Методическая разработка "Своеобразие детского диалога".
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Поротикова Наталья Геннадьевна

Данный материал разработан для педагогов детского сада с целью применения его на семинарах, педагогических советах и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon svoeobrazie_detskogo_dialoga_seminar.zip13.35 КБ

Предварительный просмотр:

Своеобразие детского диалога

Речь малыша, в том числе и диалогическая, развивается постепенно, в соответствии с возрастом. Примерно в два года речь становится основным средством общения с близким взрослым, при этом сверстники не воспринимаются как собеседники.

 Только в три года речь начинает становиться средством общения между сверстниками. При этом с незнакомыми взрослыми, если они не пытаются войти с ребенком в речевой контакт, а выражают свое отношение мимикой или жестами начинают разговор лишь 2% детей. При этом на активное общение отзывается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

 До четырех лет ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что сделал или собирается сделать, но молчит во время выполнения собственно действий. В этом возрасте дети употребляют глаголы преимущественно в форме повелительного наклонения, но уже к середине младшей группы из речи начинают исчезать предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети чаще начинают говорить: «Давай играть! Давай вместе построим!», что содержит призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования.

Начиная с пятого года жизни, возрастает речевая активность (180-210 слов за 30 минут игры), дети начинают активно пользоваться прилагательными и наречиями при описании явлений природы. При этом в высказываниях по поводу знакомых и явлений общественной жизни активизируется употребление глаголов, а в высказываниях о природе их мало. Наиболее благоприятной для образования сложных предложений становится ситуация, где нужно что-то разъяснить, убедить, доказать, либо составить рассказ по сюжетной картине. Поэтому речевую практику детей как во время занятий так и во время других видов деятельности нужно использовать для  формирования умственных действий и совершенствования мышления.

В 4-5 лет начинает совершенствоваться нравственный словарь детей. Они начинают самостоятельно характеризовать и оценивать поведение, используя наречия и прилагательные.

В старшей и подготовительной группах в самостоятельных высказываниях детей заметно возрастает употребление глаголов, с помощью которых дети нередко характеризуют поступки и выражают отношение к людям. В этом возрасте, по сравнению со средней группой, снижается речевая активность детей во время игр и самостоятельной деятельности, уменьшаются случаи объяснения чего-то товарищу, в играх преобладают распоряжения, просьбы. По мнению некоторых авторов, это происходит из-за перехода внешней речи во внутреннюю.

Что же следует предпринимать в нашей работе для развития диалогической речи?  

- Сделать повседневную жизнь детей содержательной, интересной, полной интересных наблюдений, впечатлений, переживаний.

- Работать над содержательностью и понятностью детской речи.

- Учить детей пользоваться такими формами устной речи как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ.

- Как можно больше общаться с детьми в повседневной жизни используя интонационную и образную выразительность изложения.

- Насыщать речь поговорками, пословицами, присказками, так называемой «поговорочной мелочью».

- Направлять усилия на то, чтобы речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка детского утренника к Женскому дню 8 марта в подготовительной к школе группе в рамках музейной педагогики. Направление: Кукла в народном костюме.

В данной методической разработке представлен сценарий детского утренника к Женскому дню 8 марта и масленица. Утренник проходит в рамках музейной педагогики по направлению "Кукла в народном костюме". Р...

Представления опыта методической работы детского сада.

Главным условием успешности и оптимального решения по различным проблемам считаем постоянную связь методической работы с результатами работы педагогов....

Методическая консультация "Детская одаренность"

Методическая консультация для родителей " Детская одаренность"...

Методическая разработка "Детский фитнес с использованием фитбол - мячей в детском саду"

Данная методическая разработка рассказывает об использовании фитбол-мячей с детьми дошкольного возраста...

Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...

Методическая разработка "Детский образный танец"

Методическая разработка на тему "Детский образный танец"Подробное описание танца на музыку театра песни "Талисман" Веселая песенка.Композиция была придумана ко Дню города  г.Ртищева Саратовской о...

Особенности развития умений диалогической речи у детей дошкольного возраста, своеобразие детского диалога

Особенности развития умений диалогической речи у детей дошкольного возраста, своеобразие детского диалога...