НОД по развитию речи в старшей группе Весенняя сказка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Васильева Вера Михайловна

Занятие составлено для детей старшей группы. Направлено на развитие связной речи детей. Данное занятие является обобщающим по теме: "Весна" и содержит задания для развития зрительного и слухового внимания, координаций движений, развития мелкой моторики рук. Програмное содержание: Воспитание звуковой  культуры речи; совершенствование речевой слух. Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весенняя сказка»

Цель:

Обобщить знания детей о Весне.

Задачи:

Воспитание звуковой культуры речи:

• Совершенствовать речевой слух.

• Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.

Словарная работа:

• Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,

• Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц.

• Расширить словарь признаков по теме«Весна».

Грамматический строй речи:

• Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Развитие связной речи:

• Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

• Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с

использованием наглядных пособий, связно с логической

последовательностью.

• Формирование умение определять место звука в слове.

Оборудование:

мяч, рисунки, картинки, мольберт.

Ход НОД:

Орг. момент

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

Воспитатель: ребята посмотрите на эти картинки, как вы думаете что они означают?

Дети: Это весенние приметы

- О каком времени года мы сегодня с вами будем разговаривать?

-Назовите весенние месяца.

Дети: март, апрель, май

-Почему в народе март называют «протальник»

Апрель-«снегогон»

Май – «травень»

В каком месяце весна ранняя? Марте

В каком месяце поздняя? В мае

Воспитатель: - ребята сегодня я хочу рассказать сказку, но не простую, а вы подумайте, как мы её назовём.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.

Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала«Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

.

Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

На доске появляются картинка СОЛНЦЕ

Основная часть:

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю и что стало происходить на земле:

- растаял снег

- потекли ручьи

- появились проталины

- закапали сосульки

- прилетели птицы

- на деревьях набухли почки.

- расцвели первые цветы

- зацвели деревья.

Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.

Проводиться словесная игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун,).

Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

После игры дети садятся на стулья

Воспитатель: Я сейчас буду называть словосочетания, а вы заменяете его одним словом.

Сильный дождь (ливень)

Лживый мальчик (лжец)

Сильный ветер (ураган)

Трусливый человек (трус)

Сильный зной (жара)

Сильный мальчик (силач)

Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Как их называют? (первоцветы). Выходите скорее на полянку.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

Воспитатель спрашивает у нескольких детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т. д.)

Упражнение «Цветы»

Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Сначала опустили головки, Дети опускают головы, плечи,

потом листочки. роняют руки вдоль туловища.

А потом согнулся весь стебелек Приседают на корточки.

до самой земли.

Вдруг закапал дождь, Медленно встают, поднимают руки,

и цветочки начали оживать. потом поднимают головки.

Подул ветерок, Руки над головой, произносят звук «ш»,

зашумели стебельки. покачивают руками.

Затих ветерок. Спокойно опускают руки.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

Воспитатель:

Какой бывает дождь? Если дождь маленький и только начинается, как про такой дождь можно сказать, что делает?

Дети: Накрапывает, моросит, собирается, идёт.

В. -А если дождь льёт сильно, как про него можно сказать, что делает?

Д. - стучит, барабанит, льёт как из ведра

В. - ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Подумайте,но не называйте звук, с которого начинается слово. (Пауза)

- назовите мне слова, которые начинаются на этот звук.

Игра какое слово лишнее:

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Подснежник, Весна, листопад, грач

Таять, капать, набухать, заготавливать

Март, апрель, декабрь, май

Подбор прилагательных к слову

Трава весной (какая)- молодая, зелёная, первая, душистая, нежная, тонкая, яркая

Дождик весной (какой)- тёплый, холодный, проливной, грибной

Ветер весной (какой) - тёплый, холодный, южный

Воспитатель: - ребята, давайте с вами составим рассказ по картине, а в помощь вам будет схема. На первой картине «Ранняя Весна», а вторая картина «Поздняя Весна».

Какие вы молодцы выполнили все задания. Давайте дружно скажем«Мы любим весну!» Дети говорят.

Итог:

В. -Ребята вот вам маленькое солнышко вы его передайте друг другу и говорите, что понравилось на занятии?

Д. - Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Сказка в гости к нам приходит"

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературыЗадачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»

Это занятие поможет воспитателям  • углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;• упражнять в словообразовании и словоизменении;• ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...