Консультация для родителей
«Развитие речи младших дошкольников в
условиях семьи и детского сада»
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в
дошкольном возрасте по двум направлениям:
во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе
общения ребёнка с взрослыми и сверстниками;
во-вторых,
речь
становится
основой
перестройки
мыслительных
процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и
правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также
развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего
возраста
проявляют
большой
интерес
к
речи:
создают
новые
слова,
ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но
стихийном
речевом
развитии
лишь
не
многие
дети
достигают
определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение,
чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому
отношению к речи. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По
высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством
родного
языка,
его
грамматическим
строем,
уровнем
умственного,
эстетического
и
эмоционального
развития.
Обучение
родному
языку
предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким
образом,
овладение
родным
языком
рассматривается
как
стержень
полноценного
формирования
личности
ребёнка,
который
представляет большие возможности для решения многих задач умственного,
эстетического и нравственного воспитания.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах
деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других
занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности , в
повседневной
жизни.
Большое
значение
для
развития
речи
младшего
дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об
окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет
уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка.
Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том,
какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую
сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с
чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц,
понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть
удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти
отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребёнка с народными
пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого
дерева лист?», «Найди дерево по описанию» и т. д. Но мы, взрослые, сами
должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать
и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства
уметь высказывать словами.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей
ознакомление с художественной литературой. Стихи, сказки, рассказы которые
вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по
содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать
читаемое – вот в чём главное дело! Одно и то же произведение дети любят
слушать несколько раз. Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию;
передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно
излагать свои мысли;
Как сделать чтение книг ребёнку более полезным и интересным?
Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе.
Как это сделать?
- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать
умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные
вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за
водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как
огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было
ведёрко?».
-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки
присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в
зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.
-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему
ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он,
например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о
трёх медведях или как дед тащил репку.
-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или
страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его
придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а
также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в
различных ситуациях.
- Загадайте загадки по сказкам.
-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый
театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от
старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать
крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда.
Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже
склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Разыграйте колобка,
репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории. Можно
придумать с ребёнком свою сказку. Многие специалисты считают, что на
развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно
пальцев.Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один (сжимают и разжимают пальцы обеих рук в
кулаки.)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с
большого.)
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Дом и ворота.
На поляне дом стоит, (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой
руки)
Ну, а к дому путь закрыт. (Развернуть ладони к себе, средние пальцы
соприкасаются друг с другом)
Мы ворота открываем, (Развернуть ладони параллельно друг другу)
В тот домик приглашаем. (Изобразить крышу дома)
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому
что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения,
помогающие
отработать
артикуляцию.
Артикуляционная
гимнастика
выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
«Как едет лошадка»
Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним
зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка,
цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит
быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк»
Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при
этом
быстро
произносить
повторяющиеся
звуки
«бла-бла-бла».
Такая
«болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется
работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,Рекомендации:
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и
правильно
оформленной,
не
следует
искажать
слова,
имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет
• Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но
языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в
предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки)
ребёнком,
упражняйте
его
в
согласовании
имён
существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите
куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и ребёнок даёт полный ответ: «К нам в
гости приехала кукла».
• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на
вопрос «Где игрушка? », используя предлоги)
• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно
поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем
задать вопросы. - Что это? (Кто это) -Какого цвета? - Что есть у зайки? (Что это
у зайки) - Как можно назвать зайку? - Что можно с ним делать? Поощряйте в
семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с
мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые;
делайте артикуляционную гимнастику.
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».