • методических приемов («Незаконченное предложение», «Дневник наших встреч»)

- отбор художественных произведений, являющихся содержанием театрализованной деятельности: литературные произведения для игр-инсценировок подобраны таким образом, чтобы научить детей диалогическим репликам, научиться говорить в диалоге по очереди, придерживаться темы разговора.

Занятия театрализованной игрой помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с развитием речи детей.

При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствует приобретенные ребенком навыки и умения: воспринимая художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми.

Из этого следует, что театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от полноценного развития речи до физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.



Предварительный просмотр:

Игровой дидактический материал

Русские народные потешки и прибаутки

***

— Тит, иди молотить! — Брюхо болит.

— Тит, иди кисель есть! — Где моя большая ложка?

***

— Лень, отвори дверь, сгоришь!

— Хоть сгорю, да не отворю.

***

— Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

— Отчего не поскакать? Поскачу!

— Лапкой, зайка, постучи-постучи!

— Отчего не постучать? Постучу!

— Ты на травку упади-упади!

— Отчего же не упасть — упаду.

— Полежи и отдохни-отдохни!

— Если надо отдохнуть — отдохну.

***

— Егор, Егор, укажи свой двор!

— А вот мой двор, голубой забор.

Зайка (Ф. Бобылев)

— Зайка, заинька, дружок, Посиди со мной часок.

— Ни минутки не могу — В гости к ежику бегу. Он вчера меня встречал, Есть морошку приглашал.

Утро

— Просыпайся! — Просыпаюсь!

— Поднимайся! — Поднимаюсь!

— Умывайся! — Умываюсь!

— Обливайся! — Обливаюсь!

— Вытирайся! — Вытираюсь!

— Одевайся! — Собираюсь!

— И прощайся! — И прощаюсь!

Кузнец (С. Маршак)

— Эй, кузнец-молодец! Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять.

— Отчего не подковать? Вот гвоздь, вот подкова. Раз, два! И готово!

Английская народная песенка (в обработке С. Маршака)

— Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку. Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку!

— Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка. Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка.

Гуля-Голубок (Удмуртская народная песенка)

— Гуля, сизый голубок! Сядь на ветку, на дубок!

— Я бы сел, да совушка,

Нечесана головушка,

Там глазками — луп-луп!

А ножками — туп-туп!

На дубок я не хочу,

Я за речку полечу —

Во зеленую долину,

На веселую рябину.

Подарок (И. Шевчук)

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили.

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

— Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный-распрекрасный

Большой воздушный... БАХ!!!

Рыжий кот и старушка-говорушка

— Рыжий кот, вернись к старушке, одинокой говорушке!

— Ни за что я не вернусь, под забором я свернусь: по утрам и вечерам в твоем доме тарарам!

— Не ходи ты под забор, с кем вести мне разговор? У старушки-го-ворушки рыжий кот — одна подружка!

— Я вернусь, но — чур-чур-чур! — не ругать за «мур-мур-мур»! У старушки-говорушки будет котик-говорушка.

***

- Ты что делаешь?

- Ничего. А ты зачем?

- Тебе помогать пришел.

- Ты пирог съел? — Нет, не я!

- А еще хочешь? — Хочу.

- Ты пирог съел? — Нет, не я! А вкусный был? — Очень.

***

Где ты, брат Иван? — В горнице.

А что делаешь? — Помогаю Петру.

А Петр что делает? — Да на печи лежит.

***

Здравствуй, Филя! Здравствуй, Уля! Что мама прислала? Оладушки. Где они?

Я их под лавку положил. Ах ты, Филя, чудак. А ты бы, Уля, как?

Я бы их в печку положила, ты бы пришел, я бы тебя накормила. Ладно, в следующий раз так и сделаю.

***

Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили.

— Что вы, ручки, работали?

— Мы грибочки собирали.

— А вы, глазки, помогали?

— Мы искали и смотрели, все пенечки оглядели.

***

— Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? — Еду сено косить.

— На что тебе сено? — Коровок кормить.

— На что тебе коровки? — Молоко доить.

— А зачем молоко? — Ребяток кормить.

Кисонька-мурысонька

— Кисонька-мурысонька, где была? — Коней пасла.

— Где кони? — За ворота ушли.

— Где ворота? — Огонь сжег.

— Где огонь? — Вода залила.

— Где вода? — Быки выпили.

— Где быки? — За гору ушли.

— Где гора? — Черви источили.

— Где черви? — Утки склевали.

Кисонька

— Кисонька-мурысонька, ты где была? — На мельнице.

— Кисонька-мурысонька, что там делала. — Муку молола.

— Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.

— Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? — Одна.

— Не ешь одна, не ешь одна.

Волк и лиса

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

— Лизавета, здравствуй!

— Как дела, Зубастый?

— Ничего идут дела, голова еще цела.

— Где ты был?

— На рынке.

— Что купил?

— Свининки.

— Сколько взяли?

— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке...

— Кто отгрыз?

— Собаки.

— Жив ли, милый куманек?

— Еле ноги уволок.

— Как твои, лиса, дела?

— На базаре я была.

— Что ты там видала?

— Уток я считала.

