Технология наглядного мо-делирования в обучении детей связной речи.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Казачинская Анна Омаровна

Использование данной технологии в работе по развитию связной речи дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников:

- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появился интерес к заучиванию стихотворений;

- значительно расширился и активизировался словарный запас;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

У детей отмечается мощное развитие визуального мышления; выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); формирования способности к эффективному самостоятельному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД      

                                     №60 «ТЕРЕМОК»

МАСТЕР – КЛАСС

ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  С  ИСПОЛЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СХЕМ

(МНЕМОТЕХНИКИ)

Воспитатель

Казачинская  А. О.

   

Тема: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника». 

           Логическая память взрослого человека и есть вращенная внутрь  «мнемотехническая память».                                                                                 Л.С. Выготский

       Что же такое наша память?    Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей предпосылкой обучения и развития личности.

    Таким образом, память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

    Со стороны взрослых бывает много жалоб на плохую память ребенка. Дети часто не могут вспомнить, чем они занимались в школе, что сегодня им задано на дом…

    В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.

    Дело в том, в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

    Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

    В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

    Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых дошкольников встречается особый вид зрительной памяти – фотографическая. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

    Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых и т.п. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.

     Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания вызывают у ребенка нервозность, скованность и т.п. при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные переживания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.

    Необходимо помнить, что на эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

    Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для ребенка. Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать - это и есть инновационные методы и приемы мнемотехники.

 Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. 

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Основа обучения – развитие творческого познания.

  Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу.

         Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками.

 Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение задания.

Система работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию.

Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было вам хорошо понятно.

          Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 Занятия в младшей или средней группах состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

  Занятия для старших дошкольников можно построить по другому принципу:

Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).

Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с детьми дошкольного возраста

 

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, несформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.

Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Этот прием называют мнемотехникой или мнемоникой, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.

Багаж памяти можно увеличивать, включая материал в игровые ситуации, поскольку детям легче усвоить задачу,  опосредованную игровым мотивом.

ИГРА 1. Тренировка визуализации запоминаемых слов.

Пример со шмелем.

Слово можно увидеть. Вот, к примеру, ШМЕЛЬ.

Закройте глаза и попытайтесь представить себе живого шмеля. Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить его так ясно, как будто видите его на самом деле.

Этого шмеля можно увидеть по-разному:

-  Вы думаете о шмеле, стараетесь его представить, но не видите его четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы шмель, а может, и нет.

- Можно увидеть шмеля как на фотографии или как на картинке.

- А этот шмель в вашем воображении оживет. Вы видите, как он летает, садится на цветы. ДА ОН ЖИВОЙ!

Теперь нужно представить семь слов. Не забывайте ответить, как вы их видите:   Ничего не вижу.        Какое-то пятно.        Как на картинке.          Как наяву.

БАБОЧКА                                    

ОЗЕРО                                    

ДЕРЕВО                                    

ЛЕСТНИЦА                                    

ОБЛАКО                                    

ЛЕС                                    

ДОМ                                    

Вспомните слова, которые вы представили, или нарисуйте их.         

         

ИГРА 2. Тактильные, обонятельные соощущения при запоминании слов.

Пример с книгой и подушкой.

Слова можно не только видеть. Их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус трогать. Вспомните шмеля… Его можно и видеть, и слышать. Слышите, ЖУЖЖИТ?

Вот вам три слова. Постарайтесь услышать слова:

КОЛОКОЛЬЧИК

МАШИНА

ВАЗА

Cлово можно потрогать, например, слово ПОДУШКА. Чувствуете, какое оно мягкое?

ПОТРОГАЙ слова:

КОЛЕСО

СТАКАН

ШАРФ

Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус.

ЛИМОН – кисло, правда?

А как прекрасно пахнет слово РОЗА?

Понюхайте или попробуйте на вкус слова:

СОЛЕНЫЙ ОГУРЧИК        

ЛЕС

ПЕЧЕНЬЕ        

ДОЖДЬ

А теперь вспомните все слова, которые слышали, трогая, нюхая или пробуя на вкус в этой игре.

Напомню вам, первое слово: колокольчик.

ИГРА 3. Слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения при запоминании слов.

Пример с апельсином.

На самом деле одно и то же слово можно увидеть и услышать, потрогать, попробовать на вкус и понюхать.

Слово АПЕЛЬСИН.

Его легко увидеть – он такой яркий, оранжевый…

Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус…

А теперь представьте, что вы трогаете апельсин. Вы вынимаете его из холодильника. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками…

Если очень захочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить, как он скатывается со стола и шлепается об пол…

Послушайте эти слова и попытайтесь представить их так же, как слово АПЕЛЬСИН. Но учтите, что необязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое – только видеть, третье – только видеть, трогать, чувствовать его вкус и запах. Делайте так, как вам нравится.         

Вижу           Слышу             Трогаю           Чувствую вкус           Чувствую запах

МЯЧ                                            

ЛЕВ                                            

ОРЕХ                                            

БУКЕТ                                            

НОЖНИЦЫ                                            

ВИШНЯ                                            

КАРТОШКА                                            

Cкажите слова, которые вы запомнили, или, если хотите, нарисуйте их.

