Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста : " В мире прекрасного"
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    В НОД   дети  знакомятся  и закрепляют  представление о звуке и  букве М и МЬ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_mire_prekrasnogo.docx38.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

    с приоритетным осуществлением деятельности

    по физическому развитию детей

            

    Конспект

    Непрерывной образовательной деятельности

    по развитию речи

    в   подготовительной группе «Б»

    Тема: «В мире прекрасного»

     

                             

            

            

                                                                                                                                      Подготовила

                                                                                                                                       Воспитатель:

    Полозкова Т.В.

    Пыть-Ях, 2017 г.  

     

    Цель: Формирование звуко-произносительной стороны речи посредством развития умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, предложением.

    Интеграция образовательных областей:

    Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

     Задачи:

    Образовательные:

    • Познакомить с  новым звуком и буквой М.
    • Расширять и обогащать словарный запас детей через знакомство с народной культу рой и творчеством мастеров России.
    • Расширять представления о звуке М, развивать умения выделять его в речевом потоке. Закреплять знания о согласных и гласных звуках; формировать представление о звуковом составе слога и слоговом составе слов,   умение систематизировать лексический материал по звуковому признаку. Закреплять представления о букве М и звуках М- Мь. 

    Развивающие:

    • Развивать мелкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата.
    • Развивать грамматический строй речи, уточнять  и расширять активный словарь.
    • Развивать память, внимание, речь.

    Воспитательные:

    • Воспитывать интерес  к народной культуре и традициям русского народа.
    • Воспитывать желание работать в коллективе.
    • Воспитывать чувства ответственности  за начатое дело и доводить его до конца.

    Оборудование: Использование ИКТ - технологий, аудиозапись.    Персонаж матрешка, слайдовая презентация, зеркала для артикуляционной гимнастики, картинка  матрешка для деления слогов на бегунке, кубики с буквами, буквенный конструктор,   картинка  матрешка, набор картинок для рисования,  познавательной деятельности, буква М.

    Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов  о народных умельцах и мастерах, традициях народа России. Просмотр   презентаций о росписях - городецкой, дымковской, хохломской. Изготовление  дымковской игрушки, рисование   посуды по мотивам городецкой росписи.

    Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

    Приемы:  художественное слово, моделирование игровой ситуации с целью   узнать новое об игрушке как символе русской красавицы,   рассматривание  игрушки матрешки,   практическая деятельность.    

    Ход образовательной деятельности.

    Организационный момент

    Вос-ль: Ребята к нам сегодня пришли гости.  Гостей положено приветствовать. Давайте всех поприветствуем и улыбнемся друг другу.

    Приветствие: «Утро в детском саду»

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

    Нам здороваться ни лень:

    Всем "Привет!" и "Добрый день!";

    Если каждый улыбнётся –

    Утро доброе начнётся.

    Доброе утро!!! (все)

    (воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

    Вводно - организационный момент  Беседа  с детьми.

    Вос-ль: На прошлой неделе мы с вами на занятиях по развитию речи  говорили  о    народной игрушке. Из чего изготавливаются игрушки? Правильно из дерева, глины, изделия мастеров могут быть изготовлены из ткани,  ниток и другого материала.      Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает, и детей и взрослых.   Сегодня мы поговорим    о народной культуре и традициях, а также познакомимся с новым звуком и буквой.   Давайте вспомним, какие праздники,   мы все    недавно отмечали.   Дети называют  (Новый год, Рождество).   У русского народа много не только праздников, но и традиций. Традиция  - значит  передача, передача из поколения в поколение знаний, о  каком - то празднике, событии или игрушке. Скажите мне, в какой стране мы живем?   Мы живем в России. Вы хотите, узнать   какая игрушка является символом России?  Тогда  отгадайте загадку и узнаете,  какая игрушка является символом России.

    Мотивационно - побудительный  

    Ростом разные подружки,

    Непохожи друг на дружку,

    Все они сидят друг в дружке,

    В этой молодице

    Прячутся сестрицы.

    Каждая сестрица –

    Для меньшей  – темница

     Вос-ль: Правильно матрешка. (Под музыку входит матрешка).

