Дидактические игры и упражнения по развитию речи. Старший дошкольный возраст.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он поможет в усвоении наименований предметов, действий с ними, частей предметов, форм и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi_starshiy_vozrast.docx49.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Месяц

Неделя

Тема недели

Дидактические игры и упражнения

Сентябрь

1

«Детский сад. День знаний»

  1. Беседа о дошкольном учреждении.

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о детском саде, учить отвечать на поставленные вопросы  простым распространенным предложением, формировать коммуникативные умения и навыки.

Примерные  вопросы:

- Как называется  наш детский сад?

- На какой улице он расположен?

- Как  называется  ваша группа?

- Как зовут  ваших воспитателей?

- Как  зовут других педагогов и сотрудников детского сада?

- Какие помещения есть в детском саду?

- Для чего они предназначены?

- Кто работает на кухне, в медицинском кабинете?

2. Д/у «Назови правильно»

ЦЕЛЬ:учить детей узнавать и правильно называть помещения  детского сада (по демонстрации фотографий)

2

«Я и мой город»

1.Беседа  по теме:

ЦЕЛЬ: рассказать ребенку, как называется город , где он живет, в честь кого назван город , чем он знаменит;

рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города;

 обратить внимание на главную улицу города , какие на ней построены дома; объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер;

Примерные вопросы

-Как называется город, улица,  назвать главную улицу города

- В честь кого назван город, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях, произошедших в городе, какие достопримечательности в нем есть;

 — рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением своего города;

 — вспомнить, какой транспорт можно увидеть на улицах города

 — повторить с ребенком домашний адрес, адрес детского сада, вспомнить, на каком транспорте вы едете в детский сад;

— напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

2.Дидактическая игра «Назови — какой»

Цель : образование сложных слов.

дом (какой?) — многоэтажный, одноэтажный ... .

3.Дидактическая игра «Подбери признак»:

Цель : учить подбирать прилагательные к существительным.

город (какой?) — ..., улица (какая?) — ..., дом (какой?) — ....

4. Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

3

«Я и моя страна»

1.Беседа  по теме:

ЦЕЛЬ: познакомить детей с флагом, гербом и гимном России, знать столицу государства; воспитывать любовь к Родине.

2. Дидактическая игра «Где я живу?»

Цель : пополнение словаря детей по теме.

Моя страна называется…. (Россия.)

Столица нашей страны… (Город Москва.)

Мой город называется… (Серпухов.)

Мой домашний адрес …

3.Дидиктическая игра «Какой, какая, какое?»

Цель : учить согласовывать прилагательное с существительным в числе и падеже, подбор признаков к предметам.

Город в России (Российский город)

Деревня в России (Российская деревня).

Народ России (Российский народ).

Паспорт гражданина России (Российский паспорт).

Памятники России (Российские памятники) и т.д.

4

«Золотая осень»

1.Беседа об осени

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об осени, учить отвечать на поставленные вопросы  простым распространенным предложением, формировать коммуникативные умения и навыки.

Примерные  вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Назови осенние месяцы

- Как можно догадаться, что сейчас осень?

- Как осенью одеваются люди?

- Как готовятся к зиме животные и птицы?

- Почему раннюю осень называют «золотой»?

2. Д/И «Расскажи , какой»

ЦЕЛЬ:  упражнять детей в подборе прилагательных , согласование прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже.

Осенний ветер (какой?) …….

Осенняя погода (какая?)…….

Осеннее солнце (какое?)…….

Осенний листок (какой?)………

3.Обведи и раскрась осенний листок

ЦЕЛЬ:формирование мелкой моторики рук, навыка владения карандашом

4. Д/И «Один - много»

ЦЕЛЬ:  учить образовывать существительные мн. Числа им. Падежа.

5. Д/И «Скажи наоборот»

ЦЕЛЬ: учить подвирать слова – антонимы.

Тепло – холодно, солнечный день – пасмурный день,  сухой – мокрый, пасмурный день – солнечный день, листья вырастают – листья опадают и т.д.

Октябрь

1

«Собираем урожай»

1.Д/И «Одним словом назови»

ЦЕЛЬ:  закрепить знание обобщающего понятия  «овощи», «фрукты»

2. Д/И  «Что это?»

