Конспект занятия с детьми "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тултаева Любовь Юрьевна

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_bogatyri.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности                    

                           по патриотическому воспитанию                                                                                                  

                               (для детей старшего дошкольного  возраста)

                              Тема: «Богатыри земли русской»                                      

 Цель.

   Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи.                                                                                                                                        

  Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.                                                  

  Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

  Вызвать интерес к словесному искусству: языку былин, песен, сказаний, преданий о русских богатырях.

  Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

  Словарная работа: обогащать словарный запас определениями, словами, обозначающими снаряжение воинов (кольчуга, латы, шлем, меч, палица), формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения.                                                              

  Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа.

  Чтение отрывков о былинных богатырях: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»,  «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
 Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Финист- Ясный Сокол», «Сказка о царе Салтане».
 Изобразительная деятельность на темы: «Богатыри», «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».                                                                                                                    Складывание разрезных картинок.

Словарная работа.

  Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

 Интеграция образовательных областей.

«Социализация». «Коммуникация». «Чтение художественной литературы». «Художественное творчество». «Физическая культура».

Оборудование.                                                                                                                              

  Репродукция картины художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».          Глобус. Картинки с изображением оружия, элементов одежды, фишки.                                              

                                                            Ход  НОД                                                                                  

  Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к глобусу. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.

(Предполагаемые ответы детей: большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.)

Воспитатель. А всегда ли наша Родина была такой?

(Предполагаемые ответы детей: она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.)

Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

(Предполагаемые ответы детей: это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.)

Воспитатель. Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

(Предполагаемые ответы детей: «Славяне» похоже на слово «слава».)

Воспитатель. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие были древние русичи?

(Предполагаемые ответы детей: славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.)

Воспитатель. Хорошо вы сказали. Молодцы!
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства

Воспитатель. Ребята, скоро мы будем отмечать праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Воспитатель. Как мы с вами узнаем о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

(Предполагаемые ответы детей: из былин, из книг, стихотворений, сказаний, из песен.

Воспитатель. Что же такое Былина? Былина произошла от слова быль, было. А кто слагал Былины о богатырях?

(Предполагаемые ответы детей: сказитель.)

Воспитатель.  Как сказитель рассказывал Былину?

(Предполагаемые ответы детей: ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.)

Воспитатель. Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Воспитатель. Молодцы, былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников.

 Работа с репродукцией.

Дети собирают разрезные картинки, затем выставляется репродукция.

Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Воспитатель. Чем схожи и чем отличаются богатыри?

(Предполагаемые ответы детей: все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.)

Вопросы:                                                                                                                                                          

- Кто изображении на картине В.М. Васнецова? (Три богатыря).                                                                         - Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).                                                                                - Как Вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).                                                                                                                                     - Кто слева от Ильи? (Добрыня Никитич). Расскажите о нем.                                                                          - Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша попович. Он самый молодой из богатырей).            - Какими качествами обладал Алеша Попович? (хитростью, смекалкой, дерзостью). Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов?                                                                                          - Что охраняют богатыри? (Землю русскую, ее границы). Главным другом богатырей был конь.                                                                                                                                                             - Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга - железная рубашка).                                                     - Зачем она нужны богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья.             Кольчуга весила семь килограммов.).                                                                                                                               - Что надето на головы богатырей? (Шлем. На Руси его звали шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина - богатыря от ударов).                                                    - Какие еще доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч, булава. Меч был главным оружием воинов - богатырей в ту пору на Руси. Меч еще называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. (Показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом).                                                                                 - Какой пейзаж окружает богатырей? (Здесь все красиво нарисовано: и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Все как настоящее.

Воспитатель. Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда такое спокойствие?                                                                         Правильно, природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель. Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.                                                                                                                                          - В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль.  Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.                                                                            - По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.                                                                                                                                                   - Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.                                                                                    - У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.                                                                                                                                                                        
- Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:             Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.

                              Послушайте стихотворение о трех богатырях.

Три защитника, три брата,                                                                                                                                             Три богатыря!                                                                                                                                             «Русь на воинов богата!»-                                                                                                                  Говорят не зря.                                                                                                                                            С поля боя нет возврата,                                                                                                                                        За спиною Русь,                                                                                                                              Мать-земля, родные хаты…                                                                                                                       -Эй, смелее в бой, ребята!                                                                                                                         Меч и лук, копье, булава,                                                                                                                      Щит и верный конь…                                                                                                                             Враг! Не тронь родной державы,                                                                                                      Охранят Русь по праву                                                                                                           Богатырской русской славы                                                                                                                     Боевой огонь!               (Т. Курбатова)

   Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

    Как в пословицах говорится о русских богатырях?

*  Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.                                                *  Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.                                                                                             *  Не родом богатырь славен, а подвигом.                                                                                             *  Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.          

Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение о богатыре.

Богатырь, силён как вольный ветер,                                                                                                  Могуч как ураган.                                                                                                                               Он защищает землю                                                                                                                           От злобных басурман!                                                                                                                         Он силой доброю богат                                                                                                                      Он защищает стольный град.                                                                                                                       Спасает бедных и детей                                                                                                                       И стариков и матерей!                                                                                                    

Воспитатель: Вот кто такие богатыри.                                                                                  

А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.

 Дидактическая игра: «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали: доспехи и оружие для богатырей: меч – ножны, стрелы – лук – колчан, копье, палица, щит, кольчуга, шлем, латы), а так же «лишние предметы» - танк, шинель, автомат, бинокль, пушка.

Воспитатель: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
                                                                                                                                                         
Физкультминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
                                                                                                                                         

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев.                                                                                                                           

                         Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.                                                                

*Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.                                                                                              *Сам погибай, а товарища выручай.                                                                                                               *С родной земли умри, не сходи.                                                                                                                  *Жить - Родине служить.                                                                                                                     *Счастье - Родины дороже жизни.                                                                                                                     *Смелость силе воевода.                                                                                                                                *Тот герой кто за Родину горой.                                                                                                                     *Кто смел тот на коня сел.                                                                                                                           *За край свой насмерть стой.                                                                                                                *Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.                                                              *Если дружба велика, будет Родина крепка.  

Итог. Ребята, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. И я хочу сделать вам каждому подарок – это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Литература.      

Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005г.                  

С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ.                                                                    

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет. / Сост. Гербова В.В., Ильчук М.П. и др. – М. – 2005г.                                                                                            

Как жили наши предки. М.: «Мозаика – Синтез».  20011г. (Школа Семи Гномов)          

Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002г.

Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект ООД Социализация "Богатыри земли Русской"

«Богатыри земли русской»в старшей группе ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "БОГАТЫРИ-ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"

Организация  непрерывной непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию  детей старшей группы по теме"Богатыри-защитники земли русской"Автор конспекта ННОД:...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект Познавательное развитие «Богатыри земли русской»

Конспект предназначен для детей дошкольного возраста, с целью воспитания детей в духе патриотизма, любви к Родине....

Конспект СОД "Богатыри – защитники земли Русской"

Конспект СОД  "Богатыри – защитники земли Русской"Цели:Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромц...

Открытое занятие "Былинные богатыри земли русской"

Продолжать знакомить детей с былинными героями через оживленное представление...

Конспект занятия «Матрешка – символ Земли Русской»

laquo;Матрешка – символ Земли Русской»Цель: Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой» и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России.Образовательн...