— Сколько было?

— Семь с восьмой.

— Сколько стало?

— Ни одной.

— Где же эти утки?

— У меня в желудке.

***

— Уж как сладки гусиные лапки!

— А ты едал?

— Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.

***

— Я медведя поймал! — Так веди сюда.

— Не идет. — Так сам иди.

— Да он меня не пускает.

***

— Я девица-девица, Не пойду по водицу, Я волка боюсь,

Я лисицы боюсь, Я медведя боюсь.

— Волк на работе. Лиса на болоте Платьице мыла, Валек опустила,

Над пугливыми смеется, Хохолок трясется.

Ква-ква-ква! (по Г. Демыкиной)

— Речка, мошки и трава, Теплый дождик! Ква-ква-ква!

— Хочешь ты сказать, лягушка, Здесь приятно?

— Ква-ква-ква!

Неладно скроен, да крепко сшит (К. Ушинский)

Беленький, гладенький зайчик ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

— Правда, — отвечает еж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Разговор зайца и лисы

— Надо мне, косой, побеседовать с тобой!

— Не могу, лиса, прости, надо мне себя спасти.

— От кого себя спасать? Здесь, в лесу густом, мы с тобой стоим вдвоем!

— От твоих, лиса, зубов, от твоих, лиса, усов, от хвоста и лисьих глаз. Веры нет к лисе у нас.

Сорока и заяц (Н. Сладкое)

Сорока. Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы! Заяц. Э-э, Сорока, все равно плохо... Сорока. Вот бы тебе, Серый, да волчьи ноги! Заяц. Э-э, Сорока, невелико счастье... Сорока. Вот бы тебе, косой, рысьи когти!

Заяц. Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа у меня все равно заячья...

Кто пасется на лугу? (Ю. Черных)

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...

— Кони?

— Нет, не кони!

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...

— Козы?

— Нет, не козы!

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...

— Коровы?

— Правильно, коровы. Пейте, дети, молоко — Будете здоровы.

Лягушонок (А. Берлова)

Лягушонок чуть не плачет

За советом к маме скачет

— Я в воде, как рыбка, плыл,

Головастиком я был,

А теперь нигде в пруду

Я свой хвостик не найду.

Рассмеялась тут Квакушка, говорит:

— Ты стал лягушкой,

Поменял ты хвост на лапы,

Можешь прыгать вместе с папой.

Полянка

Лисичка.      

Над полянкой, над лесной

Дует ветер озорной.

Этот ветер очень мил:

Он мне шерстку распушил!

Бабочка.      

Светит солнышко с небес,

Разговаривает лес,

И приятная жара

Начинается с утра!

Зайчик.

Веселая полянка,

Душистые цветы!

Зеленая полянка,

Понравилась мне ты!

Лягушка.    

День хорош? Какая чушь!

Отвратительная сушь!

Очень скверная погода:

Нет ни сырости, ни луж! Ква

Дидактические игры.

Передай письмо

Цель. Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал. Разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо...».

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

— Если тебе нетрудно... — Будь добр...

— Ты не мог бы...? — Я тебя очень прошу...

— Сделай доброе дело, передай...

— Передай, пожалуйста...

Справочное бюро

Цели. Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п.

Формировать грамматически правильную речь: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей животных во множественном числе родительного падежа.

Материал. Картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:

— Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте поможем им, узнаем в справочном зВюро, где они живут, и отведем их к маме. Кто хочет помочь малышам?

Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), воспитатель предлагает:

— Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.

В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку - куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».

Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

Вежливые поиски

Цель. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее.

Количество участников в игре не ограничено, игра может проводиться фронтально, подгруппами и индивидуально с 2—3 детьми.

Ход игры

Водящий ребенок выходит из группы или закрывает глаза. Воспитатель прячет игрушку (картинку).

Водящий входит и пытается найти спрятанный предмет. Дети помогают ему словами: «Холодно. Тепло. Теплее. Горячо». Затем водящему предлагается вежливо попросить кого-нибудь из детей о подсказке. Водящий обращается к кому-либо из детей при помощи одной из формул речевого этикета: «Таня, если можешь, подскажи, где спрятана игрушка (картинка)?». Ему отвечают: «Подскажу, конечно. Игрушка спрятана под розовым вкладышем на среднем окне». Ребенок благодарит, находит игрушку и получает ее в постоянное пользование.

Усложнение. Можно усложнить игру: половина из присутствующих детей знает, где спрятан предмет, половина не знает. Если водящий обращается к ребенку, не знающему, где спрятана игрушка, то ответ должен быть примерно таким: «Извини, Андрей, я не могу тебе помочь. Спроси еще у кого-нибудь».

Волшебный ключ

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

— Разрешите пройти.

— Разрешите, пожалуйста.

— Позвольте пройти.

— Пропустите меня, пожалуйста.

— Вы не могли бы пропустить меня?

— Если можно, пропустите, пожалуйста.

— Извините, я могу пройти?

Секрет в сундучке

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения.