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать  и правильно называть овощи, фрукты.

3.Д/И «Один- много

ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования  формы множественного числа существительных.

Помидор – помидоры

Огурец – огурцы

Кабачок – кабачки

Баклажан – баклажаны

Патиссон – патиссоны

4.Д/И  «Отгадай загадку»

ЦЕЛЬ: закрепления навыка отгадывания загадок, умения соотносить образное описание с реальным предметом.

5. Д/И   «Большой - маленький»

ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования формы множественного числа, именительного падежа существительных; формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существительных  (суффиксальным способом)

Огурец-огурчик

Перец – перчик и.т.д.

6.Д/И «Что, где растет»

ЦЕЛЬ: закреплять знания детей об окружающем мире, учить различать  понятия «огород»  и «фруктовый  сад».

7. Д/И «Мой, моя, моё»

ЦЕЛЬ: учить  детей согласовывать существительные с притяжательными местоимениями.

Мой                  Моя                  Моё

Апельсин        груша            

Персик            слива               яблоко

Абрикос          айва                   киви

8.Д/И  «Четвертый лишний»

ЦЕЛЬ: закрепить знание обобщающего понятия  «фрукты», учить различать овощи и фрукты.

Апельсин – мандарин – свёкла – персик

Помидор – огурец – репа – ананас

Груша – кабачок – яблоко – лимон

2

«Лес. Ягоды. Грибы.»

1.Д/И «Одним словом назови»

ЦЕЛЬ: закрепить знание обобщающего понятия «деревья», «грибы», «ягоды».

2.Д/И  «Назови части»

ЦЕЛЬ:учить называть основные части деревьев и растений.

3.Д/И «Один- много

ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования  формы множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Лисичка –лисички – лисичек и т.д.

4. Д/И   «Назови ласково»

ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования формы множественного числа, именительного падежа существительных; формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существительных  (суффиксальным способом)

Ягода – ягодка и т.д.

5. Д/И   «Сосчитай»

ЦЕЛЬ:согласование числительных с существительным.

1 береза – 2 березы – 5 берез

6. Д/И   «Где спряталась белка?»

ЦЕЛЬ:употребление предлогов в ,на, из, под, около, мужду, рядом, из-за, из-под

3

«Транспорт»

1.Д/И «Закончи предложение»

ЦЕЛЬ:  образование существительных в именительном, дательном, винительном и предложном падежах множественного числа.

Род. – в порту много кораблей, катеров, …….

Дат. – подойдем к кораблям, ………

Тв. -  путешествовать можно поездами, ……  

Предл. – важные грузы перевозят на судах, ……

 2. Д/И «Один, два, пять»

ЦЕЛЬ:   согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже.

Один поезд, два поезда, пять поездов

3.Д/И «Скажи правильно»

ЦЕЛЬ:  учить детей правильно употреблять предлоги.

Поеду в такси.

Полечу на самолете.

4. Д/И «Назови ласково»

ЦЕЛЬ:   образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Самолетик, катерок,………

5.Д/И «Что сделала машина?»

ЦЕЛЬ: образование приставочных глаголов

Привезти, перевезти, подвести, увезти, завезти…..

4

«Правила безопасности на дороге»

1. Беседа о правилах дорожного движения.

ЦЕЛЬ:вспомнить основные правила дорожного движения и правила безопасности на дороге.

2.Д/И «Что сделала машина?»

ЦЕЛЬ: употребление предлогов в ,на, из, под, около, между, рядом, из-за, из-под.

Машина едет …по мосту

Машина едет … под мостом

Машина едет … между деревьями

Машина выезжает …из-за дома и т.д.

Ноябрь

1

«Дикие и домашние животные»

1.Д/И «Одним словом назови»

ЦЕЛЬ: закрепить знание обобщающего понятия «домашние», «дикие» животные.

2.Д\И «Назови  правильно»

ЦЕЛЬ: учить детей правильно называть домашних животных.

папамама детеныш

 бык                    корова            теленок

козел                  ….             …..

баран                ….              ……

конь                 …..              ……

пес                    …..              ……

кабан                 …..              …..

кот                    …..               …..

верблюд           ……            ……

Аналогично с дикими животными.

2 «Кто как голос подает?»