    Матрешка: Здравствуйте,  дети. Я рада, что вы отгадали загадку обо мне. Я  не просто к вам пришла, а хочу, узнать, готовы ли вы к школе умеете ли вы читать, писать и  рассказы составлять.  Итак, первое задание вам,   назовите  как можно больше слов  обо мне.   Вы  должны,  назвать какая  я?  (красивая,   веселая, добрая, краснощекая,  нарядная,  улыбающаяся, кареглазая, умная и т. д)    

    Актуализация.

    Вос-ль:      Вы  знаете, почему так почитают и любят матрешку?   Хотите  узнать о матрешке больше? Тогда посмотрите на экран и  послушайте мой рассказ. (Показ   презентации)

    Матрешка: Вы, наверное, устали?

    Я предлагаю вам  потанцевать.  

    Динамическая пауза  2 мин. (Под музыку  танцуют.)

    Физминутка.  Русские  матрешечки.

    Вос-ль: С матрешкой мы общаемся, увидели и узнали, как матрешка стала символом России.  А скажите мне  ребята, с какого звука начинается слово матрешка? Правильно звука М..  При произношении звука мы встречаем преграду. Что за преграда? Правильно губы, зубы, язычок.  Звук  М согласный, твердый  и может быть  мягкий. У звука М есть братец Мь мягкий звук. давайте   попробуем его произнести и рассмотреть, как он правильно произносится, и какие  органы артикуляционного аппарата задействованы для этого предлагаю вам всем сделать артикуляционную гимнастику. (Проходите за столы возьмите зеркала  и сделаем с вами гимнастику)

    Для челюсти:

    - сомкнуть зубы, открыть, закрыть;

    Для губ:

    -губы сомкнуть «посидим в тишине»;

    -«улыбочка-трубочка».

    Для языка:

    -удержание языка у нижних зубов под счёт от 1 до 5;

    -покусать зубками.

    Давайте все вместе проговорим чистоговорки: (обращая на доску)

     Ма - ма - ма - дома я сама

     Му - му - му - молоко кому?

     Мы - мы - мы - погуляли мы

     Мо - мо - мо - едим эскимо.

    (Отложите зеркала)

    Чем отличаются звуки от букв? Правильно. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  пишем и видим. А какие вы знаете звуки? Звуки существуют гласные и согласные,  к каким звукам мы отнесем звук М? Правильно к  согласным. А теперь давайте с вами охарактеризуем звук [М] Дети отвечают. 

    Вос-ль:  Звук М на письме обозначается буквой. Буквом М. Буква на письме обозначается в виде знака.  На что похожа буква М? На гармошку? Зигзаг? Да. Из скольки элементов состоит буква? Правильно из четырех. Давайте мы попробуем нарисовать букву в воздухе, составить из пальчиков. А знаете ли вы, сколько  слогов спряталось в слове матрешка? Предлагаю вам всем вместе разделить слово на слоги (деление на слоги при помощи хлопков) Да, три слога. Молодцы!  

     Вос-ль: Хорошо. А теперь попробуйте составить слова со звуком м .

    •    Чтобы    звук    М стоял в начале слова (машина,  Маша, медаль, мебель,  метро, мука, мешок, мандарин)
    •  Чтобы звук М стоял в середине слова (Мама,   дома, дама, сума, зима,   намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка;   камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон;  )
    •  Чтобы звук стоял М в конце слова (Дом, дым, дам, вам, бум, бом, ком, сом, сам,   шум, лом, альбом, налим   букву.  М.  

     (ацент на картинку матрешка с бегунком, где бегунок показывает расположение звука)

     А теперь предлагаю прочитать   на доске

    Прочитайте   слово                              

       

    Прочитайте словосочетание

    Предложение                                            

             

    Составьте свои слова  (составляют). Словосочетание и предложение.

    Вос-ль:  Молодцы! У нас в группе есть центры развития  и   сегодня работают два основных центра. Воспитатель предлагает разделиться на центры. Центр  грамотности и  центр строительства. В центре грамотности нужно из кубиков с буквами составить слово матрешка.  В центре  строительства или конструирования вы должны будите из буквенного конструктора составить слово матрешка.  

    Но сначала я вам предлагаю  сделать выбор, куда вы пойдете. Подойдите и выберите, кому больше нравится  кубики на карточках или полоски  для работы с конструктором. Проходят в центры.  Работа в центрах.

