Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Аносова Елена Петровна

Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление рассказов по пословице.

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Цель.        

Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Оборудование.

Мешочек, шило или большая игла; иллюстрации к пословицам; конверт; лист бумаги с надписью: «Тайное становится явным».

Ход занятия.

I Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

2.Педагог вносит конверт, из которого достает лист бумаги с надписью: «Тайное становится явным». (Дети читают.) Это письмо прислал нам мальчик Дениска.

II Основная часть.

-Наверное, с каждым из вас когда-нибудь произошел такой случай, когда вы что-то хотели скрыть от родителей, от взрослых, а они потом все равно об этом узнавали. Вспомните и расскажите о таком случае. (Краткие ответы детей.)

        -С Дениской, героем рассказа Виктора Драгунского тоже произошла такая история. Послушайте ее.

        Я слышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

        -Тайное всегда становится явным.

        И когда она вошла в комнату, я спросил:

        -Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

        -А это значит, что, если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и ему будет стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!

        Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было уже утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были уже одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

        Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому, что я выел один желток, а белок раскромсал под скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

        -Ешь! – сказала мама. – Без всяких разговоров!

        Я сказал:

        -Видеть не могу манную кашу!

        Но мама закричала:

        -Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь! Ты должен поправиться.

        Я сказал:

        -Я ею давлюсь!

        Тогда мама села со мной рядом, обняла за плечи и ласково спросила:

        -Хочешь, поедем с тобой в Кремль?

        -Конечно хочу в Кремль! Даже очень!

        Тогда мама улыбнулась:

        -Ну вот, съешь всю кашу и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна.

        И мама ушла на кухню.

        А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

        А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно есть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро выплеснул кашу на улицу в окно. Потом сразу вернулся и сел за стол.

        В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

        -Ну что за Дениска, что за парень – молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! И она меня поцеловала.

        В эту же минуту дверь в комнату открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

        -Здравствуйте! – И подошел к окну и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.

        -Что вам нужно? – спросила мама.

        -Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

        -Не клевещите. Ничего я не выливаю!

        -Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул:

        -Пострадавший!

        И к нам вошел какой-то дяденька.

        Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где висела лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.

        -Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша, мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то жжет… Как же я пошлю свое фото, если я весь в каше?

        Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

        -Извините, пожалуйста, сказала она тихо, разрешите я вас почищу.

        И они все трое вышли в коридор.

        А когда мама вернулась, мне даже было страшно на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

        -Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

        Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго – долго и потом спросила:

        -Ты это запомнил на всю жизнь?

        И я ответил: - Да.  

        

-Что означает пословица «Тайное становится явным»? Правильно, пословица – это короткая мудрая мысль, поучение. Пословица учит нас тому, как надо или не надо поступать.

-Расскажите, как Дениска убедился в справедливости пословицы «Тайное становится явным».

-Что можно сказать о Денискином поступке? (Не подумал, обманул, испачкал костюм человека.) Нарочно ли он это сделал?

-Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.

-Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?

-Как сказать коротко, о чем этот рассказ? Как бы вы его назвали?

-Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».

-Дети, вы заметили, что в рассказе говорится о том же, о чем в названии – пословице? Подумайте, в какой жизненной ситуации можно использовать эту пословицу? Сейчас вам нужно будет придумывать интересные истории к этой пословице. Конец вашей истории должен заканчиваться пословицей «Тайное становится явным».

Если дети затрудняются, то педагог дает каждой паре по одной сюжетной картинке, по смыслу подходящей к пословице.

-Вам нужно будет не только придумать интересные истории, но и оценить рассказы своих товарищей. Каким должен быть рассказ? (Интересным, подробным.) Как нужно рассказывать? (Выразительно, четко, громко, без больших пауз.)

5-6 детей составляют короткие творческие рассказы. Другие их оценивают, объясняя свое решение.

-Итак, о чем же говорится в пословице «Тайное становится явным»?

Упражнение на координацию речи и движения «Такие разные дела».

-Есть разные дела6 плохие и хорошие. Расскажем про хорошие дела.

Раз, два, три, четыре! Дети,              сжимать пальцы по одному в кулачки

Много дел на белом свете.        разжимать пальцы по одному из кулачков

Вот военные идут –                                                                    маршировать

Они границу берегут.  

А швея иглу берет                                                                 имитация шитья

И одежду людям шьет.        

Дворник улицу метет,                                                     имитация движений

Звонко песенку поет.        

Птичница во двор пришла,                                  имитация кормления птиц        

Курам зерна принесла.

-Есть еще одна пословица, которая имеет такое же значение: «Шило в мешке не утаишь». Вы в этом сами убедитесь. (Воспитатель раскрывает перед детьми прямое значение этого выражения.)

Воспитатель предлагает детям запомнить и повторить вторую  пословицу и придумать по ней небольшую историю. Напоминает, что в конце рассказа должна звучать пословица. Если дети затрудняются, то педагог дает каждой паре по одной сюжетной картинке, по смыслу подходящей к пословице.

Остальные дети составляют короткие рассказы.

Воспитатель предлагает детям запомнить и повторить обе пословицы.

III Итог.

-Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Так что же такое пословица? (Короткая мудрая мысль, поучение.) Чему она нас учит? (Как надо поступать, а как не надо.)

-Конверт у нас пустой. Я предлагаю вам нарисовать свои рассказы, положить в него и подарить Дениске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд по произведениям В.Ю, Драгунского "Тайное становится явным"

Хорошо ли вы помните все подробности приключений, с которыми сталкивались герои рассказов этого замечательного писателя, покажет весёлая викторина. Данныйматериал  можно использовать  д...

Беседа о честности и правдивости на примере рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

Цель: дать детям понятия о честности и правдивости.Задачи:-формировать нравственные качества личности, такие как честность и правдивость;-развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих ...

План –конспект НОД Драгунский В. «Все тайное становится явным».

План –конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группеДрагунский В. «Все тайное становится явным»....

Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».Тема: «Знакомство с расска...

Технологическая карта В.Драгунский "Тайное становится явным"

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»Тип урока: изучение нового  материала, работа с книгой.Планируемые достижения:Предметные: знать произведения В. Драгунского; характеризова...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

Конспект занятия в подготовительной группе«Знакомство с рассказом В. Драгунского«Тайное становится явным»  Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Та...