ЦЕЛЬ: активизация  глагольного словаря

Кошка мяукает, собака …,  корова …,  овца …,

лошадь …,  свинья …

Аналогично с дикими животными.

3. Д/И  «Чей домик?»

ЦЕЛЬ: обогащение и активизация  словаря

У медведя  берлога

У лисы  …….

У волка ….

У белки ……

 У бобра …….

2

«Осенний экологический марафон»

1.Д/И «Кто улетит, а кто останется»

ЦЕЛЬ: активизация словаря по темам «перелетные птицы», «зимующие птицы».

2 «Чей листок?»

ЦЕЛЬ: упражнение в образовании прилагательных от существительных.

У рябины лист – рябиновый.

У дуба лист – дубовый и т.д.

3

«В дверь стучится доброта».  Азбука вежливости.

1.Игра с мячом «Кто больше вспомнит вежливых слов»

ЦЕЛЬ: активизация словаря по теме.

Заучивание пословиц о доброте и добре.

Доброе слово доходит до сердца.

Добрые дела лучше мягкого пирога.

Жизнь дана на добрые дела.

4

«Волшебница музыка»

1.Д/И «Одним словом назови»

ЦЕЛЬ: закрепить знание обобщающего понятия «музыкальные инструменты».

2 «Кто на чем играет?»

ЦЕЛЬ: упражнять в словообразовании существительных.

На барабане играет – барабанщик.

На скрипке играет – скрипач и т.д.

Декабрь

1

«Зима пришла»

1.Д/И «Когда это бывает?

ЦЕЛЬ:учить детей различать и правильно называть времена года и их характерные признаки.

2. Д/И «Расскажи , какой»

ЦЕЛЬ:  упражнять детей в подборе прилагательных , согласование прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже.

Мороз (какой?) – сильный, слабый, лютый, трескучий…

Лед     (какой?) – блестящий, гладкий, скользкий, твердый…

2.Д/И   «О  чем можно сказать?»

Цель: активизация глагольного словаря.

Замерзает   -  река

Наступает  - ……

Кружатся - …….

Летят -  ……

Надели - ……

Обули -…….

3. Д/И  «Собери предложения»

ЦЕЛЬ:  закрепление навыка построения предложений.

Позёмка, улица, метет, по.

Окно, мороз, узор, нарисовал, на.

Стоят, деревья, снегу, в

Санках, катаются, дети, на

4. Объясни и выучи пословицы о зиме:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Мороз невелик, а стоять не велит.

2

«Зимние забавы»

1. «Отвечай правильно!»

ЦЕЛЬ: учить детей отвечать на поставленные вопросы  полным, распространенным предложением

- Какие зимние забавы и развлечения  вы знаете?

- Где катаются на коньках?

- Что у снеговика вместо носа? И т.д.

2. «Один, два, пять»

ЦЕЛЬ:  учить детей согласовывать существительные  и прилагательные с числительными.

Одна  пушистая снежинка, две пушистые снежинки, пять пушистых  снежинок.

Один  огромный сугроб, два огромных  сугроба, пять огромных  сугробов

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

3

«Зимние виды спорта»

1. «Отвечай правильно!»

ЦЕЛЬ: учить детей отвечать на поставленные вопросы  полным, распространенным предложением

- Какие зимние виды спорта  вы знаете?

- Что необходимо для игры в хоккей?

- Кто катается на лыжах? И т.д.

2. «Один, два, пять»

ЦЕЛЬ:  учить детей согласовывать существительные  и прилагательные с числительными.

Одна  пушистая снежинка, две пушистые снежинки, пять пушистых  снежинок.

Один  огромный сугроб, два огромных  сугроба, пять огромных  сугробов

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

4

«Новый год шагает»

1.«Объясни словечко»

ЦЕЛЬ: формирование лексического запаса.

Конфетти, мишура, хоровод, пляска, серпантин ….

2. Повторение пословиц о зиме

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Январь

2

«Я расту здоровым»

1.«Покажи и назови»

ЦЕЛЬ:повторить названия различных частей тела.

2. Д/И   «Назови ласково»

ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования формы множественного числа, именительного падежа существительных; формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существительных  (суффиксальным способом).

Голова – головка, ухо – ушко.

