Грамматика в картинках и играх. Тема осень.
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петухова Татьяна Витальевна

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx595.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

по развитию речи для старшего дошкольного возраста

Грамматика в играх и картинках

по теме:

                                                           « Осень»C:\Users\Татьяна\Desktop\autumn-leaves-clip-art-53.png

5 — 6 лет

(старшая группа)

Игра «Угадай, где ошибка»

Чему научится ребенок: выражать в речи целевые и причинные синтаксические отношения; обогатит словарный запас, уточнит значение некоторых слов; игра способствует развитию зрительного и слухового внимания, связной речи.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 23).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите, что картинка называется «Осень», но

художник изобразил осень неправильно, с ошибками. Предложите ребенку исправить ошибки

художника. Предупредите ребенка, что сначала вы прочтет е стихотворение А. С. Пушкина об

осени, для того чтобы ему было легче найти ошибки:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из поэмы «Евгений Онегин»)

Анализируя изображенное на картинке, ребенок должен перечислить приметы осени: «Осенью становится холоднее, идут частые дожди, собирают урожай, надевают теплые вещи» и т. д.

Игра «Загадки»

Чему научится ребенок: различать фрукты и овощи, называть и группировать их; ориентироваться на окончания слов при согласовании имен существительных и прилагательных в роде; игра способствует развитию аналитико-синтетической деятельности.

Оснащение: натуральные фрукты и овощи.

Ход игры: сначала предложите ребенку перечислить фрукты и овощи, лежащие на столе; затем предложите отгадать загадки (все загадки должны иметь описательный характер.

Лексический материал:

Красный, круглый, мясистый... (помидор);

сочное, румяное, спелое, вкусное... (яблоко).

Затем поиграйте так: предложите ребенку рассказать о каком-нибудь овоще (фрукте), не называя его, а сами попробуйте отгадать.

Игра «Подбери слова»

Чему научится ребенок: расширит словарный запас, уточнит значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку подобрать к глаголам имена существительные.

Лексический материал:

моросит... (дождь); созревают... (овощи, фрукты);

вянет... (трава); улетают... (птицы);

желтеют... (листья); выкапывают... (луковицы);

опадают... (листья); квасят... (капусту);

льет... (дождь); солят... (огурцы);

мокнет... (земля); собирают... (семена; овощи).

Игра «Слова-антонимы»

Чему научится ребенок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит конкретные пары

антонимов.

Оснащение: игра проводится устно.

«Орех какой?» (Лесной.)

«Озеро какое?» (Лесное.)

«Яблоки какие?» (Лесные.)

«Тропинка какая?» (Лесная.)

Игра «Повар»

Чему научится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными, Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из

продуктов, которые вы назовете.

Лексический материал:

Грибы — грибной суп, грибные котлеты, грибной соус, грибная пора... Лимоны — лимонный

пирог, лимонный сок, лимонный сироп...

Картофель — картофельное пюре, картофельный суп, картофельные котлеты, картофельная

запеканка...

Морковь — морковный сок, морковные котлеты...

Яблоки — яблочный уксус, яблочное варенье, яблочное пюре...

Клюква — клюквенный морс, клюквенный пирог...

Орехи — ореховое печенье, ореховый соус...

Тыква — тыквенное варенье, тыквенный сок, тыквенная каша...

Игра «Назови ласково»

Чему научится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов.

Оснащение: мяч.

Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку, возвращая вам мяч, изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Лексический материал:

Орех крепкий — орешек крепенький.

Лист желтый — листочек желтенький.

Куртка теплая — курточка тепленькая.

Ягоды вкусные — ягодки вкусненькие.

Ягоды кислые — ягодки кисленькие.

Камень чистый — камешек чистенький.

Палка длинная — палочка длинненькая.

Ветка короткая — веточка коротенькая.

Игра «Покажи картинку»

Чему научится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: предложите ребенку показать на картинку, соответствующую фразе.

Лексический материал:

Мальчик вошел в лес — мальчик вышел из леса.

Мальчик подходит к елке — мальчик отходит от елки.

Мама открывает окно — мама закрывает окно.

Птицы прилетают — птицы улетают.

6 — 7 лет

(подготовительная группа)

Игра «Антонимы»

Чему научится ребенок: подбирать антонимы к словам.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым

значением, например: день ночь, тепло холодно, большой маленький.

Прочтите ребенку текст. Предложите найти в нем слова, противоположные по смыслу:

«Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тишина. Грустно и радостно».

Игра «Прилагательные»

Чему научится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку послушать отрывок из стихотворения Л. Парамоновой.

Попросите его назвать слова, отвечающие на вопрос «какой?»:

Задумчивая ласковая осень

К нам тихо, незаметно подошла,

Багряный свой наряд на лес набросив,

Холодные туманы принесла...

Предложите ребенку подобрать синонимы к выделенным словам.

Спросите ребенка, как он понимает выражения «багряный наряд», «ясное небо», «скирды

хлеба». Если малыш затрудняется ответить, объясните ему.

