Главные вкладки

    Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Сорокина Татьяна Николаевна

    ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)

    Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

     

    Цель: Дети знают о роли ударения в образовании слов, определяют ударный слог и ударный гласный звук, выполняют звукового анализ слов и составляют схему слова.

     

    Образовательная среда: игрушечный микрофон, картонный герой Карандаш, предметные картинки, сюжетная картинка, карточки с цифрами, тетради, карандаши.

     

    Форма организации: ООД «Развитие речи» (обучение грамоте).

     

    Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.

     

    Ход:

    1. Потребностно-мотивационо-целевой этап

    Карандаш показывает детям игрушечный микрофон: Что это? (ответы детей: Микрофон)

    2. Практический

    Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон».

    - Для чего нужен микрофон? (Ответы детей: Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны).

    - Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов.

    (При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук»)

    Слова:  СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)

    Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

    Цель: Дети знают о роли ударения в образовании слов, определяют ударный слог и ударный гласный звук, выполняют звукового анализ слов и составляют схему слова.

    Образовательная среда: игрушечный микрофон, картонный герой Карандаш, предметные картинки, сюжетная картинка, карточки с цифрами, тетради, карандаши.

    Форма организации: ООД «Развитие речи» (обучение грамоте).

    Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.

    Ход:

    1. Потребностно-мотивационо-целевой этап

    Карандаш показывает детям игрушечный микрофон: Что это? (ответы детей: Микрофон)

    2. Практический

    Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон».

    - Для чего нужен микрофон? (Ответы детей: Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны).

    - Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов.

    (При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук»)

    Слова:  СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.

    Звуковой анализ слова МУКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.

    Один ребенок работает у доски, остальные – самостоятельно.

    - Какие звуки составляют слово МУКА? (Звуки М, У, К, А)

    - Какой слог в этом слове ударный? (Слог КА)

    - Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог и ударный гласный звук А.

    - На схеме ударение обозначают черточкой над ударным звуком. Обозначьте ударный гласный звук А.

    - Что получится если в каком-нибудь слове изменить ударение? (Получается неправильное слово, которого нет в русском языке)

    - Давайте попробуем изменить ударный слог в слове МУКА. Я передвигаю черточку ударения на схеме. Что получилось? (Получилось МУКА).

    - Как вы думаете, есть такое слово – МУКА? (Есть) Да, так говорят, если что-нибудь не получается, когда кто-нибудь страдает, мучается. Вот послушайте стихотворение о том, как девочка Нина лепила  из глины пирог, у нее ничего не получалось, она мучалась.

    ПЕРЕСОХЛА ГЛИНА,

    РАССЕРДИЛАСЬ НИНА:

    - НЕ МУКА, А МУКА,

    ПОВАРАМ  НАУКА!

    - Запомните,  ЕСЛИ В СЛОВЕ ИЗМЕНИТЬ УДАРЕНИЕ,  МОЖЕТ  ПОЛУЧИТСЯ НОВОЕ СЛОВО. ИЗМЕНЯЯ МЕСТО УДАРЕНИЯ, МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ СМЫСЛ СЛОВА

    Дать представление о словообразовательной роли ударения

    - Послушайте сказку:

    СОБРАЛИСЬ ОДНАЖДЫ СЛОВА НА СОВЕТ, СТАЛИ  ГОВОРИТЬ, КАКИЕ ОНИ ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ И ЗНАЧИМЫЕ.  НО ЗАБЫЛИ СЛОВА ПРИГЛАСИТЬ НА СОВЕТ  УДАРЕНИЕ. И ОНО ОБИДЕЛОСЬ. КОГДА СЛОВА СТАЛИ ВЫСТУПАТЬ, УДАРЕНИЕ ВДРУГ ВЫСКОЧИЛО ОТКУДА-ТО И ЗАКРИЧАЛО:

    - ЧТО ВЫ БЕЗ МЕНЯ ЗНАЧИТЕ? ЕСЛИ Я ЗАХОЧУ, ВОЗЬМУ И ИЗМЕНЮ ЗНАЧЕНИЯ У КАЖДОГО ИЗ ВАС!

