Конспект НОД " Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Данная деятельность  играет важную роль в  речевом развитии, конспект составлен с учётом  интегративного подхода, с использованием мгровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевое развитие 20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект    НОД  в области  <<Речевое развитие>>

Тема :  «Посуда»

 Интеграция образовательных областей: : << Познавательное   развитие>>,  

<< Речевое развитие>>

Цели:

-Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материале, из которого она сделана;

-Формировать понятия: чайная, столовая, кухонная

-Расширять и активизировать словарь по теме «Посуда»

-Совершенствовать навыки собирать из мелких частей целую картинку по представлению.

Оборудование: игрушки, различные  кукольной и детской посуды, картинки с предметами посуды, разрезные картинки. 

Предварительная работа : чтение и заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, чтение сказки  К. Чуковского “Федорино горе”

Используемые технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие, технологии диалогового обучения.

Ход:

Воспитатель

1.                      

 К нам пришли гости  (Кукла, Мишка, Заяц). Они принесли коробку с предметами и просят нас определить что это, как называется  и для чего это нужно! ПОМОЖЕМ!!!
- Посмотрите! Как, одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда
)

2. Беседа о посуде

- Какие предметы посуды вы ещё знаете?

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

- В какой посуде готовят пищу?

 Ответы детей(Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

Это кухонная посуда.

- Как называется  такая посуда? (Кухонная)

-Какую ещё кухонную посуду вы знаете?

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

Эта посуда называется  чайная посуда.

- Как называется эта посуда?

Ответы детей (Чайная)

- А  из какой посуды мы  едим (принимаем пищу)?

Эта посуда называется столовой посудой

 Повторите  (Столовая)

- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)

Выставляется предметы посуды:

а) кастрюля с крышкой.

- Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки).

(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)

б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин. 

А вот Мишка предлагает определить,  какой детали не хватает?(закрываем на картинке детали)

У кастрюли – крышки.
У  чайника – ручки.
У чайника – носика.
У вилки – зубчиков.

У ножа – лезвия.
У чашки – стенки.

 Рассказ воспитателя

Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф. 

3. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

а) Чайник –стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.

б) Сахарница -кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

в) Кастрюля -закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

г) Чашка -пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.

Воспитатель выставляет картинки с изображением посуды-

А теперь кукла Маша просит нам описать посуду.

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)

( Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна и т.д.) 

Игра «Назови, какая посуда»

  • Если тарелка из пластмассы, то она какая? (пластмассовая)
  • Если ложка из металла, она…
  • Если чайник из глины, он…
  • Если чашка из фарфора, она…
  • Если стакан из стекла, он…
  • Если половник из металла, он…

- Молодцы, ребята! Правильно все сказали.

Игра «Разбитая посуда»

- Дети, а в какой сказке говориться о посуде? (К. Чуковский. Федорино горе)

 (Предложить детям самостоятельно собрать из предложенных фрагментов по образцу посуду.)

- Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить посуду, которую разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки).

Итак, назовите, какую посуду вы склеили!? 

4. Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

 Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая  

изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

 

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни-разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

 

Вот серебряные ложки,

 

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.

делают большой круг.

 

Дидактическая игра «Что лишнее?» 

(сопровождается показом картинок)

Кастрюля, сковородка, половник, стул.
Чашка, блюдце, ложка,
платье.
Диван, стол,
 салатница, стул.
Чайник, валенки, сапоги, кроссовки

 

5. Итог занятия

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи.
Всегда всю посуду в порядке держи!

- Ну, вот мы и ответили на все вопросы наших гостей. Мы разобрались с посудой, научились  называть предметы посуды, научились определять части посуды, узнали, из чего сделана посуда.

- Теперь мы можем предложить нашим гостям чай. И накроем стол для чайной церемонии.