Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Олина Вероника Андреевна

В статье освещается содержание работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.А.Олина, Э.М.Мухутдинова

МАДОУ Детский сад №16 «Ромашка» г. Бирска

E-mail:an-olin@ mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы..Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект.

Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова:«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она  рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов. В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Проблеме  развитие познавательной активности  через дидактические игры уделяли внимание такие ученые как  В.И. Аванесова, З.М. Богуславский, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер,  Л.А. Венгер,  Е.Ф Иваницкая,  Е.И. Радина,  А.И. Сорокина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова,  Е.И. Удальцова,  Б.И. Хачяпуридзе. Проблема  развития познавательной активности дошкольников через дидактические игры весьма актуальна в контексте задач развития и воспитания будущих жизнеспособных и благополучных поколений.

Именно  для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

В развитии познавательной активности младших дошкольников особое место занимают дидактические игры. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Занимательный дидактический материал используется нами в процессе организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности, в индивидуальной работе с дошкольниками. Игры для образовательной деятельности подбираем с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике мы подбираем игры с математическим содержанием, требующие умственного напряжения, развивающие внимание и сообразительность, например: игры-головоломки, игры-шутки, игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто быстрее найдет», «Дорисуй фигуру», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки», «Танграм», «Кубики для всех» и др.

По развитию речи используем дидактические игры на развитие умения делать умозаключения и предположения: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок», «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и др.

При ознакомлении с окружающим миром, мы используем игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка», а также игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Также для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаем в группе развивающую предметно-пространственную среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, заданий, книг с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года: «Играй, думай, делай», «Найди лишний предмет», «Узнай дерево по тени», «Соберем урожай», «Садовник и цветы», «Поиск общего», «Поиск аналогов», «Профессии» и др.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций.

Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на обработку полученных знаний, умений и навыков.

Таким образом, дидактическая игра помогает нам сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, выполняя увлекательные игровые задания приобретает новые знания, формирует навыки мыслительной деятельности, развивает познавательную активность, заряжается положительными эмоциями. В результате - радость от игровой деятельности постепенно переходит в радость учения.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1991.

2. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника - М., 2009.

3. Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Младший возраст.2007.

4. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1998.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы в старшем дошкольном возрасте по лексической теме «Времена года»

Познавательное развитие

ООД «Времена года»

ООД «Времена года»

«Весёлое путешествие по временам года»

Расширение и закрепление представлений об окружающем мире;

совершенствование грамматического строя речи и связной речи;

активизация словаря.

Закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года; развивать мышление, фантазию при составлении предложений. Активировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить описывать предмет по его основным признакам; учить понимать смысл пословиц, поговорок, примет; упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса, выделение звука в слове; учить придумывать предложения с предлогами и передавать голосом чувства радости, удивления, огорчения. Воспитывать любовь к природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Цель: Познакомить детей с временами года, названиями месяцев, учить узнавать времена года по определённым признакам, формировать представление о том, какое время года самое тяжелое и трудное для жизни животных и птиц. Прививать чувство восхищения к изменениям природы.

Речевое развитие

Дидактическая игра «Времена года»

ООД «Составление рассказа по пейзажной картине»

Д/и «Что произойдет?».

Цель: формировать умение формулировать причины и выводить следствие.

Цель: Развивать эстетическое восприятие, положительное отношение к природе, умение ценить  прекрасное в природе в разные времена года,  закреплять у детей знания о временах года, их особенностях, последовательности.

Продолжать знакомить детей с творчеством художников пейзажистов, учить слышать в стихах поэтов точность описания особенностей природы в разные времена года.

Развивать логическое мышление, продолжать учить отгадывать загадки на заданную тему.

Расширять словарный запас детей, умение выражать свои мысли, правильно  выстраивать из слов предложения.

Цель: закреплять знания о временах года.

Художественно-эстетическое развитие

 Аппликация «Путешествие по временам года»

Рисование «Четыре времени года».

Закрепить у детей знания об  изменениях, происходящих в природе; обогащать словарь детей с помощью глаголов;

- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга, при необходимости дополнять;

- закрепить навыки работы с бумагой и ножницами; формировать умение самостоятельно выбирать содержание своей работы, отображать собственные

 впечатления и представления о разных временах года;

1.воспитательная задачи:

-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей :

 -закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

-развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

-закреплять умение описывать предмет по его основным признакам

Социально-коммуникативное развитие

 Д/и «Времена года»

«Что лишнее?»

«Когда это бывает??»

«Какое время года??

Учить определять время года по признакам и приметам;

составлять предложения и объединять их в связный рассказ;

развиваются память, внимание, наблюдательность, речевые  мыслительные операции.

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Цель.  Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года

Физическое развитие

«Целый год за один миг»

Формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

Учить соблюдать равновесие при ходьбе по канату приставным шагом боком, упражнять в ползании на четвереньках.

Упражнять детей в ходьбе и беге с заданиями.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Уточнить знания детей о временах года.

Развивать координацию движений, выносливость, ловкость.

Воспитывать чувство ритма.

Прививать интерес и любовь к спорту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматриваются вопросы использования средств ИКТ в совместной деятельности педагога и ребёнка....

Дидактические игры, как средство развития познавательной активности старших дошкольников.

Дидактические  игры, как средство развития познавательной активности старших дошкольников.                 Основной...

Семинар на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших дошкольников».

Семинар на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших дошкольников»....

Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников

Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-ко...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности дошкольников

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка....

Презентация. Тема «Дидактические игры как средство развития познавательной активности дошкольников»

Игровая технология.В дошкольном детстве игра-ведущий вид деятельности,поэтому применение игровой технологии являетсяобязательной частью воспитательно-образовательногопроцесса.Главная цель иг...