3.Д/и «Подбери предмет (часть тела)»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о частях тела человека.

Видят, слышат, дышит, стоят, машут, работают и т.д.

4. Д/и«Один, два, пять»

ЦЕЛЬ:  учить детей согласовывать существительные  с числительными.

1 ухо – 2 уха – 5 ушей

3

«Моя семья»

1.Д/и«Подбери признак»

ЦЕЛЬ:упражнять детей в подборе прилагательных к существительным.

Мама (какая?) – добрая, милая, нежная…

Папа (какой?) – сильный, умный … и т.д.

2.Д/и«Скажи наоборот»

ЦЕЛЬ:подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.

Добрый – злой, старый – молодой,  трудится – ленится… и т.д.

4

«Сказка в гости к нам пришла»

1.Д/и «Назови сказку»

ЦЕЛЬ: закрепить умение составлять предложения по картинке.

2. Д/И «Расскажи , какой»

ЦЕЛЬ:  упражнять детей в подборе прилагательных, согласование прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже ( о персонажах сказок ).

Февраль

1

«Умные машины»

1.Д/И «Одним словом назови»

ЦЕЛЬ: закрепить знание обобщающего понятия «электроприборы»

2. Д/И «Как назовем?».

ЦЕЛЬ: упражнять в навыке словообразования.

Мясо рубит – мясорубка.

Сок выжимает – соковыжималка и т.д.

2

«Все работы хороши»

1.Д/И  « Кто, что делает?»

ЦЕЛЬ:  учить детей отвечать на вопрос  простым полным предложением

Строитель  строит дома.

Врач ………………..

Учитель………….

Повар ………..

Парикмахер ……………..

Швея ………………..

Продавец ……………

2. Д/И  «Кому, что нужно для работы?»

ЦЕЛЬ: учить детей правильно называть инструменты и другие необходимые для работы принадлежности.

Парикмахеру нужны ………..

Швее нужны …………..

Художнику  нужны …………

Водителю нужны…………

3. «Назови правильно»

ЦЕЛЬ:  закрепить знания детей о профессиях, учить правильно называть их.

В библиотеке работает библиотекарь.

Экскурсии проводит экскурсовод.

Кран ремонтирует водопроводчик.

На экскаваторе работает экскаваторщик.

Балерина танцует в театре.и.т.д.

4. Д/И « Чем это делают?»

ЦЕЛЬ:  учить детей правильно употреблять существительные в творительном падеже.

- Чем пилят дрова? -  пилой

- Чем рубят дрова? - ………

- Чем режут  ткань? - ……..

- Чем режут хлеб? - ……..

- Чем забивают гвозди? -……

- Чем рисуют? -…….

- Чем шьют? - ……..

3

«Наша Армия сильна»

1.Д/И «Отвечай правильно!»

ЦЕЛЬ:  учить детей отвечать на поставленные вопросы  полным, распространенным предложением

- Какой праздник отмечают 23 февраля?

- Как называется человек, который

1)  управляет вертолетом – вертолетчик

2) ездит на танке -……..

3) служит в пехоте -…….

4) прыгает с парашютом -……..

5)служит на подводной лодке  -…….

2.Д/И «Что общего и чем отличаются?»

1) танк и трактор

2)  кепка и бескозырка

3.Д/И «Найди лишнее слово».

ЦЕЛЬ: учить детей находить лишнее слово в ряду  родственных слов:

1) рана, ранить, охрана, раненый, ранение

2) воин, воинский, воет, воевать, война

4. «Один два, пять»

ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать существительные и прилагательные с числительными

1  Легкий танк  2  легких танка    5  легких танков1 быстрый самолет 2………………….5………………….

1 смелый воин 2……………..5…………….

5.Д/И  «Чего много»

ЦЕЛЬ: образование существительных родительного падежа  единственного и множественного числа.

Много  (чего?)  снарядов, пушек, патронов, самолетов и.т.д.

6. Д/И «Что делает? Что делают?»

ЦЕЛЬ: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида  единственного и множественного числа.

Бегут – бежит, стреляют – стреляет

4

«Неделя детской книги»

1.Д/И «Из какой сказки картинка»

ЦЕЛЬ:  закрепить умение составления предложений по картинке.

