Главные вкладки

    «Игры и упражнения по развитию речи детей».
    картотека по развитию речи на тему

    Рашитова Марина Анатольевна

    Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_i_uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi_detey.docx17.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Игры и упражнения по развитию речи детей».

    «В нашем городе»

    Цель:

    1. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: согласовании существительных и прилагательных в роле, числе и падеже.
    2. Развитие связанной речи:

    - составление распространенных предложений.

          3. Совершенствование общей и мелкой моторики рук.

    Ход игры:

    1. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу шагать». Дети шагают пальчиками по столу. На каждое название загибают по одному пальцу.
    2. Педагог произносит первое предложение, в котором объект не имеет характеристики. Дети подбирают к нему соответствующие прилагательные.

    - В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, чистых, зеленых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.

    - В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, каменных, нарядных домов.

    - В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

    - В нашем городе люди (какие?) добрые, веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые.

    Коллаж «Город моей мечты»

    Педагог проводит беседу с детьми, выясняя, каким видят они город своей мечты. Затем, подбирая необходимый материал, вырезки, картинки, детали, все вместе составляют коллаж, фрагменты которого дети приготовили дома с помощью родителей.

    Итог. Рассматриваются результаты коллективной работы.

    Игра «Как сказать правильно?»

    Цель: учить подбирать антонимы, уметь объяснять значения слов.

    Воспитатель: Закончите фразу:

    Подушка мягкая, а скамейка … (жесткая).

    Пластилин мягкий, а камень … (твердый).

    Ручей мелкий, а речка … (глубокая).

    Ягоды смородины мелкие, а клубники … (крупные).

    Кашу варят густую, а суп … (жидкий).

    Лес густой, а иногда … (редкий).

    После дождя земля сырая, а в солнечную погоду … (сухая).

    Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

    Купили свежий хлеб, а на другой день он стал …(черствый).

    Летом мы ели свежие огурцы, а зимой … (соленые).

    Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет… (грязный).

    Объясните, как вы понимаете эти выражения: «дождь озорничал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?

    Игра «Дом-домище»

    Цель: учить объяснять значение слов, давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными).

    Воспитатель: Я назову вам слово. Вы находите другое слово и объясняете, как мое слово стало звучать – ласково, грубо, пренебрежительно…

    Примерные группы слов: рука-ручка - ручище; дом-домик-домище; береза-березка-березонька; книга-книжечка-книжонка; стол-столик; лопата-лопатка; дуб-дубочек; дождь-дождик-дождичек; река-реченька-речушка; облако-облачко; туча-тучка; сапоги-сапожки-сапожищи; нога-ножка- ноженька - ножища; часы-часики; брюки-брючки; лист-листочек; ложка-ложечка; шапка-шапочка; письмо-письмецо – письмишко; друг – дружок-дружочек.

    Игра - соревнование «Какая команда внимательнее?»

    Цель: Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме; прививать интерес к родному языку. Развивать сообразительность, внимание, мышление, желание говорить громко и выразительно. Развитие мелкой моторики.

    Капитаны двух команд обмениваются «Чудесными мешочками» с наборами мелких предметов. Предметы раскладывают на столе. Дети рассматривают их 1 минуту, затем предметы накрывают скатертью. Побеждает команда, участники которой запомнят больше предметов.

    Игра-соревнование «Кто быстрее соберет целое из частей»

    Каждая команда собирает 1 картинку, разрезанную на 6-7 частей по любой теме словарной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

    В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

    Игры по развитию речи в средней группе...

    Игры и упражнения для развития речи детей от 0 до 3 х лет

    Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе предста...

    Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИРабота по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, ...

    Занимательные игры и упражнения для развития речи детей 1-3 лет. Материал для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания в ДОУ.

    Как помочь Вашему малышу научиться быстрее и лучше разговаривать, делая этот процесс увлекательным и интересным? Ведь часто родители маленьких детей сталкиваются с тем, что они отказываются выполнять ...