Ход игры

Игра проводится либо фронтально, либо подгруппами, либо индивидуально. Воспитатель сообщает, что у куклы Тани в сундучке что-то спрятано. Если Таню попросить вежливо, то она покажет свой секрет. От лица Тани воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов выражения просьбы («Если можно, покажи, что у тебя в сундучке», «Будь добра...», «Покажи, пожалуйста...», «Ты можешь показать?..» и т.п.).

Почта

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:

— Динь-динь-динь.

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из Рязани. (Называется любой город.)

— И что там делают?

— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

Маковое зернышко

Цели. Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора. Материал. Элементы костюма Вороны.

Ход игры

Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:

— Ворона, Ворона, куда полетела?

— К кузнецу на двор. (К ковалю.)

Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:

— На что тебе кузнец? — Косы ковать.

— На что тебе косы? — Траву косить.

— На что тебе трава? — Коровок кормить.

— А на что коровы? — Молоко доить.

— А на что молочко? — Пастухов поить.

— На что пастухи? — Кабанов пасти.

— На что кабаны? — Гору рыть.

— На что горы? — На тех горах маковое зернышко.

— Для кого зернышко? — Отгадайте!

Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.

Краски

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

— Тук-тук!

— Кто там? — Покупатель.

- Зачем пришел? — За краской.

- За какой? — За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Фанты

Цели. Развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов.

Ход игры

Ведущий обходит играющих и говорит:

— Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы в разговоре кто-то произнес одно из запрещенных слов. Ведущий ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» — «Хлеб». — «Какой?» (черный и белый) — «Мягкий». — «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» - «Всякий» и т.д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает фант водящему. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.

Садовник

Цель. Закреплять умение внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь.

Ход игры

Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог.

— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме георгина, — сообщает водящий.

— Ой! — реагирует игрок, услышав название своего цветка.

— Влюблен! — отвечает «георгин».

— В кого? — удивляется садовник.

— В астру, — сообщает «георгин».

— Ой! — реагирует «астра», и игра повторяется.

Игрок, прозевавший свой ход, платит фант. За ходом игры следит водящий. Чтобы заметить невнимательность игроков, ему необходимо помнить, кому какой цветок он называл.

Будь внимателен!

Цель. Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные Люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».

— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

— Я еду в гости.

— Я победила в конкурсе воспитателей.

— У меня сегодня очень сильно болит голова.

— Я купила себе красивое платье.

— Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

Игровые диалоги

Цель. Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность.

Ход игры

Педагог, исполняя роль домовенка Кузи, ведет с детьми диалог. Перед ними в определенной последовательности лежат предметы или картинки (шубка, шалаш, груша, шашки и т.п.).

— Кузя! Ку-зя!

— Аюшки.

— Мы хотим подарить тебе шубку.

— Спасибо за заботу. А шубка — это что такое?

— Одежда такая меховая, чтобы не мерзнуть в сильные морозы.

— Большое спасибо! Давайте ее, эту шубку. (Педагог указывает на ребенка, тот передает Кузе картинку.) Стоящая вещь! Мягкая. Буду на ней спать!

Диалог повторяется, видоизменяется, приобретает шутливый характер. Так, шалаш Кузя собирается носить, надевать, когда начнутся морозы, в груше он собирается спать, а шашки намерен съесть.

Хорошо – плохо.

Цели. Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение.

Ход игры

Игра «Хорошо- плохо» построена по системе ТРИЗ, предполагающей замечать в одном и том же предмете (явлении) хорошие и плохие стороны. Для проведения игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.). Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится. Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой участник (команда), наоборот, называет отрицательные стороны объекта.

Во втором варианте игры объект обсуждения может вызывать стойкие отрицательные (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор) ассоциации. В данном случае диалог строится так же, только задача взрослого — помочь увидеть другую, хорошую или плохую, сторону объекта.

Похожи – непохожи.

Цели. Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Материал. Предметные картинки с изображением различных животных, растений, предметов.

Ход игры:

Играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи.

Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т.п.

— Собака и пчела непохожи: собака большая, а пчела маленькая.

— Они похожи, так как они обе живые (животные).

— Они непохожи: собака — зверь, а пчела — насекомое.

— А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.

— Они выглядят по-разному.

— И пчела, и собака могут укусить и т.д.

Обсуждение каждой пары — отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово.

Отвечай быстро

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Ход игры:

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному из детей.

— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Угадай, кто я

Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Ход игры:

Выбирается ведущий. Его задача - представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.

Например:

— Я очень маленького роста, — сообщает ведущий игрок.

— Ты — Дюймовочка, — предполагает кто-либо из детей.

— Нет. Я не девочка, а мальчик.

— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

— Я думаю, что ты — Жихарка.

— Правильно.

Угадавший ребенок становится водящим.

Кто кого запутает

Цель. Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.

Материал. Картинки с изображением животных.

Ход игры:

Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей.

Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументированно отклоняет мнение своего собеседника.

— Это тигр.

— А по-моему, это заяц.

— Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми.

— Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.

— Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек.

— А этот, может быть, убежал из зоопарка. Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.

Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди. Вариант игры.

Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т.п.

Так бывает или нет? («Небылицы»)

Цель. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры:

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.  Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

— Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.

— Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.

— У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Ошибка

Цель. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры:

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

Примеры суждений:

— Карлсон жил в маленьком домике у леса.

