«Воспитание сказкой»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Келехсашвили Людмила Алексеевна

Сказки в дошкольном периоде читаются детям всех возрастов. Дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с  предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitanie_skazkoy.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 70 комбинированного вида Кировского района города Санкт- Петербурга

Консультация на тему: «Воспитание  сказкой»

Составила воспитатель: Келехсашвили Л.А.

2018

Сказки в дошкольном периоде читаются детям всех возрастов. Дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с  предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказочник Д.Родари  и многие педагоги совершенно справедливо утверждают следующее:

- существует множество сказок жестоких, несущих в содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты ( Лиса съела Колобка; как тяжело жилось Золушке,…);

- сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном это чтение, пересказ, драматизация, просмотр спектаклей, мультфильмов, сказочных фильмов;

- сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и воспитания добрых чувств;

- в нашу жизнь массово вошел компьютер, смартфоны, детям дома перестали читать сказки. Много времени они играют в компьютерные игры, которые не всегда воспитывают добрые чувства.

Чтобы сказка была нашей помощницей в воспитании детей можно использовать универсальную схему:

                                                                                                                             1. Нравственный урок.                                                                               2. Воспитание добрых чувств.                                                                               3. Речевая зарядка.                                                                                                     4. Развитие мышления и воображения.                                                                       5. Сказка и математика.                                                                                                              6. Сказка и экология.                                                                                                                 7. Сказка развивает руки.

Педагоги и родители могут составлять свою схему, направленную на решение тех задач, которые они будут решать со своими детьми.

Главное подойти к работе со сказкой нетрадиционно. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывая различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

В нетрадиционном подходе необходим «Нравственный урок»- это главный смысл сказки. Не зря  существует поговорка: «Сказка-ложь, да в ней  намек, добрым молодцам и красным девицам урок». Ребенок может уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы  герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко.

Например: в сказке «Кот в сапогах», кот не может служить примером для подражания, он ради достижения цели легко обманывает людей. А Маркиз Карабас, ничего не делая, получил все.

Конкретное содержание каждой сказки направлено на воспитание добрых чувств. Оно учит сравнивать, сопоставлять поступки героев, выражать свое мнение о положительном или отрицательном герое.

Сказки расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной речи. С помощью сказки нашу речь можно сделать эмоциональной, образной, красивой. Этому способствует «Речевая зарядка». Это умение отвечать на вопросы и задавать их. Вопросы могут быть не только заданы непосредственно по сказке, но и шуточные (бабе, деду, курочке Рябе,…). Для этого с детьми нужно заниматься согласованием слов в предложении, придумывать однокоренные слова, рифмовать слова, составлять распространенные предложения.

Нужно познакомить детей с пословицами, поговорками, фразеологизмами, чтобы полнее понять смысл сказки и придумать свое название сказки.

Для обогащения и активизации словаря можно попросить детей найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова. Придумать самое длинное слово (длиннохвостая). Разобрать с детьми слова с одинаковым написанием, но разным значением, объяснить детям этимологию слов. Произнести слова без гласных, предложить их угадать.

«Развитие мышления и  воображения». Придумать новый конец сказки, ввести новых героев, изменить сюжет сказки, объединить две сказки, составлять сказки о себе, своей семье, придумать новое начало сказки, ввести себя в сказку. Вспомнить сказки, где еще встречаются такие же герои, сравнить их. Придумать сказку, а что было потом.

«Сказка и математика». Математика в названиях сказок: « Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Цветик- семицветик» и т.д. Множество математических вопросов можно задать по сказке. (Сколько героев тянуло репку?) Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, можно с их помощью  моделировать знакомые сказки. ( два круга- «Два жадных медвежонка»). На основе сказки можно придумать задачи на сложение и вычитание.

«Сказка и экология». Заяц к зиме меняет цвет; лисий хвост заметает следы; пришла весна, избушка у лисы растаяла; волк в проруби заморозил хвост; птицы на юг улетают осенью во многих сказках,…

Можно придумать, как помочь героям приспособиться в окружающей среде (колобок-зеленый, в траве не виден).

«Сказка развивает руки». Не случайно говорится «Когда я слушаю- узнаю,  когда делаю- запоминаю». Детям предлагается   изобразить сказку схематично, сделать объемную аппликацию, пальцевую живопись, рисование на мокрой бумаге, «живая капля», коллаж, изобразить пантомимой, руками разных героев.

Рассмотрим схему на примере сказки «Гуси – лебеди»

а) Нравственный урок. Как аукнется, так и откликнется.

б) Воспитание добрых чувств. Мне в сказке больше всего нравятся речка, яблонька и печка. Почему же? А кому сопереживаете вы?

в) Сказка и математика. Придумаем считалку с героями сказки.

г) Речевая зарядка:  Почему сказка называется «Гуси-лебеди»?;Придумаем ей другое название.; Назовем грустные, веселые слова из сказки.; Интервью о девочке из сказки.;  Этимология слов «причитала», «слезами заливалась».;  Как вы дома относитесь к братьям (сестрам)?

д) Сказка и экология. Чем похожи и чем отличаются: лесные и садовые яблоки; ржаные и пшеничные пироги?

е) Развитие мышления и воображения. Придумать сериал: «Гуси-лебеди невидимки»; «Печка, яблонька и речка стали великанами»; «Дело было зимой»; «Как бы я спасла братца?»

ж) Сказка развивает руки. Методом пальцевой живописи изобразить стаю лебедей. (Сделать книжку).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.В.Гербова Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет М ; Просвещение 1987
  2. Р.И. Жуковская Хрестоматия по детской литературе М. 1981
  3. О.С. Ушакова Развитие реи детей 5-7 лет – М;ТЦ Сфера;2011
  4. О.С. Ушакова Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.2010
  5. О.С. Ушакова Посмотри и расскажи. Рассказы по сюжетным картинкам. М. 2002
  6. Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой Для работы с детьми дошкольного возраста Харьков «ФОЛИО» 1996
  7. Л.Б. Фесюкова Серия «Беседы по картинкам» Воспитываем сказкой КРУГОЗОР 2014
  8. К. И. Чуковский «От двух до пяти» Азбука 2016