    СЛОВА, КОНЕЧНО, НЕ ПОВЕРИЛИ. ВЫШЕЛ ВПЕРЕД ЗАМОК И СКАЗАЛ:

    - Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ, Я ТАКОЙ СИЛЬНЫЙ И ТЯЖЕЛЫЙ, ЧТО СПРАВЛЮСЬ С КАКИМ-ТО УДАРЕНИЕМ. ВЕДЬ УДАРЕНИЕ – ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРТОЧКА!

    УДАРЕНИЕ РАССЕРДИЛОСЬ И ВДРУГ ПРЫГНУЛО С ПОСЛЕДНЕГО СЛОГА НА ПЕРВЫЙ, И ИСЧЕЗ ЗАМОК И ПЕРЕД ВСЕМИ ПРЕДСТАЛ ЗАМОК.

    ВИДЯТ СЛОВА, ЧТО ДЕЛО ПЛОХО – НЕ ОБОЙТИСЬ ИМ БЕЗ УДАРЕНИЯ! ОТВЕЛИ ЕМУ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО  НА СВОЕМ СОБРАНИИ И С ТЕХ ПОР ОТНОСЯТСЯ К УДАРЕНИЮ С БОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ.

                                                                                                   (По  И. Подгаецкой)

    - Рассмотрите пары картинок.  Произнесите слова сначала с ударением на первом слоге, а потом на втором. Что обозначает каждое слово?

    Слова:                СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ                ХЛОПОК – ХЛОПОК

                    КРУЖКИ – КРУЖКИ

    Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Выставка цветов»

    - Сегодня мы открываем выставку цветов. Экспонаты выставки разместим в трех вазах. Если название цветка состоит из одного слога, мы поставим его в первую вазу, если название цветка состоит из двух слогов, поставим его во вторую вазу, а если название из трех слогов  - в третью вазу. Подходите к доске, берите картинку с изображением цветка,  называйте выбранный вами цветок и ставьте его в одну из ваз.

    Слова:  ПОДСНЕЖНИК, МАК, РОМАШКА, ИРИС, ФЛОКС, ЛИЛИЯ, РОЗА, ВАСИЛЕК, ПИОН, ЖАСМИН и т.д.

    Подсчет количества звуков в словах. Дидактическая игра «Молчанка».

    - Мы с вами организовали красивую выставку цветов. Давайте рассмотрим получше, какие цветы попали во вторую вазу. Определите, сколько звуков в каждом слове-названии. Не говорите ответ вслух, а покажите цифровую карточку. Это будет игра «Молчанка». Кто заговорит, тот проиграл.

    Составление предложений по сюжетной картинке.

    Педагог объединяет детей на две команды.

    - Посмотрите на картинку. Составьте предложения о девочке и кошке. Выиграет та команда, которая составит больше разных предложений.

    (Каждая команда составляет схему одного из предложений)

    Подготовка руки к письму, гимнастика  для пальцев. Упражнение «Пальчики»

    ДРУЖАТ  В НАШЕЙ ГРУППЕ,

    ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ.

    МЫ С ВАМИ, ПОДРУЖИМСЯ,

    МАЛЕНЬКИЕ ПАЛЬЧИКИ.

    РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ,

    БУДЕМ СНОВА МЫ  СЧИТАТЬ.

    (Демонстрируются ладони с разомкнутыми пальцами сначала левой, потом правой руки. пальцы обеих рук касаются подушечками и постукивают друг о друга: большой палец касается большого, указательный - указательного и т.д.)

    Формирование графических навыков. Прописывание петель с крючками

    «ПЕТЛИ» в тетрадях

    3. Результативный:

    - Назовите слова, в которых можно изменить ударение и значение изменится?

     

    42


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Цветок добрых слов"

    Программное содержание:Дать общее понятие о языке как об основном средстве общения людей, рассказать о многообразии русского языка, языка межнационального общения людей в России, воспитывать любовь к ...

    Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»

    Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...

    Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы

    «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Предложение и слово.»

    Цель: Продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением. Задачи:Закрепить понятия «слово», «предложение», упражнять детей в составлении предложений из 2-х и...