— Пятница идет после среды. 1

— Буратино — один из жителей цветочного городка.

— Мыть руки вредно для здоровья.

— Бели слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

— Если на деревьях есть листья, то это лето.

Подвижные игры.

Змея

Цель. Учить детей с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на побуждения.

Ход игры:

Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:

— Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Будь моим хвостом!

— Хорошо.

— Ну, тогда пролезай.

После этих слов игрок пролезает между ног водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и снова произносит эти же слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут хвостом змеи.

Волк

Цель. Закрепить умение детей выражать просьбу и отвечать на нее.

Ход игры:

Все играющие становятся овцами, а один — волком. Овцы просят волка:

— Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу! Волк отвечает:

— Гуляйте, да только траву не щипайте, а то мне спать будет не на чем.

Овцы сначала гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

— Щиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик.

Когда овцы, «пощипывая травку», доходят до волка, он поднимает голову и возмущенно произносит:

— Пощипали травку?! Ну же! Попадете мне на ужин!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

Яша

Цель. Закрепить умение детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг ребенка, сидящего в центре, и говорят:

— Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша. Погрызи орехи Для своей потехи.

Яша делает вид, что грызет орехи. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

— Свои руки положи, Имя правильно скажи!

Яша подходит с закрытыми глазами к одному из игроков, дотрагивается и отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, игра продолжается.

Хлоп-хлоп, убегай!

Цель. Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры:

Одни игроки ходят по площадке, имитируя собирание цветов, несколько детей изображают лошадок, которые в сторонке «щиплют травку». Водящий произносит слова:

— Хлоп-хлоп, убегай! Тебя кони стопчут!

— А я коней не боюсь, По дороге прокачусь.

После этих слов игроки, изображающие коней, начинают скакать, подражая лошадкам, и стараются поймать детей, гуляющих на лугу.  Пойманные дети на время выбывают из игры.

Просо

Цель. Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры:

Играющие становятся в шеренгу. Водящий подходит к одному из них и говорит:

— Приходи к нам просо полоть. — Не хочу.

— А кашу есть? — Хоть сейчас!

— Догоняй нас!

После этих слов водящий и лодырь бегут вокруг шеренги в противоположные стороны. Обежав шеренгу, они стараются занять освободившееся место. Тот, кто остался, становится водящим.

Барашек

Цель. Учить детей выражать побуждение и реагировать на него.

Ход игры:

Играющие встают в круг, барашек — внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

— Ты барашек серенький, С хвостиком беленьким! Мы тебя поили, Мы тебя кормили. Ты нас не бодай! С нами поиграй! Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек ловит их со словами: «Догоню-догоню».

Стадо

Цели. Учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, реагировать на побуждение.

Ход игры:

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

— Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая,

Роса сладкая, Гони стадо в поле Погулять на воле!

- Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Я вас в поле поведу. Травку кушайте

Да пастушка слушайте!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Все, кого поймал волк (коснулся рукой), выходят из игры.

 Гуси- лебеди

Цели. Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

Ход игры:

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси. На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

— Гуси-гуси! — Га-га-га.

— Есть хотите? — Да-да-да.

— Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой!

— Что он там делает? — Рябчиков щиплет.

— Ну летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий и быстрый гусь становится волком.

Кот (Литовская народная игра)

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры:

Играют трое: продавец, покупатель, кот. Продавец и кот сидят лицом к покупателю. Покупатель спрашивает продавца: - Куда едешь? - В Тракай (или любой другой город).

— Кого везешь? — Кота.

— Продай мне! - Что дашь?

— Пять копеек, ложку меда и пестрого щенка.

— Тогда догоняй!

После этих слов кот вскакивает и бежит вокруг скамейки, а покупатель догоняет его. Если догонит, игроки меняются ролями. Игра повторяется. Каждый раз продавец называет другое название города, а покупатель придумывает новый вариант платы за кота.

Жмурки

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; внимательно выслушивать реплики, чтобы действовать по сигналу.

Ход игры:

Жмурке завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки и предлагают покружиться. Затем остальные играющие спрашивают жмурку:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники разбегаются, а жмурка ловит их. Тот, кого он поймал, становится жмуркой.

Король

Цели. Учить обмениваться репликами поочередно, развивать умение давать ответ в виде выразительного жеста.

Ход игры:

Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

— Здравствуй, Король!

— Здравствуйте! — отвечает Король.

— Нужны вам работники?

— Нужны. – Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет се второй, третий раз и т.д., пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую! трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль.

Коршун

Цели. Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием.

Ход игры:

Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог:

— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?

— Ямочку рою.

— Зачем ямочка? — Денежку ищу.

— Зачем тебе денежка? — Иголку купить.

— Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.

— Зачем мешочек? — Камешки класть.

— Зачем камешки? — В твоих детей шуркать-буркать.

— За что? — Они ко мне в огород лазят.

— Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их! Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он переловит всех.

Лиски

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение развивать тему разговора, упражнять в быстром беге.

