Консультация для воспитателей
методическая разработка по развитию речи на тему

Серикова Елена Александровна

Этапы словарной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota._konsultatsiya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Словарная работа

0-1 год

1-2 года

2-4 года

4-6 лет

Количественный показатель словаря

10 – 12 слов

300 – 400 слов

1000 – 1900 слов

2000 – 3500 слов

Имена существительные

1степень обобщения - слово замещает образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла);

появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»).

2степень обобщения - слово замещает образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле).

Упрощенные слова заменяются обычными. Словарь обогащается существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств.

3степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее значение (игрушки, посуда и т. д.). Появляются существительные во множественном числе. Словарь обогащается существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных

принадлежностей, транспортных средств

овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.

4степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, мебель, посуда и др.).

 Правильно употребляют существительные с предлогами в, на, под, за

Обогащается речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда.

Имена прилагательные

_

Обозначают цвет, величину предметов;

встречаются простые прилагательные «оценочного суждения» (плохой, хороший).

Обозначают цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий). Осваивается сравнительная степень прилагательных.

Правильно согласовывает прилагательные и сущ. в косвенных падежах.

Словарь обогащается прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Глаголы

Появляются слова обозначающие действия знакомых предметов (спит –бай-бай, идет – топ-топ; собачка - ав-ав, спит - бай-бай).

Словарь обогащается глаголами, обозначающими бытовые действия (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, противоположные по значению (открывать—закрывать, снимать—

надевать и т.п.).

Обозначают трудовые действия (стирать, гладить), действия противоположные по значению (брать – класть), действия, характеризующие взаимоотношение людей (помочь, обнять), эмоциональное состояние (плакать, радоваться). Глаголы занимают третью часть всех слов. Наблюдается неправильное изменение по лицам даже часто используемых глаголов, множественное число.

Употребление глаголов повелительного наклонения.

Словообразование

Слово замещает чувственный образ только одного предмета.

Слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов. Увеличивается роль компонентов логических.

Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам. Слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение.

Понимает и употребляет слова-антонимы.

Разные способы образования слов (сахарница, хлебница; маслёнка, солонка), использование однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.

Словотворчество

-

Заменяют облегченные слова полными.

Возникает способность к словотворчеству. Употребление несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов (кисонька-мурысонька).

Составление по образцу простых и сложных предложений, умение согласовывать существительные с числительными (трое ребят), прилагательные с существительными (лягушка – зелёное брюшко)

Согласование частей речи

 -

Появляются элементы связной монологической речи, умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в,

на, за, к, с). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).

Составляют фразы из 2 – 3 слов, согласовывают существительные и местоимения с глаголами.

Совершенствуется умение детей согласовывать прилагательные с существительными в

роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Развивать диалогическую форму речи; употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени.

Согласовывать слова в роде, числе, падеже. Совершенствуется диалогическая речь. Совершенствуется умение согласовывать слова в предложениях: существительные с

числительными и прилагательные с существительными. Подбор существительных к прилагательному (белый – снег), слов со сходным значением (слабый – сильный).

Задачи словарной работы:

1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря.

3.Активизация словаря.

4.Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развивать активную речь, учить подражать новым словам.

Расширять и обогащать словарный запас, формировать умение детей составлять фразы, предлагать образцы употребления вопросительных слов.

Обогащать словарь детей, способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи, способствовать развитию речи как средства общения.

Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, наречиями, закреплять чёткое произнесение звуков, развивать умение поддерживать беседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...