ИГРА 4. Запоминание слов методом придумывания рассказа.

Вы уже поняли, что слова можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать их на вкус и запах. Это поможет вам  запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их ПО ПОРЯДКУ, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории.

Посмотрите, как это делаю я.

Запоминайте слова вместе со мной.

Вот слова, которые нужно запомнить:

ВЕРБЛЮД

ЖУРНАЛ

ВЕТЕР

ГВОЗДИКА

НОЧЬ

ШЛЯПА

“Я вижу, как идет ВЕРБЛЮД. Он находит ЖУРНАЛ и начинает его рассматривать. ВЕТЕР переворачивает страницу, а там нарисована ГВОЗДИКА. Начинает темнеть, и наступает НОЧЬ. Верблюд укладывается спать и ему снится ШЛЯПА”.

Когда вам нужно вспомнить слова, вы закроете  глаза и “просмотрите” этот фильм, слова вспомнятся по порядку сами собой.

Придумайте свой собственный фильм.

Запомните вот эти слова:

ЛИСТ

        КОЛЬЦО

ДОМ        

ШМЕЛЬ

КОСТЕР        

ЯБЛОКО

ПАЛЬМА        

ЗЕРКАЛО

ТЕЛЕВИЗОР        

БАНТ

Скажите, что вы почувствовали, когда вспоминали эти слова?

ИГРА 5. Тренировка внимания. Выполнение двух дел одновременно. Запоминание слов и рисование крестиков.

Сейчас мы сыграем в более сложную игру. Вам придётся не только запоминать слова, но и одновременно рисовать.

Очень важно уметь сосредоточиться, а для этого нужно ТРЕНИРОВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ.

Вам нужно будет запоминать по порядку 7 слов. Но пока вам их диктуют, вы должны РИСОВАТЬ КРЕСТИКИ.

Перед тем как начать игру, научитесь рисовать крестики быстро.

Итак, начнём…

Запоминайте слова и рисуйте крестики:

ТИГР        

КОШЁЛЕК

ВИНОГРАД

СНЕГОВИК

МОСТ

КАКТУС

РЕКА

Вспомните слова.

ИГРА 6. Тренировка распределения внимания. Рисование одновременно двумя руками круга и треугольника.

В этой игре вам не нужно запоминать слова. Зато придётся рисовать одновременно двумя руками. Наверняка вы раньше никогда не пробовали это делать.

Возьмите два фломастера. На отдельном листе бумаги попробуйте одной рукой рисовать круг, а другой одновременно – треугольник. Неважно, какой рукой, какую фигуру вы будете рисовать. Делайте, как вам удобно.

ВНИМАНИЕ! Рисовать обеими руками нужно одновременно, то есть одновременно начинать и одновременно заканчивать обе фигуры.

ПОПРОБУЙ:

Сначала будет трудно. Треугольники будут похожи на круги, а круги – на треугольники.

Потренируйтесь рисовать отдельно левой и правой рукой, а потом обеими вместе. Старайтесь следить сразу за обеими руками. Если смотреть только на левую руку, правая рука тут же начнёт рисовать то же, что и левая, и наоборот.

Попробуйте ещё раз. Следите за обеими руками.

ИГРА 7. Запоминание слов и рисование двумя руками.

Теперь, когда вы научились рисовать двумя руками, мы усложним игру. Вам нужно будет РИСОВАТЬ ДВУМЯ РУКАМИ И ОДНОВРЕМЕННО ЗАПОМИНАТЬ СЛОВА.

Конечно, это потруднее, чем рисовать крестики одной рукой. Постарайтесь рисовать их правильно.

ВНИМАНИЕ! Запоминайте слова и рисуйте.

ПУХ        

СОЛНЦЕ        

ДОРОГА

КАПУСТА        

ДИВАН        

МАРКА

Эта игра очень помогает развивать память и внимание.

Чтобы вам было легче понять, что такое мнемотаблица, и каким образом используются в ней символы, предлагаю поиграть в игру «Диалог». Эта игра из области изотерапии, но имеет тесное отношение к нашей теме.

Разделитесь на пары и попробуйте пообщаться (составить диалог) при помощи пиктограмм (символов), изображая их поочереди на одном листе бумаги. Главное условие – нельзя разговаривать и показывать жестами.

Сложно было общаться при помощи пиктограмм? Все ли символы вашего собеседника были понятны вам?

Вывод: В мнемотаблицах должны использоваться символы понятные всем.

Заключительное задание – «Составь самостоятельно мнемотаблицу».

Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Участники «кодируют» данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу.

   

 

Спасибо за внимание, успехов в работе!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.

В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...

Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. УшинскийВсе родители понимаю...

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...

«Использование современных технологий в обучении детей связной речи»

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...

Применение технологии наглядного моделирования в работе по развитию связной речи детей с ОНР

Презентация. В презентации освещены особенности использования технологии наглядного моделирования в работе педагогов ДОУ по развитию самостоятельной развернутой фразовой речи детей старшего дошкольног...

«Элементы ТРИЗ технологии при обучении детей связной речи»

Цели:   - учить детей определять обьекты, изображенные не картине и систематизировать их;              - активизировать слова...