Ход игры:

Играющие выбирают ведущего — лиса. Игроки становятся в круг и кладут возле себя лисят (ими может быть любой предмет: кубику мячик, палочка). Лис подходит к одному из играющих и заводит разговор: — Где был? — В лесу.

— Кого поймал? — Лиску.

— Верни лиску мою. — За так не отдаю.

— За что отдашь — скажи сам. — Если обгонишь, тогда отдам. После этого они бегут в противоположные стороны по кругу.

Хозяином лисенка становится тот, кто занимает свободное место в круге. Проигравший ребенок водит. Бегать разрешается по внешней стороне круга.

Заяц-месяц

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них коммуникативно, целесообразно, действовать по сигналу.

Ход игры:

Игроки становятся по кругу. Водящий и дети начинают перекличку:

— Заяц-месяц, где ты был? — В лесу.

— Что делал? — Сено косил.

— Куда клал? — Под колоду.

— Кто украл? — Чур!

На кого попадает слово «чур», догоняет детей, которые разбегаются врассыпную. Пойманным считается тот, кого догоняющий коснулся рукой. Он становится водящим.

Произведения для инсценирования.

Уж и лягушка (Э. Шим)

— Глупый уж, старый уж, давай в догонялки играть!

— Удирай квакушка, пока цела.

— А я не боюсь, я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь?

— Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.

— А я от тебя в воду — и была такова!

— И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостом вильну, настигну.

— А чего же тогда играть не хочешь?

— Уже досыта наигрался. Две лягушки-хвастунишки в моем пузечке.

Игра в гостей (И. Фахилло)

— Здрасьте, здрасьте, ждем гостей! — Мы промокли до костей.

— 1де ваш зонтик? — Потеряли.

— Где калоши? — Кот унес!

— А перчатки? — Скушал пес!

— Это, гости, не беда, заезжайте в ворота, поднимайтесь на порог к нам на яблочный пирог.

Дома ль кум-воробей (Русская народная потешка)

— Дома ль кум-воробей? — Дома.

— Что ты делаешь? — Болен, лежу.

— Что у тебя болит? — Болят плечики.

— Сходи в огород, сорви травку-гречку, попарь свои плечики.

— Парил, ворон, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает. Прискакала к воробью сорока. (Диалог сороки и воробья тот же, только сорока советует больные пяточки попарить травкой-мяточ-кой. Прилетевшая затем галка советует попарить заболевший животик травкой-репеек.)

Воробей. Парил, галка, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.

— Как же тебе помочь?

— Не знаю, кумушка, не знаю, голубушка.

— А я придумала. Кум-воробей, отгадай три загадки и будешь здоров. Согласен?

— Согласен.

— Слушай первую загадку: «Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится. Эту птицу мы зовем красногрудым ...»

— Снегирем.

— Правильно. Ну что, легче тебе?

— Полегче, кумушка, полегче, голубушка.

— Слушай вторую загадку: «Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Кто это?»

— Это сорока. Сегодня ко мне приходила.

— Правильно. Лучше тебе, кум-воробей?

— Лучше, кумушка, лучше, голубушка.

— Слушай третью загадку: «Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая».

— Это кукушка.

— Правильно, кум-воробей. Здоров ли?

— Здоров, здоров. Спасибо тебе, кумушка, спасибо, голубушка. Ведущий. И полетели воробей с галкой.

Как Дед Мороз парад принимал (Игра-драматизация)

Ведущий. Пришел Дед Мороз в лес, сел на пенек и стал ждать, когда к нему звери придут на проверку. Вот подошел к нему медведь (ребенок, изображающий медведя, идет неуклюже, рычит).

Дед Мороз. Ты почему так тяжело ступаешь?

Медведь. Смилуйся, батюшка Мороз, мы ведь с роду косолапые, вот и ходим вразвалку.

Дед Мороз. Ну-ка покажи свою шубу. Хорошо ли к зиме подготовился?

Медведь. Хорошо, дедушка, меду, малины много съел за лето и берлогу выбрал теплую.

Дед Мороз. Ну ступай себе, да чтоб зимой я вас больше не видел. Спите до весны.

Медведь. До свидания, дедушка.

Ведущий. Появилась перед Дедом Морозом лиса, с танцами да ужимками, веселая да хитрая. Лиса. Здравствуй, Дед Мороз!

Дед Мороз. Покажи хвост, Рыжая, достаточно ли он пушист? Лиса. Да уж хвост чудо как хорош! Что^пушистостью, что цветом. Не обижаюсь.

Дед Мороз. Да ты в лесу лишнего не натворишь? Хитра очень. Ступай себе, плясунья. Ведущий. Прошел мимо Деда Мороза и колючий еж. Дед Мороз. Хороша ли норка у тебя, еж? Еж. Хороша, дедушка.

Дед Мороз. Ну беги, хлопотун-работяга, да спи до весны. Ведущий. Тут белка спрыгнула с веточки, словно огонек, промелькнула.

Дед Мороз. Молодец, хозяйственная ты у меня. Белка. А как же не хлопотать, у меня ведь детки, их надо кормить, поить.

Дед Мороз. Ну скачи. А где же зайчишка? Заяц. Да вот я, дедушка.