2. Д/И «Сказочные герои»

ЦЕЛЬ: упражнять в отгадывании загадок о сказочных героях, подборе рифмы к слову.

Март

1

«Мамочка любимая»

1. Д/И «Назови ласково»

ЦЕЛЬ: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 Мамулечка, мамочка….. и т.д.

2.Д/И «Закончи предложение»

ЦЕЛЬ: образование существительных в именительном, дательном, винительном и предложном падежах множественного числа.

Дети любят своих мам.

Делают подарки мамам.

Гордятся своими мамами.

Рассказывают о своих мамах.

3.Д/И «Слова-родственники»

ЦЕЛЬ: образование однокоренных слов.

2

«Весна»

1. «Скажи правильно»

ЦЕЛЬ:   образование существительных множественного числа в разных падежах

Весной много  (чего?) сосулек, ручейков, проталин.

Весна приходит (с чем?) с дождями, оттепелями

Весной дети вспоминают  (о чем?)  о корабликах, цветах

2. «Один, два, пять»

ЦЕЛЬ:  согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже.

Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек

3. «Расскажи, где?»

ЦЕЛЬ: практическое употребление пространственных предлогов.

Птицы летят над лесом.

Весной из-под снега появляются цветы.

На деревьях и кустарниках распускаются почки.

В лесу проснулись  ежи, барсуки, медведи.

Под сосной засуетились муравьи.

3

«Знакомство с народной культурой»

1.Заучивание р.н.пословиц и поговорок.

2. «Закончи предложение»

ЦЕЛЬ: упражнять в подборе слов по смыслу высказывания.

На Рождество наряжают ….. Елку

На Пасху пекут…. Куличи и т.д.

4

«Неделя искусства»

1. Д/И «Как его мы назовем?»

ЦЕЛЬ: закрепление в речи названий профессий людей искусства.

Играет на музыкальном инструменте – музыкант.

Пишет картины – художник и т.д.

1.Д/И «Что бывает только такого цвета?»

ЦЕЛЬ: закрепление знаний о цветах и оттенках, согласование прилагательного с существительным в роде.

Апрель

1

«Неделя здоровья»

1.«Покажи и назови»

ЦЕЛЬ:повторить названия различных частей тела.

2. Д/И   «Назови ласково»

ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования формы множественного числа, именительного падежа существительных; формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существительных  (суффиксальным способом).

Голова – головка, ухо – ушко.

3.Д/и «Подбери предмет (часть тела)»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о частях тела человека.

Видят, слышат, дышит, стоят, машут, работают и т.д.

4. Д/и«Один, два, пять»

ЦЕЛЬ:  учить детей согласовывать существительные  с числительными.

1 ухо – 2 уха – 5 ушей

     2

«Космос»

1. Выучить стихотворение.

В небо ракета стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит сильный и смелый.

2.. Отгадать загадку.

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. (Ракета)

3. Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

4. Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

5.Составить предложение из слов.

 Ракета, космос, лететь, в.

6. Дидактическая игра «Подбери признак»: 

космонавт (какой?) — ....

3

«Весенний экологический марафон»

1. Д/И «Сосчитай до пяти»

ЦЕЛЬ: согласование числительных с прилагательными и существительными.

1 мохнатый медвежонок, 2 мохнатых медвежонка, 5 мохнатых медвежат.

1 пушистый зайчонок…. И т.д.

2.Д/И «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать»

ЦЕЛЬ: закрепить умение отгадывать загадки.

Кто пчелиный любит мёд,

Лапу кто зимой сосёт? (Медведь.)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. (Лиса.)

Чей тоскливый вой

Слушал лес зимой? (Волк.) и т.д.

4

«Наши пернатые друзья»

1. Д/И «Чьи крылья?»

ЦЕЛЬ: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

У журавля крылья – журавлиные.

У гуся - …

У утки - …

У грача - … и т.д.

2. Д/И «Исправь ошибку»

ЦЕЛЬ: упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Черная стриж – черный стриж.

Белый лебеди - …

Серое журавль - …

Быстрый ласточка - …

3. «Сравни и назови»

ЦЕЛЬ: обогащение и активизация лексического запаса детей

У человека дети, а у птицы ………

У человека нос, а у птицы  ……..

