Проект "Чудо-таблицы"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Романова Елена Викторовна

      В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение
ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста, нами составлен проект «Мнемотехника в развитии связной речи детей младшего возраста».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo_tablitsy.docx47.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

Проект

«Чудо - таблицы»

                                                                                 Разработали воспитатели:

                                                                                  Романова Е.В., Логинова О.А.

                                               г. Шарыпово

                                                 2018 -2019 г.

Информационная карта проекта:

Тип проекта: познавательно – развивающий;

По количеству участников: групповой;

По продолжительности:долгосрочный;

Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели и родители.

Срок реализации проекта: ноябрь - май

Постановка проблемы: 

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отметили, что у детей наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Не получается описать игрушку, потому что дети не могут выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов.

Актуальность:

        В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение
ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста, нами составлен проект «Мнемотехника в развитии связной речи детей младшего возраста».
Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников, зрительной и слуховой памяти, внимания.

Задачи проекта:

-  изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;

-  создать материальную базу для использования  мнемотехники;

-способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления воспитанников;

- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

- приобщить родителей к изготовлению мнемотаблиц.

Ожидаемые результаты от работы с детьми:

- формирование познавательно – речевой активности детей;

- развитие у детей внимания, памяти, речи.

Ожидаемые результаты от работы с родителями:

- овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми;

 -  родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

  1. этап – заключительный.

Подготовительный этап:

- знакомство с темой проекта;

- изучение литературы;

- выявление проблемы, цели, задачи;

- обогащение предметно-развивающей среды;

- составление перспективного плана работы;

- разработка консультаций, тематического пособия для родителей;

-изготовление мнемотаблиц.

Практический этап:

Работа с детьми:

- реализация плана проекта “ Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников ”;

- продуктивная деятельность: «Золотое яичко» (рисование пальчиками),

«Кто в теремочке живет?», «Я от бабушки ушел», «Репка большая и маленькая», «Лисья избушка» и др.;

-двигательная активность: эстафета «Кто быстрее добежит до курочки» ,«Перенеси яичко», п/игры: «Вытяни репку», «Хитрая лиса», «Медведь и пчелы» и др.;

- театральная деятельность: настольный театр «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка».

                          Перспективный план работы с детьми.

Ноябрь

1. Составление рассказа о времени года «Осень наступила» работа с микрогруппами (мнемоквадраты, мнемотаблицы).

2. Заучивание стихотворения «Мыши водят хоровод»  по мнемотаблице.

3.Заучивание стихотворения А.Барто « Лошадка» по мнемотаблице.

4. Составление описательного рассказа о животных (домашних, диких).

Декабрь

1.Составление рассказа о времени года «Ах, ты зимушка-зима! работа с микрогруппами, индивидуально. (мнемотаблица)

2.  Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» по мнемотаблице.

3. Заучивание стихотворения К.Чуковский «Елка» по мнемотаблице.

4. Составление рассказа «Зимние забавы» по мнемотаблице.

Январь

1. Составление описательного рассказа о птицах (зимующих) по мнемотаблице. работа с микрогруппами, индивидуально. (мнемотаблица)

2.  Рассказывание русской народной сказки «Репка» по мнемотаблице.

3. Заучивание стихотворения «Где мой пальчик Н. Саконская по

мнемотаблице.

Февраль

1.Составление рассказа о времени года «Зима» по мнемотаблице.

2. Заучивание стихотворения «Кораблик» А. Барто работа с микрогруппами, индивидуально. (мнемотаблица)

3. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» по мнемотаблице.

4. Заучивание стихотворения «Самолет» А. Барто по мнемотаблице.

Март

1.Составление рассказа о времени года «Весна идет» по мнемотаблице.

2.Рассказывание русской народной сказки «Теремок» по мнемотаблице.

3.Заучивание стихотворения «Мамочке подарок О.Чусовитова работа с микрогруппами, индивидуально. (мнемотаблица)

4. Заучивание стихотворения «Мама» Р.Сеф по мнемотаблице.

Апрель

1.Составление рассказа по произведению Чуковского «Цыплёнок».

2. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» по мнемотаблице.

3. Заучивание стихотворения «Ласточка» А. Плещеев по мнемотаблице.

4. Составление описательного рассказа "Котёнок" по схеме

(работа с микрогруппами, индивидуально).

Май

1.Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка» по мнемотаблице.

2. Заучивание стихотворения «Таня» А.Барто по мнемотаблице.

3. Составление рассказа о насекомых по мнемотаблице.

4.Драматизация сказки «Колобок» для родителей.

Работа с родителями: 

-  консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;

 - выпуск папки-передвижки «Эти удивительные таблицы»;

 - совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для рассказывания сказок и описательных рассказов.

Заключительный:

-  выставка мнемотаблиц для развития речи детей;

- обобщение и распространение полученных результатов.

Список использованной литературы:

1. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург«У-Фактория», 2006.

2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001

3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.

4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 www.detstvo-press.ru

6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи