Варианты использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывания и отгадывания загадок, разучивания стихотворений" во второй младшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Пацинская Татьяна Александровна

   Тема моей инновационной работы "Технология наглядного моделирования"  Одно из направлений этой темы -мнемотехника.

Мнемотехника состоит из мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы.

В совей работе с детьми я очень часто использую мнемотаблицы.

Они помогают при составлениии описательных рассказов, отадывании и загадывании загадок, а также при разучивании стихотворений. Это очень сильно развивает память, способствуют запоминаю текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx447.75 КБ

Предварительный просмотр:

"Варианты использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывания и отгадывания загадок, разучивания стихотворений" во второй  младшей группе.

Воспитатель:  Пацинская Т.А.

 Актуальность темы. Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении,  проблемы с памятью, запоминанием текста.

Приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается у них рассказать о прочитанной книжке, о времени года, о своей семье, о профессии своего отца и т.д. А так же затрудняются в инсценировке сказок.  Кое как рассказывают о действиях своего любимого сказочного героя.

Как же их научить описывать тот или иной предмет, событие, рассказывать сказки в определенном порядке, запоминать стихи, , отгадывать загадки?. есть очень хороший способ, одно из направлений наглядного моделирования-

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Преимущество мнемотехники - это использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации ит.д.) Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные). Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение)
 Мнемоквадрат и Мнемодорожки  несут обучающую информацию, но в малом или в небольшом объёме.

Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно можно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

Суть работы с  детьми младшего дошкольного возраста с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Если есть символы, то их необходимо преобразовать преобразование в образы.

3. После преобразования осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов переходить к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам.

 При первом знакомстве с мнемотаблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Можно сначала нарисовать мнемоквадрат, потом мнемодорожку с заложенной в ней информацией, а потом уже мнемотаблицу.  Желательно поясняющий текст располагать  с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают.

В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять ими  во время НОД, их количеством в ущерб качеству усвоения информации.

Повторное рассматривание мнемотаблиц использовать, исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме.

Если дети затрудняются, необходимо помогать им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам.

Придумывая модели, которые используются в мнемотаблицах,

 нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета

2. Раскрыть сущность в объекте.

.Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну.

«Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.  Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.  Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Опираясь на свой опыт педагог,  разрабатывает лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц. Дети очень хорошо, с большим любопытством рассматривают именно красочные , цветные картинки.

1.Составление описательных рассказов при разрботки лексических тем.

Примеры:

Тема :"Игрушки"

Цель: Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.

Тема "В гостях у сказки"

Цель: учиться называть правильно называть героев сказки. Учиться пересказывать с помощью мнемотаблиц .

На мнемотаблице дети видят всех действующих лиц. Это очень удобно для последовательного построения простых предложений.

Тема "Домашние животные", "Дикие животные"

Глядя на мнемотаблицу, дети с большим удовольствием составляют маленький рассказ о своем любимом животном.

Задачи, которые ставятся при разработке  всех лексических тем:

-способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. 

-Учиться правильно и последовательно называть предметы, которые изображены в ней, называть их действия.

-Развивать память.

2.Для заучивания стихотворений.7

Наша Таня громко плачет

Уронили в речку мячик.

Тиши, Танечка, не плач.

Не утонет в речке мяч. 

C:\Users\Татьяна\Searches\Desktop\таблица\21.jpg

3.Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления.
Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. 
Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; поминание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

 Пример.   Мнемодорожка загадки "Ежик". Дети очень легко отгадали эту загадку.

C:\Users\Татьяна\Documents\таблица\Новая папка\загадки\еж.jpg

Вывод.:

 Если  в течении всего года использовать мнемотаблицы на занятиях по развитию речи, то в конце года ,дети  охотно будут инсценировать  отрывки из знакомых сказок. У детей  появится интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширится круг знаний об окружающем мире.

 Дети преодолеют робость, застенчивость, у них появится уверенность, будет развиваться  коммуникативная речь.  Все это облегчит процесс социализации. У ребят разовьется умственная активность, сообразительность, наблюдательность, память, воображение. Они будут четко и правильно будут произносить звуки. У детей разовьется умение рассказывать знакомые сказки, стихи, отгадывать загадки по мнемотаблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов по временам года

Мнемотаблицы на тему: "Весна", "Осеньь", "Помогаем маме"....

Картотека мнемотаблиц для составления описательного рассказа.

В картотеке представлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов по темам. Также несколько примеров готовых рассказов....

"Зима" мнемотаблица для составления описательных рассказов

Схема для составления описательных рассказов по лексической теме "Зима"...

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, событии, явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характериз...