Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Помоги Машеньке отыскать братца (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мартынова Оксана Николаевна

Игровое взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками является основой построения образовательной деятельности в современном ДОУ. Квест-игра становится всё более популярной формой работы с дошкольниками.

В ходе путешествия воспитанники помогают Маше найти братца, которого унесли гуси-лебеди. Дошкольники обращаются за помощью к печке, яблоньке, речке, получают подсказки о дальнейших действиях после выполнения речевых заданий: «Подбери к существительному слова, отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»; «Расскажи, где спрятались животные», «Услышишь звук – хлопни в ладоши», «Отгадай загадки». Ребята веселят Бабу-Ягу, отгадывают её загадки  и она отпускает Ваню с Машей домой. После прохождения каждого препятствия дети получают угощение: пирожки, яблоки, кисель. В конце путешествия воспитанники находят сундучок с игрушками (Маша и Ваня – герои сказки) и договориваются изготовить атрибуты к театру по сказке и показать театральное представление малышам.

 . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupeni_martynova_o.n._._konkursnaya_rabota.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мартынова Оксана Николаевна, учитель-логопед

Аннотация

Помоги Машеньке отыскать братца

Краткое содержание

Игровое взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками является основой построения образовательной деятельности в современном ДОУ. Квест-игра становится всё более популярной формой работы с дошкольниками.

В ходе путешествия воспитанники помогают Маше найти братца, которого унесли гуси-лебеди. Дошкольники обращаются за помощью к печке, яблоньке, речке, получают подсказки о дальнейших действиях после выполнения речевых заданий: «Подбери к существительному слова, отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»; «Расскажи, где спрятались животные», «Услышишь звук – хлопни в ладоши», «Отгадай загадки». Ребята веселят Бабу-Ягу, отгадывают её загадки  и она отпускает Ваню с Машей домой. После прохождения каждого препятствия дети получают угощение: пирожки, яблоки, кисель. В конце путешествия воспитанники находят сундучок с игрушками (Маша и Ваня – герои сказки) и договориваются изготовить атрибуты к театру по сказке и показать театральное представление малышам.

 .  

Конспект образовательной деятельности  

по развитию речи в старшей группе

Помоги Машеньке отыскать братца

(по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)

Цель: Развитие компонентов устной речи.

Задачи:

  1. Повторить содержание сказки.
  2. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.
  3. Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков.
  4. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [Ш].
  5. Продолжать развивать фонематический слух.
  6. Упражнять в составлении простых предложений по картинке.
  7. Развивать умение поддерживать беседу.
  8. Побуждать проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
  9. Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость.

Форма проведения: Квест-игра.

Оборудование и материалы: перо, макет русской народной печки, пеньки, макет яблоньки; нарисованные пирожки с наклеенными предметными картинками, яблочки с наклеенными сюжетными картинками; ткань для моделирования речки, доска, кувшин с киселём, 2 корзинки, яблоки, пирожки; телевизор, видеоплейер, запись фрагментов мультфильма.

Ход.

Воспитанники играют в игры по интересам. Педагог включает фрагмент мультфильма «Гуси-лебеди», в котором родители прощаются с детьми и уезжают на базар, гуси-лебеди уносят братца, Маша, расстроенная, в растерянности.

Педагог: Горе-то какое! Ваню гуси-лебеди унесли. Как называется эта сказка?

Что же делать Маше? Поможете Маше отыскать братца?

Нам нужно Иванушку срочно найти,

Но ждут преграды на нашем пути.

Ребята, посмотрите,  гуси-лебеди обронили перо на дорогу. А здесь подсказка. Мы поймём куда нам идти, если отгадаем загадку.

Попало наше тесто,

В горячее место.

Попало – не пропало,

Румяной булкой стало. (Печь)

Правильно, нужно нам к печке пойти.

Печка- голубушка, скажи-ка нам ты, куда Гуси улетели? Куда Ваню унести посмели?

Посмотрите, в печке пирожки лежат. Да не простые, с заданиями (на обратной стороне нарисованного пирожка приклеена картинка) . Печка нам поможет, ели мы выполним её задание.

Возьмите по одному пирожку, переверните. Придумайте к предметам, изображённым на рисунке, слова, которые отвечают на вопросы:  «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Молодцы, выполнили задание! Печка вас благодарит и дарит вкусные пирожки. Мы их возьмём с собой в дорогу. А тут в корзинке ещё и загадка есть, она подскажет, куда нам дальше идти.