У животных шерсть, а у  птиц ……

У человека руки, а у птицы …..

Май

«День Победы»

1. Побеседовать о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»;

рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;

2. Подобрать синонимы: смелый — храбрый, отважный, геройский ... .

3. Подобрать антонимы: смелый — трусливый.

4. Подобрать родственные слова: герой — геройский, героический ...; защита — защитник, защищать, защищенный.

5. Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

«В мире вещей» Одежда, головные уборы и обувь.

1. Д/И«Одним словом назови»

ЦЕЛЬ: формирование обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы»

2.Д/И «Один- много»

ЦЕЛЬ:   закрепление навыка образования  формы множественного числа существительных  именительного и родительного падежей.

Куртка – куртки – много курток

Ботинок – ботинки – много ботинок

Шляпа – шляпы – много шляп

3. Д/И   «Большой - маленький»

ЦЕЛЬ:   закрепление навыка образования формы множественного числа, именительного падежа существительных; формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существительных  (суффиксальным способом)

4.  Д/И «Мой, моя, моё»

ЦЕЛЬ: учить  детей согласовывать существительные с притяжательными местоимениями

Мой  пиджак      моя  шляпа     мое  пальто

5.Д/И  «Четвертый лишний»

ЦЕЛЬ: закрепить знание обобщающих понятий  «одежда», «обувь», «головные уборы»

Сапоги - шапка – кепка – берет

 Шуба – куртка – сарафан - пальто

6. Д/И «Назови детали»

ЦЕЛЬ:   учить детей правильно называть детали  одежды, обуви, головных  уборов.

У платья – юбка, воротничок, рукав, манжета, карман, оборка, пояс

У сапога – подошва, подметка, каблук, задник, носок, голенище

«В мире вещей» Мебель, посуда.

1. Д/И «Назови правильно»

Цель: учить детей узнавать и правильно называть предмет, изображенный на картинке  (ПОСУДА)

2.Д/И «Где какая посуда?»

ЦЕЛЬ: познакомить детей  с понятиями: «кухонная», «столовая», «чайная»  посуда, учить группировать предметы  в соответствии  с этими определениями.

3. Д/И «Один- много»

ЦЕЛЬ:   закрепление навыка образования  формы множественного числа существительных  именительного и родительного падежей.

4.  Д/И   «Большой - маленький»

ЦЕЛЬ:   закрепление навыка образования формы множественного числа, именительного падежа существительных; формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существительных  (суффиксальным способом)

Чашка – чашечка

Кастрюля – кастрюлька

5..Д/И «Мой, моя, моё»

ЦЕЛЬ: учить  детей согласовывать существительные с притяжательными местоимениями

6..Д/И «Кто, что делает?»

ЦЕЛЬ:  практическое усвоение навыков словообразования  (глаголов с приставками – на, - по, - вы)

7.Д/И «Расскажи какой»

ЦЕЛЬ: учить детей образовывать относительные прилагательные

Стакан из стекла – стеклянный и.т.д.

«Скоро лето»

1.Д/И« Составь предложение»

ЦЕЛЬ:  закрепить навык работы с деформированным предложением.
Вырос, поляне, на, василек. 
Купаются, реке, дети, в. 
На, села, бабочка, цветок.
2.Д/И« Цветы»

ЦЕЛЬ:   Классификация цветов: садовые — роза, гвоздика, тюльпан; полевые —ромашка, одуванчик, василек; лесные — фиалка, ландыш, колокольчик.

3. Д/И   «Назови ласково»

ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования формы множественного числа, именительного падежа существительных; формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существительных  (суффиксальным способом).

Комар – комарик.

Паук - …

Пчела - …

Жук  - … и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Презентация «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

Презентация для родителей  группы «Лучики» «Дидактические игрыи упражнениядля развития речидетей раннего возраста»...

Использование дидактических игр и упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения для решения всех задач речевого развития дошкольного возраста....

Игры и упражнения для развития речи (старший дошкольный возраст)

Игры и упражнения из данного раздела помогут детям расширить и обогатить словарный запас; образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; согласовывать существительные с числительн...

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этосамостоятельно добытый опыт имеет ...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

quot;Что я чувствую»Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой и...