Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кравцова Татьяна Николаевна

ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)

Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

 

Цель: Дети знают о роли ударения в образовании слов, определяют ударный слог и ударный гласный звук, выполняют звукового анализ слов и составляют схему слова.

 

Образовательная среда: игрушечный микрофон, картонный герой Карандаш, предметные картинки, сюжетная картинка, карточки с цифрами, тетради, карандаши.

 

Форма организации: ООД «Развитие речи» (обучение грамоте).

 

Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.

 

Ход:

1. Потребностно-мотивационо-целевой этап

Карандаш показывает детям игрушечный микрофон: Что это? (ответы детей: Микрофон)

2. Практический

Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон».

- Для чего нужен микрофон? (Ответы детей: Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны).

- Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов.

(При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук»)

Слова:  СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)

Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

Цель: Дети знают о роли ударения в образовании слов, определяют ударный слог и ударный гласный звук, выполняют звукового анализ слов и составляют схему слова.

Образовательная среда: игрушечный микрофон, картонный герой Карандаш, предметные картинки, сюжетная картинка, карточки с цифрами, тетради, карандаши.

Форма организации: ООД «Развитие речи» (обучение грамоте).

Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.

Ход:

1. Потребностно-мотивационо-целевой этап

Карандаш показывает детям игрушечный микрофон: Что это? (ответы детей: Микрофон)

2. Практический

Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон».

- Для чего нужен микрофон? (Ответы детей: Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны).

- Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов.

(При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук»)

Слова:  СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.

Звуковой анализ слова МУКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.

Один ребенок работает у доски, остальные – самостоятельно.

- Какие звуки составляют слово МУКА? (Звуки М, У, К, А)

- Какой слог в этом слове ударный? (Слог КА)

- Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог и ударный гласный звук А.

- На схеме ударение обозначают черточкой над ударным звуком. Обозначьте ударный гласный звук А.

- Что получится если в каком-нибудь слове изменить ударение? (Получается неправильное слово, которого нет в русском языке)

- Давайте попробуем изменить ударный слог в слове МУКА. Я передвигаю черточку ударения на схеме. Что получилось? (Получилось МУКА).

- Как вы думаете, есть такое слово – МУКА? (Есть) Да, так говорят, если что-нибудь не получается, когда кто-нибудь страдает, мучается. Вот послушайте стихотворение о том, как девочка Нина лепила  из глины пирог, у нее ничего не получалось, она мучалась.

ПЕРЕСОХЛА ГЛИНА,

РАССЕРДИЛАСЬ НИНА:

- НЕ МУКА, А МУКА,

ПОВАРАМ  НАУКА!

- Запомните,  ЕСЛИ В СЛОВЕ ИЗМЕНИТЬ УДАРЕНИЕ,  МОЖЕТ  ПОЛУЧИТСЯ НОВОЕ СЛОВО. ИЗМЕНЯЯ МЕСТО УДАРЕНИЯ, МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ СМЫСЛ СЛОВА

Дать представление о словообразовательной роли ударения

- Послушайте сказку:

СОБРАЛИСЬ ОДНАЖДЫ СЛОВА НА СОВЕТ, СТАЛИ  ГОВОРИТЬ, КАКИЕ ОНИ ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ И ЗНАЧИМЫЕ.  НО ЗАБЫЛИ СЛОВА ПРИГЛАСИТЬ НА СОВЕТ  УДАРЕНИЕ. И ОНО ОБИДЕЛОСЬ. КОГДА СЛОВА СТАЛИ ВЫСТУПАТЬ, УДАРЕНИЕ ВДРУГ ВЫСКОЧИЛО ОТКУДА-ТО И ЗАКРИЧАЛО:

- ЧТО ВЫ БЕЗ МЕНЯ ЗНАЧИТЕ? ЕСЛИ Я ЗАХОЧУ, ВОЗЬМУ И ИЗМЕНЮ ЗНАЧЕНИЯ У КАЖДОГО ИЗ ВАС!

СЛОВА, КОНЕЧНО, НЕ ПОВЕРИЛИ. ВЫШЕЛ ВПЕРЕД ЗАМОК И СКАЗАЛ:

- Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ, Я ТАКОЙ СИЛЬНЫЙ И ТЯЖЕЛЫЙ, ЧТО СПРАВЛЮСЬ С КАКИМ-ТО УДАРЕНИЕМ. ВЕДЬ УДАРЕНИЕ – ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРТОЧКА!

УДАРЕНИЕ РАССЕРДИЛОСЬ И ВДРУГ ПРЫГНУЛО С ПОСЛЕДНЕГО СЛОГА НА ПЕРВЫЙ, И ИСЧЕЗ ЗАМОК И ПЕРЕД ВСЕМИ ПРЕДСТАЛ ЗАМОК.

ВИДЯТ СЛОВА, ЧТО ДЕЛО ПЛОХО – НЕ ОБОЙТИСЬ ИМ БЕЗ УДАРЕНИЯ! ОТВЕЛИ ЕМУ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО  НА СВОЕМ СОБРАНИИ И С ТЕХ ПОР ОТНОСЯТСЯ К УДАРЕНИЮ С БОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ.

                                                                                               (По  И. Подгаецкой)

- Рассмотрите пары картинок.  Произнесите слова сначала с ударением на первом слоге, а потом на втором. Что обозначает каждое слово?

Слова:                СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ                ХЛОПОК – ХЛОПОК

                КРУЖКИ – КРУЖКИ

Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Выставка цветов»

- Сегодня мы открываем выставку цветов. Экспонаты выставки разместим в трех вазах. Если название цветка состоит из одного слога, мы поставим его в первую вазу, если название цветка состоит из двух слогов, поставим его во вторую вазу, а если название из трех слогов  - в третью вазу. Подходите к доске, берите картинку с изображением цветка,  называйте выбранный вами цветок и ставьте его в одну из ваз.

Слова:  ПОДСНЕЖНИК, МАК, РОМАШКА, ИРИС, ФЛОКС, ЛИЛИЯ, РОЗА, ВАСИЛЕК, ПИОН, ЖАСМИН и т.д.

Подсчет количества звуков в словах. Дидактическая игра «Молчанка».

- Мы с вами организовали красивую выставку цветов. Давайте рассмотрим получше, какие цветы попали во вторую вазу. Определите, сколько звуков в каждом слове-названии. Не говорите ответ вслух, а покажите цифровую карточку. Это будет игра «Молчанка». Кто заговорит, тот проиграл.

Составление предложений по сюжетной картинке.

Педагог объединяет детей на две команды.

- Посмотрите на картинку. Составьте предложения о девочке и кошке. Выиграет та команда, которая составит больше разных предложений.

(Каждая команда составляет схему одного из предложений)

Подготовка руки к письму, гимнастика  для пальцев. Упражнение «Пальчики»

ДРУЖАТ  В НАШЕЙ ГРУППЕ,

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ.

МЫ С ВАМИ, ПОДРУЖИМСЯ,

МАЛЕНЬКИЕ ПАЛЬЧИКИ.

РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ,

БУДЕМ СНОВА МЫ  СЧИТАТЬ.

(Демонстрируются ладони с разомкнутыми пальцами сначала левой, потом правой руки. пальцы обеих рук касаются подушечками и постукивают друг о друга: большой палец касается большого, указательный - указательного и т.д.)

Формирование графических навыков. Прописывание петель с крючками

«ПЕТЛИ» в тетрадях

3. Результативный:

- Назовите слова, в которых можно изменить ударение и значение изменится?

 

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Цветок добрых слов"

Программное содержание:Дать общее понятие о языке как об основном средстве общения людей, рассказать о многообразии русского языка, языка межнационального общения людей в России, воспитывать любовь к ...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»

Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...

Обучение грамоте в подготовительной к школе группе "Звуко-буквенный анализ слова"

Презентация по формированию умения и навыка звукового анализа слова...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»

Цель:Создать условия по овладению первоначальными основами грамотыЗадачи:Освоение звукового анализа словРазвитие представлений о гласных звукахРазвитие умения отличать гласные звуки от согласныхОбучен...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Звуковая культура речи. Обучение грамоте»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в школу волшебников на воздушном шаре»...