Главные вкладки

    Дидактические игры по лексической теме "Домашние животные"
    картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

    Волошина Зинаида Петровна

    Предлагаю подборку дидактических игр по лексической теме "Домашние животные". Игры помогут закрепить и уточнить знания детей по лексике и обогатить словарный запас детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_po_teme_domashnie_zhivotnye.docx25.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры по лексической теме «Домашние животные»

    Словарь по теме «Домашние животные».  

    Существительные:        Животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан. Поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.

    Глаголы:                Ходит, лежит, бегает, спит, сидит, лает, мяукает, кусает, грызет, скачет, перевозит, сторожит, бодает, царапается, жуют, ржут, хрюкают, мычат, блеет.

    Прилагательные:        Пушистая,  лохматая,  мягкая,  красивая, добрая, злая, рогатая, густая, домашнее, бодливая, породистая.

    Дидактическая игра "Что ни шаг, то зверь".

    Цель - учить называть домашних животных.

    Речевая задача        - обогащение словаря по   теме "Домашние животные";

    -обучению использованию в речи обобщающего понятия "Домашние животные".

    Ход игры:        В   игре   участвуют   несколько   человек.   Они становятся   вдоль   линии.    Им    предлагается вспомнить    как    можно     больше    названий домашних   животных.   Каждый   ребенок,   по очереди, идя вперед должен громко произносить при     каждом     шаге     название     животного. Останавливаться нельзя. Выигрывает тот, кто дальше пройдет.

    Дидактическая игра "Зоологическое лото".

    Цель - учить узнавать и называть животных.

    Речевая задача        -  согласование  местоимений с существительными;

    - обучение       и      закрепление в классификации, сравнении, обобщении.

    Материал - картинки большие и маленькие с изображение животных.

    Ход    игры:        Детям    раздаются    большие    картинки    с

    изображением домашних и диких животных. У     водящего      маленькие      карточки      с изображением         животных.         Водящий показывает     карточку     с     изображением животного,   ребенок,   у   которого   есть   это . животное, должен назвать его и сказать какое это животное домашнее или дикое. Например: "Это мой медведь, это дикое животное".

    Дидактическая игра "Кто, где живет".

    Цель                - учить   различать домашних животных;

    - учить классифицировать домашних животных по месту обитания.

    Речевая  задача        - обогащение  словаря  детей  названиями хозяйственных построек;

    - употребление       существительных       в предложном     падеже     единственного числа.

    Материал - мяч.

    Ход игры:        Приходит Незнайка.  Он  не знает,  где  живут домашние животные. Предлагается  детям назвать,    где    живут    домашние    животные. Воспитатель бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч,   должен   назвать,   где живет   домашнее животное. Игрок: "Собака живет в конуре.

    Лошадь живет в конюшне.
            Корова живет в коровнике.

    Свинья живет в свинарнике".

    Дидактическая игра "Помоги найти маму".

    Цель - расширить знания о животных и их детенышей.

    I вариант:

    Речевая задача        - обучение    образованию существительных при помощи суффиксов: -онок, -енок.

    Ход игры:         "Ребята, что это за звуки? Прислушайтесь, кто-то плачет. Давайте посмотрим, кто же это плачет. Ой, кто это? Да, правильно. Это детеныши домашних животных. Что случилось? Почему вы плачете? Да они, наверное, потерялись. Давайте поможем им найти маму". Дети берут картинки с изображением детенышей и ищут каждому детенышу маму. А теперь давайте назовем их семью, чтобы в следующий раз они знали, кто их родители и могли
    их найти сами. Например: "Кот - кошка - котенок,
    пес – собака
     - щенок".

    II вариант:

    Речевая задача        - обучение     образованию существительных при помощи суффиксов: - ата, - ята.

    Ход игры:         "Звери потеряли своих детенышей. Поможем им их найти". Дети подбирают животных и их детенышей и рассказывают. Например: "У коровы - телята, у лошади - жеребята, у кошки - котята".

    Дидактическая игра "Кого нет?"

    Цель         - уметь называть домашних животных, а именно самца, самку и их детеныша.

    Речевая задача         - обучение употреблению существительных в родительном падеже единственного числа.

    Материал - картинки.        

    Ход игры:                 "Давайте соберем "семью" домашних животных".

    Дети начинают собирать. "Посмотрите, все ли есть? Нет. Кого нет? ". Дети называют, кого нет.

    Например: "Нет быка, нет коня, нет пса".

    Дидактическая игра "Накормим животных".

    Цель - учить детей знать и называть животных и корм для них.

    Речевая задача        - учить   использовать   в  речи   простые распространенные предложения;
    - обучение        употреблению существительных      в творительном падеже        единственного        и множественного числа.

    Материал - картинки с изображением животных и корма для

    I вариант:

    Ход игры:         "Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила придти сегодня и накормить домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для животных и пойдем их кормить. Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали. Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим? ". Дети дают корм животным и рассказывают. Например: "Корову накормим   сеном,   травой.   Лошадь овсом,   сеном.   Кошку   -   молоком   и рыбой".

    Речевая задача        - обучение употреблению существительных в  родительном падеже единственного числа.

    II вариант:

    Ход игры:                Игрок: "Кого накормим рыбой? - кошку.

    Кого накормим сеном? - корову.

    Кого     накормим     овсом?     -лошадь".

    Речевая задача        - обучение употреблению существительных в  родительном падеже единственного числа

    III вариант:

    Ход игры:                Игрок: "Кому дадим рыбу? - рыбу дадим кошке.

    Кому дадим кость? - кость дадим собаке".

    Дидактическая игра "1,2,5".

    Цель   -  закрепить   знания   о   домашних   животных   и   их детенышах.

    Речевая  задача        - обучение  согласованию  количественных числительных с существительными.

    Материал - карточки с изображением домашних животных и их детенышей.

    Ход игры:        "Кто это? Как их назвать, одним словом? Почему их так называют? Да, это домашние животные, они живут около человека, и он о них заботитесь. А эти животные живут у бабушки в деревне. Давайте посчитаем, сколько животных живут у бабушки". Дети берут карточки и считают. Например: «Два котенка, одна лошадь, два жеребенка".

    Дидактическая игра "Назови ласково".

    Речевая задача        - обучение образованию существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов;

    - обогащение        словаря        однокоренными словами.

    Материал - фишки.

    Ход игры:        "Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Давайте назовем их ласково". Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое слово - картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок: "Собака - собачка, собаченька, собачушка".

    Дидактическая игра "Кто больше назовет действий".

    Цель - знать, что могут делать животные.

    Речевая задача         - обогащение глагольного словаря;

    - обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа.

    Материал – картинки с изображением домашних животных

    Ход игры:        На игру приходит Незнайка и приносит с собой картинки. Задание детям – подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий.

            Игрок: «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.

            Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».

    Дидактическая игра "Поймай, скажи".

    Цель - знать, как подают голос разные животные.

    Речевая задача        - обучение детей правильному употреблению глаголов 3-го лица, единственного  числа, настоящего времени;

    - расширение глагольного словаря.

     Материал - мяч.

    Ход игры:         Дети становятся в круг.  Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие того животного. Например: "Корова - мычит. Собака - лает. Кошка - мяукает. Свинья -
    хрюкает".

    Дидактическая игра "Человек и животные".

    Цель - учить вести диалог, инсценировать диалог.

    Речевая задача        - закрепить умение пользоваться простым распространенным предложением с «прямым дополнением;

    - развивать навык диалогической речи.

    Материал - маски лошади, коровы, собаки, петуха, курицы.

    Ход игры:        Воспитатель читает сказку "Человек и животные". После прочтения сказки, воспитатель распределяет роли    среди    детей    и    раздает    им    маски. Инсценируется диалог.

    Дидактическая игра "Сравни нас".

    Цель - учить сравнивать животных.

    Речевая задача        - обучение составлению и использованию   в речи сложносочиненных  предложений  с союзом а.

    Материал - карточки с изображением домашних животных.

    Ход игры:        Перед детьми 2 картинки с изображением двух домашних    животных     (корова     и    лошадь). Воспитатель предлагает сравнить   животных по этим картинкам. Например: "У коровы хвост кисточкой, а у лошади метелкой. У лошади есть грива, а у коровы гривы нет".

    Дидактическая игра "Загадай, мы отгадаем".

    Цель - учить описывать животных.

    Речевая задача        - обучение составлению описательных загадок по плану или по

            схеме.

    I вариант:

    Ход игры:        Загадывает    ребенок, остальные отгадывают. Воспитатель показывает одному ребенку картинку с изображением какого-либо животного. Остальные дети эту картинку не видят. Ребенок должен составить описательную загадку об этом животном. А остальные дети должны ее отгадать.

    II вариант:

    Ход игры:        Загадывают   дети,   один   ребенок выходит из групповой комнаты. Дети составляют описательную загадку о каком-либо животном. Ребенок заходит в группу, и дети загадывают ему загадку. Он должен догадаться о ком идет речь.

    Дидактическая игра «Чей хвост? Чья морда?»

    Цель - знать части тела животных.

    Речевая задача         - обучение согласованию существительных с притяжательными прилагательными;

    - закрепление умения пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

    Материал - картинки, на которых изображены хвосты и морды различных домашних животных.

    Ход игры         Воспитатель поочередно показывает детям картинки и просит назвать чей хвост, чья морда нарисованы на, картинке. Затем предлагает поиграть в игру. Раздает каждому ребенку по картинке с изображением морд и хвостов животных. По сигналу воспитателя дети должны найти пару и назвать «Это хвост собаки - собачий хвост» «Это морда собаки - собачья морда» и т.д.

    Дидактическая игра "Логический поезд".

    Цель - развивать логическое мышление.

    Речевая задача        -  обучение    употреблению     в    речи сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

    Ход игры:        У детей на картинках - вагончиках изображены разные предметы. Воспитатель объясняет, что из вагончиков надо собрать логический поезд. Надо найти и объяснить связь между картинками - вагончиками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

    Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

    В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

    Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

    Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

    «Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

    Дидактические игры по лексической теме : "Домашние птицы"

    Картотека дидактических игр по теме "Домашние птицы."...

    Дидактические игры и лексические упражнения

    Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, де...

    Дидактические игры по лексической теме «Семья»; "Дикие животные"; "Одежда"; "Домашние птицы"; "Фрукты"; "Овощи";

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14006399","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1...