Дед Мороз. Ах, заяц, тебя и не видно на белом снегу. Хороша шуба. Заяц. Она меня и от холода, и от врагов спасает. Дед Мороз. Молодец, тобой я тоже доволен. Вот и кончился парад. В лесу порядок, пора и вьюге завывать.

Мотылек (Л. Модзалевский)

— Расскажи, мотылек,

Чем живешь ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской все порхать?

— Я живу средь лугов,

В блеске летнего дня,

Ароматы цветов —

Вот пища моя!

— Но короток твой век —

Он не долее дня;

— Будь же добр, человек,

И не трогай меня!

Цыпленок (А. Благинина)

— Не хочу один клевать я! Пусть скорей приходят братья!

— Где ж они?

— Под старой липой.

— Как зовут их?

— Цыпа-цыпа.

Солнышко на память (по М. Пляцковскому)

Козленок. Давай прощаться, цыпленок, я уезжаю. Цыпленок. А куда ты уезжаешь?

Козленок. К бабушке в деревню. На все летние месяцы. Смотри не забывай меня. А эту книжку с картинками я дарю тебе на память, будешь читать, и время пролетит незаметно.

Цыпленок. Ладно, только я не знал, что ты уезжаешь, и никакого подарка тебе не приготовил. Что же тебе подарить, козленок? Я дарю тебе на память солнышко.

Козленок. Солнышко?!

Цыпленок. Солнышко, обыкновенное, ты посмотришь в деревне на солнышко и меня вспомнишь.

Урок дружбы (М. Пляцковский)

Дружили два воробья: Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но он об этом ни словечка не сказал своему приятелю и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал их в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

— Не надо... Зачем? — стал отмахиваться Чик. — Ты нашел — ты и ешь!

— Но мы же с тобой друзья. А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

— Ты, наверное, прав, — вздохнул Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его.

Взял Чик пять зернышек и сказал:

— Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок дружбы.

Длинная шея (по М. Пляцковскому)

Поросенок (жирафу). Давай меняться шеями! Я тебе свою отдам, а ты мне свою.

Жираф. А зачем тебе моя шея?

Поросенок. Пригодится... С длинной шеей в кино с любого места видно.

Жираф. А еще зачем?

Поросенок. А еще яблоки на высоких деревьях доставать можно.

Жираф. Ну а еще?

Поросенок. Диктант на уроке списывать легче.

Жираф. Э-э-э, нет. Такая замечательная шея мне самому нужна.

Игры с телефоном

Игры с телефоном желательно вначале включать в речевые фронтальные занятия в качестве отдельной части. Закреплять же умения разговаривать по телефону лучше в индивидуальных играх с детьми и в играх небольшими группами. Цель проведения таких игр — научить детей вести диалоги по телефону, соблюдая существующие правила телефонного этикета.

В телефонных играх разыгрываются различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга на прогулку (в гости, на день рождения и т.п.); вызов врача на дом; экстренный звонок родителям на работу; звонок бабушке или другим родственникам или друзьям, чтобы справиться о самочувствии; в кинотеатр, магазин и т.д. При разработке телефонных игр использовались материалы Е.А. Алябьевой.

Разговор с другом

Цель. Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.

Ход игры:

1. Беседа с детьми.

— Дети, у кого есть дома телефон? Вы часто звоните по телефону? Кому вы звоните? У ваших друзей есть телефон? Вы часто звоните друг другу?

— О чем можно поговорить по телефону с другом? (Можно подсказать темы для разговора, если дети затрудняются.)

— Звонить нужно только тогда, когда знаешь, о чем ты будешь говорить, что будешь спрашивать. Иначе разговор получится пустой, т.е. не о чем. Вот послушайте об этом рассказ.

2. Чтение рассказа Н. Носова «Телефон».

— Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.)

3. Затем педагог предлагает разыграть несколько ситуаций (поговорить с больным товарищем; узнать, по какой программе показывают мультфильмы; пригласить друга на день рождения и т.п.). Обсуждается содержание диалога: с чего начать разговор, какие вежливые слова должны прозвучать в этом разговоре.

Дети разыгрывают предложенные ситуации, а воспитатель помогает им принимать правильные решения.

Звонок в цветочный магазин

Цель. Учить детей пользоваться телефоном для получения нужной информации: вежливо задавать вопросы и выражать просьбы; закреплять правила ведения разговоров по телефону; дать детям образцы выполнения этих правил.

Ход игры:

1. Приглашение к игре.

— Хотите поиграть в телефонную игру? Я хотела бы вам предложить позвонить в цветочный магазин. Как вы думаете, зачем звонят в цветочный магазин?

— Вы правы, звонят, чтобы узнать, есть ли нужные цветы или чтобы заказать букет.

2. Распределение ролей.

— Вы не будете возражать, если вначале я буду звонить в магазин, а кто-нибудь из вас будет продавцом? Кто хочет быть продавцом?

— Алло! Добрый день. Это цветочный магазин? Будьте добры, скажите, какие цветы я могу сегодня купить ко дню рождения своей мамы?

— А есть ли у вас в продаже свежие розы? Какого они цвета? Я хотела бы купить розовые. Сколько будет стоить букет из пяти роз? Это вместе с оформлением букета?

