КОНСПЕКТ "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Программные задачи: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna.docx19.95 КБ
Файл lesnaya_progulka.docx20.77 КБ
Файл poteshki.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

«ВЕСНА»

Программные задачи: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

Задачи

Образовательные:

Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев.

Расширить словарный  запас по теме “Весна”.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы  лица.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май. Приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы. Солнце, ручьи, сосулька, проталины, цветы, перелётные птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

 - Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

- Весна.

- А какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Молодцы! Знаете.

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зимой -  холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)

Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.

Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д.

Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)

- Всё правильно, молодцы.

2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.

- Ребята,  внимательно посмотрите на картину.

- А теперь ответьте на мои вопросы:

- Какое время года изображено на картине? - Весна.

- Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

- Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

- А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

- А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

 У меня румяный бок,

 А качусь я по дорожке

 Весну красную встречать

 Будет мы тогда все дружно

 Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Бабушка:

Ну, слушайте загадку от зайца:

 Дует тёплый южный ветер,

 Солнышко всё ярче светит.

 Снег худеет, мякнет, тает,

 Грач горластый прилетает.

 Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт

 И разламывает лёд.

 В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый .Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,

 Запевает соловей,

 В белый цвет оделся сад,

 Пчёлы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

 Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою

 И со своею сказкою.

 Волшебной палочкой

 Взмахнёт,

 В лесу подснежник

 Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- О весне.

- Какие весенние месяцы вы теперь знаете?

- Март, апрель, май.

- Какие признаки весны вы теперь знаете?

- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали, а теперь пора и поиграть.

6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива)

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!

 Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе  На тему: «Лесная прогулка».

Программные задачи:

Цель: Развивать и совершенствовать  речь у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:  

Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

Закреплять умение детей использовать в речи слова - обобщения.

Развивающие:

Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  

Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

 Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оформление: облачко, мягкие игрушки ( сова, зайчик,  белочка),  ёлочки .

Методы: Наглядный, словесные, игровые, практический .

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Дикие животные»,

Дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?».

Беседы о временах года, о осенней одежде людей.

Чтение художественной литературы о животных.

Здоровьесберегающие технологии: Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку»; двигательное упражнение «По тропинке в лес пойдём».

Реализация ФГОС  интеграция полученных умственных навыков ребёнка через образовательные области  «Познания», «Социально-коммуникативного развития", «Физическая культуры», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрения развивающих технологий в работе с детьми.

НОД:

Организационный момент

Дети заходят в группу здороваются  с гостями.

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг, ( дети встают  в круг)

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся."(улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела тучка! (берет тучку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Малыш»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

Дети: Да.

Основная часть

Отправляемся в путь!

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдём по тропинке. к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

( Появляется сова)

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

Дети: Да.

Сова: Кто я?

Дети: Сова.

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?

Дети: З-з-з-з.

Сова: Песенку жука?

Дети: Ж-ж-ж-ж.

Сова: Песенку ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Сова: Песенку водички?

Дети: С-с-с-с.

Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед .

песенку жука (Ж) - живот, белка,  жираф, яблоко, ёжик,  ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку  водички (С) - стол, рука, стул, капуста, самолёт, дерево.

- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: бабочка, жук, паук, муха, пчела, стрекоза

Дети: Насекомые.

Белочка: берёза, липа, клён;

Дети: Деревья.

Белочка:  снегирь, сова, синица, ласточка;

Дети: Птицы.

Белочка: лиса, волк, медведь, белка.

Дети: Дикие животные.  

Белочка: Ой ребятки, а я забыла какие дикие животные обитают в моём лесу. Вы мне  поможите вспомнить?

Дети: Медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка.

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой".

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: Лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: Носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: Глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через мостик и там встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены  ручей ,мостик  для встречи с зайчиком).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, аккуратно по мостику  чтоб не упасть в речку.

Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает из-за дерева? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать мячик, а вы в ответ называть слово ласково и бросать мячик мне!  

