Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Терентьева Ольга Викторовна

Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»

Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Прыжок».

Задачи: образовательные: формировать умение детей внимательно слушать рассказ; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие: способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение; воспитательные: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Методы и приемы: наглядный: рассматривание портрета, иллюстраций; словесный метод: беседа, рассказ о творчестве писателя, пояснения.

Занятие по развитию речи проводила с детьми подготовительной группы. Присутствовало 14 человек.

Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего учитывала возрастные, индивидуальные особенности детей подготовительной группы.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. 1 этап: организационный момент «Приветствие друг друга» был направлен на переключение внимания на деятельность, сосредоточение, на развитие коммуникативных качеств, установление дружеских взаимоотношений, как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми. Дидактическая задача: организовать детей, вызвать интерес к занятию. Методы: словесный (беседа), (рассказ о творчестве писателя), наглядный (показ портрета писателя), рассматривание иллюстраций произведений.

2 этап: основная часть. Дидактическая задача: обеспечить принятие детьми цели занятия, актуализировать имеющиеся знания, уяснить новую информацию. Методы и приёмы: словесный (чтение рассказа, беседа, пояснение), наглядный (показ картины парусного корабля, иллюстраций к рассказу Толстого «Прыжок»), словарная работа. Метод контроля и стимулирования применяла в виде одобрения и похвалы.

3 этап: заключительная часть. Дидактическая задача: вызвать у детей положительное отношение к результатам совместной деятельности. Методы: словесный (беседа), поощрение. В ходе занятия не допускала переутомления детей за счёт чередования видов детской деятельности. Использовала индивидуально-дифференцированный подход, в процессе которого можно было видеть уровень усвоения материала каждым ребенком и умение работать коллективно, уметь замечать ошибки других. Все этапы занятия были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целям занятия.

Длительность занятия 30 мин, что соответствует нормам СанПиНа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» »

Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Прыжок».

Задачи:

 образовательные:  формировать умение  детей  внимательно слушать рассказ; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие:  способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

 воспитательные:  воспитывать интерес  к произведениям художественной литературы.

Методы и приемы: наглядный: рассматривание портрета, иллюстраций; словесный метод: беседа, рассказ о творчестве писателя, пояснения.

Словарная работа: палуба, мачта, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», картина  парусного корабля.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности.

                               

                                   Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель:

- Ребята, подойдите ко мне… Все ли вы сегодня поприветствовали друг друга?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!  Доброе утро солнцу и птицам!  Доброе утро приветливым лицам!» Каждый становится  добрым,  доверчивым.  Доброе утро длится до вечера.

- Дети, давайте улыбнемся  друг другу и нашим гостям, пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Воспитатель:

- Ребята, желать добра  друг другу можно не только приветствием, но и через поступки, отношения. Как же это можно сделать?

Дети: не обижать товарищей, помогать всем окружающим, любить всё живое.

Воспитатель:  Как совершать добрые дела друзьям,  могут научить  наши умные верные друзья – книги.  Я приглашаю вас пройти к книжной выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома.                      (Книжная выставка представлена книгами  с произведениями: басня «Отец и сыновья», рассказ « Был у Пети и Миши конь», рассказ «Филипок», рассказ «Галка и кувшин», портрет Толстого).

-Ребята, посмотрите внимательно, есть ли знакомые вам книги?

 Дети рассматривают иллюстрации книг и вспоминают содержание рассказа «Был у Пети и Миши конь»

Воспитатель:

- Ребята, о чём говорится в рассказе  «Был у Пети и Миши конь»?

Дети: В рассказе говорится о том, что мальчики не поделили игрушку.

           

           Воспитатель:  

- Чему учит рассказ?

Дети: Нужно уметь дружить: делиться игрушками.

Воспитатель: Да, я вспомнила такую пословицу  о дружбе                           «Дружба всего дороже».

           - А вы знаете пословицы о дружбе?  Назовите их.                                                                     - Что означают пословицы «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «старый друг лучше новых двух»?

Воспитатель:

- Молодцы! Ребята, мы рассмотрели книги нашей выставки.