Игра «Найди быстро ошибку»

Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку сыграть в игру «Найди быстро ошибку». Называйте

предложение, где имя прилагательное заменено тем существительным, от которого оно

образовано. Попросите ребенка назвать имя прилагательное. Скажите: «На улице льет холодный (осень) дождь. Какой льет на улице дождь?» (Холодный осенний.)

Лексический материал:

С моря дует (тепло) ветер.

Мы собрали (богатство) урожай яблок.

В пути мы попали под (грибы) дождь.

Ветер дует (холод) осенний.

В лесу рыщут злые (голод) волки.

Игра «Слова-синонимы»

Чему научится ребенок: подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но

отличаются смысловыми оттенками, например: слово «хороший» имеет синонимы — добрый,

прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» — несется, мчится. Предложите ребенку подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение.

Лексический материал:

Пасмурный день — унылый, дождливый, серый.

Плохое настроение — грустное, печальное.

Ясный день — безоблачный, светлый, погожий.

Хорошее настроение — радостное, веселое.

На улице холодно — зябко, морозно.

Предложите ребенку послушать стихотворения и найти синонимы:

Мы с утра в лесу гуляем, В парке целый день хожу,

За жучками наблюдаем. Целый день я там брожу.

Мы устали, утомились, Все хожу, все брожу,

А потом и заблудились. Но грибов не нахожу.

Игра «Объясни»

Чему научится ребенок: употреблять слова с переносным значением.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т.е.

иносказательно. Например, «золотые руки» — это означает умелые, ловкие руки; руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле слова.

Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение следующих выражений.

Лексический материал:

Осенний дождь, осеннее настроение;

золотая осень, золотое кольцо;

поздняя осень, поздний ребенок;

воет ветер, воет волк;

голый лес, голый малыш.

Игра «Скажи правильно»

Чему научится ребенок: различать значения глаголов с разными приставками. Оснащение; игра проводится устно.

Ход игры: произносите предложения. Предложите ребенку, выбрав нужное слово, сказать

предложение правильно.

Лексический материал:

Гуси (подплыли, отплыли) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от гусей.

Белка (залезла, вылезла) из дупла.

Девочка (вылила, налила) воду из ведра.

Ежик (залез, вылез) в норку.

Люди (вошли, вышли) в лес.

Игра «Подбери слово»

Чему научится ребенок: подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевленные и

неодушевленные предметы, явления природы.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку вставлять пропущенные слова (он, она, оно, они) в предложения.

Лексический материал:

Лист упал с куста — ... засох.

Ягодка вкусная — ... душистая.

Яблоко сладкое — ... спелое.

Дует ветер — ... срывает листья с деревьев.

Бежит ручей — ... журчит и звенит.

Цветы исчезли в лесу — ... завяли.

Птицы собираются в дальний путь ____„._... полетят в теплые края.

Игра «Дополни предложение»

Чему научится ребенок: уточнит значение имен прилагательных.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку продолжить начатое вами предложение, подбирая слова,

обозначающие признаки предмета.

Скажите: «В парнике поспели... помидоры. Что ты можешь сказать о помидорах, какие они?»

(Крупные, сочные, красные.)

Дальнейшая игра строится аналогично.

Лексический материал:

Ветер срывает... (красивые, желтые, красные, разноцветные) листья.

Ветер разгоняет... (темные, черные) тучи.

Дети увидели поделкой... (большой, крепкий, красивый, целый, съедобный) гриб.

Игра «Лишнее слово»

Чему научится ребенок: игра способствует уточнению значения слов, обогащению словаря,

развитию аналитико-синтетической деятельности.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: прочтите ряд слов и предложите ребенку найти лишнее слово, объяснив свой выбор.

Лексический материал:

Куртка, сапоги, шапка, брюки, носки;

тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника;

черника, голубика, земляника, клюква, грибы;

береза, ольха, яблоня, рябина, ель;

осень, зима, весна, утро;

утро, день, осень, вечер;

мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик.

Игра «Как сказать иначе?»

Чему научится ребенок: употреблять в речи причастия.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку послушать составленное вами предложение: «Гриб растет под

елкой». Объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. «Гриб растет.

Гриб какой? растущий гриб». Предложите составить предложение по этому словосочетанию.

Пример: «Мы увидели растущий поделкой гриб».

Лексический материал:

Листья желтеют — желтеющие листья;

птицы улетают — улетающие птицы;

дождь моросит — моросящий дождь;

осень наступила наступившая осень.

C:\Users\Татьяна\Desktop\image.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\image (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика в картинках и играх. Тема птицы.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи).Игрысоставл...

Грамматика в картинках и играх. Тема зима.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Грамматика в картинках и играх. Тема домашние птицы.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Грамматика в картинках и играх. Тема весна.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Грамматика в картинках и играх. Тема овощи.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Грамматика в картинках и играх. Тема грибы.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Грамматика в картинках и играх. Тема космос.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...