Стоит чудо-дерево,

На дереве – мячики:

Летом – зеленые,

Осенью – румяные. (Яблоня)

Правильно. Значит, нам нужно к яблоньке идти.

Яблонька – душенька,

Будь нам подруженькой,

Скажи, куда гуси полетели?

Куда Ваню унести посмели?

Ребята, яблонька нам поможет, если вы выполните её задание.

Поставьте пирожки на пенёк.Возьмите опавшие яблочки. Догадайтесь, кто хочет отведать лесного яблочка? Кто спрятался на лесной поляне?

(Например: В кустах спрятался заяц. Медведь спрятался за кустом или маленькими деревьями. Сова сидит в дупле на дереве. Белка скрылась за большим деревом. Между деревьями притаился олень.)

Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.

Яблонька угощает вас спелыми яблочками. Вот они, в траве стоят в корзинке. А вот и подсказка, куда нам дальше идти. (Яблочко на дереве с загадкой)

Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (Река)

Звучит музыка «Шум реки»

Пройдём к реке. Вот перо, значит, здесь пролетали гуси.

- Речка скажи куда гуси-лебеди полетели?  

Ребята, речка нам поможет, если вы выполните её задание. Поиграем в игру «Услышишь звук, хлопни в ладоши».

Молодцы, речка угощает вас ароматным кисельком и говорит, что нам нужно перейти через неё, но налетел ветер и сломал мост. Что же нам делать? (Построить мост, положить бревно, доску.) Посмотрите вокруг. Есть здесь подходящие материалы для строительства моста? Вот и доска рядом лежит. Перекинем через речку и пройдём.  Кому же первому по мостику идти? Может мальчики рискнут? А потом девочкам помогут, руку подадут, поддержат.

Педагог включает фрагмент мультфильма «Гуси-лебеди».  (Баба Яга входит в избушку.)


А вот и Баба-Яга, злая какая. Давайте Бабу Ягу развеселим. Поставьте угощения на столик. (Игра с движениями «Баба Яга».)

Текст

Движения

В темном лесу есть избушка

Шагаем на месте

Стоит задом наперед

Поворот вокруг себя

В той избушке есть старушка

Наклоны в стороны

Бабушка-Яга живет

Поворот вокруг себя

Нос крючком

Показать нос

Глаза большие

Словно угольки горят

Показать глаза

Ух, сердитая какая!

Грозим пальцем

Дыбом волосы стоят.

Руки поднять вверх с растопыренными пальцами

 

Ой, здесь сундук, а в нём свиток. Баба-Яга пишет, что так просто не отдаст Иванушку. Вы должны отгадать мудрёные загадки.

Ребята вы умеете отгадывать загадки?

1. Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

2.  Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится. (Метла)

3. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. (Веретено)

4. Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне, и в прихожей,

В спальне я бываю редко,

А зовусь я … (Табуретка)

5. Я в любую непогоду,

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый (гусь)

6. Шапка набекрень,

Спрятался за пень.

Кто подходит близко,

Кланяется низко. (Грибы)

7. Белые лебеди по небу плывут. (Облака)

На экране появляется фрагмент мультфильма, как Маша и Ваня выходят из леса к деревне.

Молодцы, ребята! Вот и помогли мы Маше. А в сундучке ещё что-то есть. Это герои нашей сказки. Давайте с вами изготовим атрибуты и покажем театральное представление  малышам, согласны?


Литература

  1. Гуськова А.А. речевое развитие детей средствами загадки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
  2. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
  3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004. – 80 с.
  4. Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам: Нравственное развитие дошкольников с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек».Образовательная деятельность направлена на развите связанной речи, используя схемы....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Цветы".

Занятие направлено на развитие связной речи, обогащение словаря, формированию умения общаться, слушать друг друга, воспитанию бережного отношения к природе...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Зимняя Сказка»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Зимняя сказка" в старшей группе.Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме как о времени года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Разработка конспекта занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Заяц - хвастун" Это занятие помогает развить словарный запас ребенка, знакомит его с новым литературным произведением, ра...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки."

Основными задачами данной ООД являются: сформировать у детей представление о формах русского фольклора; развивать у детей действие замещения (выбор заместителей персонажей по заданному признаку), разв...