 Скажите, а что общего между всеми этими книгами.

Дети:

- Герои этих книг,  дети и животные. Написал Л. Толстой.

Воспитатель:

- Ребята, пройдите к своим стульчикам и  тихо сядьте.  (Воспитатель приглашает ребят сесть на стульчики).

- Автор этих рассказов Лев Николаевич Толстой (показываю портрет писателя). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Толстой жил очень-очень  давно, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, о добре и зле, человеческих поступках. Например: «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филипок»,      сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких. Все произведения Толстого поучительны.

  1. Основная часть

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой                                            Л. Толстого «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль…

 (Воспитатель показывает картину  корабля).

Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых как камень, пород дерева.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое палуба?

(Ответы детей)

Палуба – пол корабля.

Мачты возвышались над палубой на 15-20м, т. е. имели высоту 5-8- этажного дома. (Показываю и объясняю, что такое палуба, мачта).      

Мачта – столб на палубе, к которому крепятся паруса.                                             Корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Из таких путешествий моряки привозили разных диковинных животных, например обезьян.

- Ребята, вы хотели бы отправиться в морское  путешествие?

- Я приглашаю вас в необычное путешествие…

Физкультминутка «Корабль в море»

Волны плещут в океане:

Что нам чудится в тумане

Это мачты кораблей

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем!

Воспитатель:  Немного отдохнули, набрались сил. Ну а теперь, отправляемся  в путешествие и необычное оно  потому,  что будет оно вместе с героями рассказа  Л. Толстого «Прыжок».

 (Сели правильно и  внимательно слушайте).                    

Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

После прочтения небольшая пауза. Затем беседа по содержанию. Воспитатель:

-  Понравился вам рассказ?

Дети: Да!

Воспитатель: Назовите главных героев этого рассказа?

Дети: (полным ответом) Главные герои рассказа мальчик и его отец, капитан корабля.

Воспитатель: Где происходят все события?

Дети: События происходят на палубе корабля.

Воспитатель: Почему весь народ был на палубе? 

Дети: Весь народ собрался на палубе, потому что была тихая погода.

 Воспитатель: Что происходит на палубе?

Дети: Обезьяна сорвала шляпу с мальчика.

Воспитатель: Как ведёт себя мальчик?

Дети: Мальчик бросился за обезьяной.

Воспитатель:  Что означает -  мальчик «раззадорился»? (развеселился)

Воспитатель: Как ведут себя люди?

Дети: Люди смеются.

Воспитатель: От чего опомнился мальчик?

Дети: Мальчик опомнился, потому что кто-то ахнул от страха.

Воспитатель: Кто заставил мальчика прыгнуть вниз?

Дети: Отец заставил сына прыгнуть вниз.

Воспитатель: Чем закончилась эта история?

Дети: Мальчик остался жив, а отец плакал от счастья и потрясения.

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему?

Дети: Да нам жаль мальчика. Он мог разбиться.

Воспитатель: А за что вы ругаете мальчика?

 Дети: Ругаем мальчика за то, что залез так высоко.

Воспитатель: А за что хвалим мальчика?

 Дети: Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

 Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Чему вас научил этот рассказ?

Дети: Каждый поступок нужно обдумать прежде, чем его совершить, ведь необдуманный поступок может сильно  огорчить взрослых, родителей.

  1. Заключительная часть. Итог занятия

Воспитатель: Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала?  Кто автор этого рассказа? Почему рассказ  называется «Прыжок»?  

 (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок.                 Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

Воспитатель:  Дети, пока вы работали, я вспомнила очень хорошую пословицу «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось. Я хочу подарить вам сердечки, на которых написана эта пословица.

Пусть произведения Л. Толстого учат вас только доброму по отношению к себе и другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи

Конспект ООД по развитию речиТема: «Юные исследователи природы»в средней группеЦель: формирование представлений детей о характерных признаках весны.Задачи:Образовательные:-   сти...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи

Сформировать представление у детей о Солнечной системе. Познакомить детей с представлениями о космосе. Закреплять знание детей о том, что что мы живём на планете  Земля и в космосе есть дру...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...