    Матрешка: Какие вы молодцы! Мне было очень интересно и приятно         побывать у вас в гостях посмотреть и услышать, как вы знакомитесь со звуками и буквами. Вы умные и всезнающие дети и за ваши труды я вас хочу поблагодарить и вручить вам папку, где вы можете посчитать матрешек, разукрасить и увидеть в каких сказках встречаются матрешки. Ну, а мне идти пора: До свидания детвора! Уходит.

    Рефлексия.

    Вос-ль:  После  работы в центрах воспитатель собирает детей и опрашивает их. Что узнали нового? С каким новым звуком и буквой познакомились? Какая игрушка является символом Росси? Что больше всего понравилось на занятии?

    Самоанализ образовательной деятельности

    Тема образовательной деятельности: « В мире прекрасного »

    Форма образовательной деятельности: подгрупповая

    Количество детей, возраст: 12 человек,  6-7 лет.

    Цель: Совершенствовать связную речь детей,  развивать, фонематический слух, обучать звуковому анализу.

             

    Задачи: Образовательные:

    Познакомить с  новым звуком и буквой М.

    Умения оперировать с единицами языка.

    Расширять и обогащать словарный запас детей через знакомство с народной культу рой и творчеством мастеров России.

     Расширять представления о звуке М, развивать умения выделять его в речевом потоке. Закреплять знания о согласных и гласных звуках; формировать представление о звуковом составе слога и слоговом составе слов,   умение систематизировать лексический материал по звуковому признаку. Закреплять представления о букве М и звуках М- Мь. 

    Развивающие:

    Развивать  мелкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата.

    Развивать грамматический строй, уточнять  и расширять  словарь,

    развивать память, внимание, речь.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес   к знакомству со звуками и буквами.

    Воспитывать желание работать в коллективе.

    Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

    Способы организации  подгрупповая, работа в центрах активности.

    Оборудование: Использование ИКТ, аудиозапись,  матрешка-персонаж, слайдовая презентация, кубики с буквами, буквенный конструктор, зеркала для артикуляционной гимнастики.

     Предварительная работа -    Чтение сказок и рассказов  о народных умельцах и мастерах, традициях народа России. Просмотр   презентаций о росписях - городецкой, дымковской, хохломской. Изготовление  дымковской игрушки, рисование   посуды по мотивам городецкой росписи.

    Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

    Приемы:  художественное слово, моделирование игровой ситуации с целью   узнать новое об игрушке как символе, рассматривание  игрушки матрешки,   практическая деятельность.    

    Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная.          

    Планируемые результаты:  Развивать активный словарь детей,  совершенствовать  связную и разговорную речь детей.  

    Образовательная деятельность была выстроена оптимально: содержание формы и методы  соответствуют поставленной цели, возрасту детей, требованиям программы.

    Материал сочетался между собой общей тематикой, представленной детям в новой ситуации (презентация)  

    При планировании занятия учитывала индивидуальные особенности и возможности детей. К восприятию поставленных задач дети были подготовлены. Прослеживается логичность и доступность подачи материала.

    Были использованы  методы: игровой, словесный, наглядный,  практический.  

    Целесообразный подбор приемов и средств позволил активизировать ответы детей при выполнении заданий.

    Рационально распределяла отведенное время на все этапы.    Отмечалось включение каждого ребенка в деятельность. Речевая активность для данного возраста средняя.     Дети отвечали на вопросы, соблюдали культуру общения.

    Психологическая атмосфера была благоприятная.

    Удалось избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развивать мотивацию к занятию, за счет применения здоровье сберегающих технологий:  своевременной смены видов деятельности, динамических пауз. Были соблюдены санитарно - гигиенические требования: освещение, безопасность детей.

    Я достигла запланированной цели, что можно определить из интереса детей и их желания выполнять задания. Считаю, что мне полностью удалось реализовать поставленные цели.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

    Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

    Совместная деятельность с детьми  доставляет  чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...

    Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

    Совместная деятельность доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настроение;  расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и навыки...

    Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

    Совместная деятельность с детьми  доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; развивает  двигательные умения и н...

    КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста «В мире животных»

    КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельностиучителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста«В мире животных»(по лексической теме «Дикие и домашние животные»...

    Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Все профессии прекрасны - выбирай на вкус"

    Данная игра способствует развитию познавательных способностей , получению новых знаний, развитию умения высказываться. А также способствует пополнению ии активизации словаря детей. как активного, так ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»

    Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...