— Подскажите, пожалуйста, как доехать до вашего магазина? А вы закрываетесь на обеденный перерыв? Когда у вас перерыв? Спасибо вам за консультацию. Всего доброго.

— Кто хочет позвонить в цветочный магазин? (Дети разыгрывают ситуацию самостоятельно.)

3. А теперь давайте представим, что мы переехали в новую квартиру и хотим ее украсить комнатными растениями. Я позвоню в цветочный магазин. Кто будет продавцом?

— Алло! Здравствуйте. Я хотела бы узнать, какие комнатные цветущие растения есть в вашем магазине. Что вы можете предложить?

— А есть ли у вас фиалки? Очень жаль. А не подскажете, в каком магазине можно их приобрести? Большое спасибо вам. До свидания.

— Кто позвонит в магазин и узнает о фиалках? Дети разыгрывают ситуацию.

Звонок в справочное бюро

Цель. Познакомить детей с назначением справочной службы, способами получения необходимой информации; закреплять умения вести деловые разговоры по телефону, знания о родном городе.

Ход игры:

1. Сообщить детям о назначении справочной службы, обсудить поводы обращения в справочное бюро.

2. Дать образец запроса информации.

— Алло? Это справочное бюро? Здравствуйте. Подскажите мне, пожалуйста, где находится кинотеатр «Мир»?

— А каким транспортом можно доехать до кинотеатра от железнодорожного вокзала?

— Простите, не уточните, на какой остановке надо выходить?

— Спасибо вам большое. До свидания.

3. Далее ситуации разыгрывают дети. Воспитатель вначале предлагает ситуации: узнать адрес Дворца искусств и номер автобуса, на котором можно до него добраться; адрес детского сада, адрес конкретного человека и т.п. Затем предлагает самим придумать, по какому еще поводу можно обратиться в справочную службу.

Стол заказов

Цель. Дополнить представления детей о существовании в городе различных служб, создающих удобства для его жителей; закрепить умения пользоваться телефоном и вести диалог в соответствии с социальными нормами.

Ход игры:

1. Воспитатель рассказывает детям, что в городе многое делается для удобства жителей: они могут позвонить и узнать номер телефона школы, детского сада, поликлиники, кинотеатра, узнать адрес какого-либо человека или учреждения и т.д. А еще есть столы заказов при магазинах, кондитерских.

2. Демонстрируется, как заказать торт. Роль работника стола заказов исполняет подготовленный ребенок, заказчика — воспитатель. При этом воспитатель обязательно спрашивает согласие детей: «Вы не будете возражать, если вначале заказ сделаю я?». Дошкольники, как правило, соглашаются, затем разыгрывается диалог по телефону.

— Алло? Это стол заказов? Добрый день.

— Да, стол заказов. Здравствуйте. Я слушаю вас.

— Мне нужен торт ко дню рождения дочки.

— Оформляю заказ. Ваша фамилия? На какой день заказываете торт?

— На завтра.

— Какой торт вы хотите заказать?

— Нужен большой праздничный торт на 25 человек. Вы не подскажете, какой торт лучше заказать для детей?

— Я думаю, им понравится йогуртовый торт «Земляничка».

— Хорошо, оформите заказ на этот торт. Хотела бы попросить сделать на торте надпись «С днем рождения».

— Сделаем надпись. К которому часу подготовить заказ?

— К 2 часам дня.

— Договорились. Торт будет готов к 2 часам. Стоимость заказа - 200 рублей.

— Спасибо. До свидания.

— Всею доброго.

3. Аналогичные ситуации дети разыгрывают сами. Во время игры педагог может подсказывать нужные реплики затрудняющимся детям.

Заказ такси по телефону

Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Ход игры:

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

— На какое время вам нужна машина?

— На 8 часов утра.

— Ваш адрес...

— Куда поедете?

— В детскую поликлинику.

— Назовите ваш телефон.

— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

— Спасибо. До свидания.

Звонок на работу маме (папе)

Цель. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Ход игры:

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2. Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Спасибо.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Что с бабушкой?

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

— До встречи, сынок.

Звонок в поликлинику

Цель. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

Ход игры:

1. Беседа.

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

— Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Да. Здравствуйте.

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— Что случилось?

— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Нет, только кашель.

— Имя, фамилия девочки? Возраст?

— Ваш адрес?

— Наш адрес...

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

— Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2-3 раза) Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

Настольный театр.

Оля, Поля и Ладушка

Цель. Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута; показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей.

Материал. 3 матрешки разной величины, кукла.

Показ:

У одной девочки жили три говорящие матрешки: Оля, Поля и Ладушка. Стоят они на полочке, хозяйку поджидают. Как девочку увидят, радуются.

Оля говорит:

— Здравствуй! Поля говорит:

— Здравствуй, Танюшенька!

Ладушка, самая старшая, самая приветливая из сестер, говорит:

— Здравствуй Танюшенька, мы так рады видеть тебя.

— Поиграй с нами, пожалуйста, — просит маленькая Оля.

— Пожалуйста, Танюшенька, поиграй с нами, — просит Поля.

— Поиграй, Танюшенька, с нами. Пожалуйста. Нам было скучно без тебя, и мы тебя долго и терпеливо ждали.

Поиграет девочка с матрешками, они ее благодарят.

— Спасибо, — говорит Оля.

— Спасибо, Танюшенька, нам было так хорошо с тобой, так весело! — говорит Ладушка.

Девочка уходит, а матрешки прощаются с ней:

— До свидания, — говорит маленькая Оля.

— До свидания, Танюшенька, — говорит Поля.

— До свидания, Танюшенька, до завтра. Мы будем тебя ждать, будем скучать без тебя, — говорит старшая матрешка, очаровательная Ладушка.

Капитан

Цель. Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута, показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей.

Материал. Плоскостные изображения кораблей и капитана.

Показ:

В одной гавани стояли маленький катер, большой пароход и огромный корабль. Они стояли и мечтали выйти в море.

Однажды на пирсе появился настоящий капитан, катер ему прокричал:

— Здравия желаю! Пароход прогудел:

— Здравия желаю, товарищ капитан! А огромный корабль проревел:

— Здравия желаю, товарищ капитан, мы очень рады видеть вас! Капитан поприветствовал корабли, а катер ему прокричал:

— Выведи меня в море, пожалуйста. И пароход прогудел:

— И меня, капитан, выведи в море, пожалуйста.

— Капитан! Сил нет стоять на месте, выведи и меня в море, пожалуйста! — проревел огромный корабль.

Капитан послал куда-то матроса, и вскоре на берегу появились еще два капитана.

Когда катер, пароходик и огромный корабль отплывали, на берегу стоял мальчик, будущий капитан, и желал им счастливого плавания.

— Счастливо оставаться, — отвечал ему катер.

— Счастливо оставаться, наш друг! — гудел в ответ пароход.

— Счастливо оставаться, дружок, жди и встречай нас! - ревел огромный корабль.

Тим и Том

Цель. Показать на конкретных примерах привлекательность использования тона и мимики при вежливом обращении. Материал, 2 медвежонка, мама-медведица, белый медведь.

Показ:

Жили-были два брата медвежонка: Тим и Том. Том был вечно чем-то недоволен, часто хмурился и разговаривал сердито. А Тим всегда улыбался и был приветлив со всеми. По утрам медвежат будила мама.

— Доброе утро, мамочка, я так по тебе соскучился, — говорил Тим, он сиял и светился от счастья, когда мама подходила поцеловать его.

— Доброе утро, — бурчал Том, — почему ты так долго не приходила.

— А я разную кашу для своих детей варила, — отвечала мама. — Для ласковых да приветливых — с молоком и малиновым вареньем, а для хмурых и ворчунов — без сладкого.

Вот однажды пошли медвежата за мороженым к Белому Медведю.

— Здравствуйте, — пробурчал Том. — Одну порцию шоколадного пломбира, пожалуйста.

Белый Медведь посмотрел на медвежонка и сказал: «Доброе слово, да иначе бы молвить!». Тут подбежал Тим:

— Здравствуйте, дядюшка Белый Медведь, как вы поживаете? — И он так хорошо, так приветливо улыбнулся, что Белый Медведь заурчал от удовольствия. — Нам мама денег дала на шоколадное мороженое. Оно сегодня есть в продаже?

— Есть, как не быть! Но приветливым и вежливым медвежатам я сегодня даю его за улыбку, а ворчунам и неулыбам — за деньги.

Однажды медвежата были в гостях. Их там медом кормили, книжку читали, фломастеры подарили.

— До свидания! Нам было хорошо и весело у вас. Большое спасибо! — благодарил хозяев приветливый Тим.

— До свидания, малыш. Приходи еще, мы будем рады тебе.

— И я приду, — проворчал, как всегда, Том. Но хозяева почему-то промолчали...

Утешение

Цель. Показать значение и привлекательность ласковой интонации.

Материал. Игрушки (зайчик, ежик, белочка).

Показ:

Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек.

— Чего, косой, ревешь?

— Да вот, лапу подвернул.

— Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой. А зайка сидит плачет — не унимается.

Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела.

— Здравствуй, Заинька! Что с тобой?

— Да вот, лапу подвернул, больно мне.

Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала:

— Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка. Чувствует Зайка, что лапка болит все меньше. И зайчишке стало

так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово.

Вопросы:

1. Почему плакал Зайка?

2. Что и как сказал ему Еж?

3. Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС, Научно-методическая работа СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Аннотация: в статье представлен опыт использования театрализованных игр в детском саду. В работе обоснована актуальность использования театрализованных игр в процессе социально-коммуникативного развит...

Инновационные подходы в работе по речевому развитию дошкольников посредством современных технологий

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности и оказыва...

Консультация "Совершенствование речевого развития дошкольников посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО"

Речевое развитие дошкольников включает в себя не только владение речью как средством общения, но и  обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической  и ...

Проект "Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В проектной деятельности задействованы разнообразные виды детской деятельности: рисование, театрализованная игра, настольный театр, пальчиковый театр, словесная игра, рассматривание картин....

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Овладение грамотной речью является необходимым у...

Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности

Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка очень велика. Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппара...