Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с речевыми проблемами разного характера. Что же такое моторика? Моторика это -совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Такие упражнения благотворно влияют на произношение многих звуков. То есть, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, уделять определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений решать одновременно несколько проблем:
- во-первых, влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка;
-во-вторых, улучшать развитие речи детей;
-в-третьих, готовить детей к овладению навыками письма.
Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Поэтому в своей работе с детьми необходимо использовать несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить детям следующие задания: массаж (поглаживание, разминание, растирание, постукивание), пальчиковые игры, игры со счетными палочками и спичками, работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук; игры с четками, с пуговицами, бусами и другими мелкими предметами, с крупами, лепка. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Используйте творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удваивает результат. И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.
Можно сделать следующие выводы:
- основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать;
- развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом;
- особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными;
- упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Играйте, творите, умнейте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-1118608-1550480917.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-925950-1617172864.jpg)
Косультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1173086-1642612593.jpg)
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей дошкольного возраста"
Данная консультция помогает повысить уровень компетенции родителей. В ней предложены варианты игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-569809-1426518073.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой ин...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-1456009-1675681526.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/19/picture-1478002-1687201828.jpg)
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста
Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинского. И это не просто красивые слова. По словам фи...