Дидактическая игра "Назови ласково"

Гриб – грибочек, лист - листочек, ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако - облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь – медвежонок ,белка - бельчонок, ёж – ежонок,  тигр – тигренок, лев – львенок,  заяц –зайчонок, мышь – мышонок.

Зайчик: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, зайчик  за игры, но нам пора прощаться. До свидания, зайчик!

Зайчик: До свидания, ребята!

Ребята  посмотрите все звери  сели под деревья и хотят послушать  как вы умеете составлять рассказ по картине .Составление рассказа.

В  лесу мы ничего не ломали ,зверей не обижали, ну а теперь нам нужно их угостить. Давайте вспомним что они едят, но  для того чтоб их угостить,

Угощение ,мы должны с делать свои руками.

Молодцы ребята справились. Давайте разложим угощения зверям.  А теперь со зверями попрощаемся.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.

Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

Ну вот и всё закончилось наше с вами  путешествие давайте скажем

Нашим гостям досвидание.



Предварительный просмотр:

Зайки

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

(Бежим на месте)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок,

(Приседаем)

Роют лапкой корешок.

(Показываем ручкой, как роют зайки)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

 Ладошки

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

Лады-лады-лады

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)

Часто умываемся,

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

Детские стихи потешки с движениями для ножек и ручек

     

Мы ногами топ-топ-топ

Мы ногами топ-топ-топ,

(ходим по комнате и топаем)

А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши, ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем

(топаем по комнате)

И в ладошки ударяем.

(хлопаем в ладоши)

Топ-топ, ножки, топ!

(топаем на месте)

Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!

(хлопаем)

Ай да малыши!

(руки на пояс, кружимся)

Ай да крепыши!

Застучали ножки

Застучали ножки

(топаем ногами)

По ровненькой дорожке,

Застучали много раз,

Будет весело у нас.

(хлопаем в ладоши)

Кулачком сильнее бей,

(кулачком стучим по ладошке)

Только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком!

(кружимся)

Стрекоза

Вот какая стрекоза,

(показываем размер двумя руками)

Как горошины глаза.

(прикладываем руки к глазам)

Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),

Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),

Ну совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

(поднимаем руки вверх)

Мы летаем низко,

(присаживаемся на корточки)

Мы летаем далеко,

(приставляем к голове руку козырьком)

Мы летаем близко.

(руки в стороны – бегаем по комнате)

Топаем – хлопаем

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем.

Самолеты

Самолеты загудели,

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели.

(руки в стороны, бежим по комнате)

На полянку тихо сели,

(приседаем)

Да и снова полетели.

(руки в стороны, снова бежим по комнате)

Два жука

На полянке два жука

(пружинящие движения ногами)

Танцевали гопака:

Правой ножкой топ, топ!

(топаем правой ногой)

Левой ножкой топ, топ!

(топаем левой ногой)

Ручки вверх, вверх, вверх!

(поднимаем руки вверх)

Кто поднимет выше всех?

(тянемся вверх)

Машина

Би-би-би -

Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук -

Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу -

Они шуршат.

(Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та -

Вперед спешат.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

 

Как на горке

Как на горке - снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой - снег, снег,

(приседаем)

И на елке - снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой - снег, снег.

(приседаем)

А под снегом спит медведь.

(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь!

(прикладывает палец к губам).

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит

(приставляем ладошки к голове)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(топаем ногами)

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал!

(пугаемся и разбегаемся по комнате)

Снежинки

С неба падали снежинки,

(пружинящие движения)

Белоснежные пушинки,

Они вертелись, они кружились

(кружимся)

И в сугробы превратились

(садимся на корточки)

Вот такие вот высокие,

(поднимаем руки вверх)

Вот такие вот широкие,

(разводим руки в стороны)

Вот такие вот глубокие,

(присаживаемся на корточки)

Вот такие белобокие

(поглаживаем себя по бокам)

Жил – был зайчик

Жил – был зайчик,

Длинные ушки.

(приставляем ладошки к голове)

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

(прикрываем носик рукой)

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

(прикрываем попу)

И поехал греться

(обнимаем сами себя)

К ребятишкам в гости.