Творческая_мастерская_как_средство_развития_детской_инициативы
статья по развитию речи на тему

Творческая_мастерская_как_средство_развития_детской_инициативы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Творческая мастерская как средство развития детской инициативы»

Культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках мной создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.

Работа в творческой мастерской помогает детям перенести полученный опыт в другие виды деятельности.

Я представляю опыт работы с детьми в творческой мастерской.

Основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. Процесс создания продукта доставляет ребенку большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей.

При планировании материала я соблюдала принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется. В работе использую такие формы как: рассматривание иллюстраций к сказкам; сочинение рассказов; дидактические игры на развитие психических процессов, речи, мелкой моторики; свободные игры по выбору детей; продуктивная деятельность; изобразительная деятельность; игры на развитие эмоциональной сферы.

Вечера развлечений совместно с семьей «А ну ка мамы».

Особенностями творческой мастерской как формы работы с детьми является:

  1. Идея творческой деятельности
  2. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога
  3. Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка
  4. Психологическая свобода и безопасность, разумная дозволенность, игры, спонтанность. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность
  5. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы
  6. Ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал
  7. Быстрый способ обучения незаметный для самого ребенка
  8. Ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовывать себя в творческой деятельности

Инициатива показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициатива является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. 

В творческой мастерской инициатива проявляется через желание попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах; желание придумать новый образ; развитие интереса к различным явлениям детской жизни; проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности.

Особенностями проявления инициативы является: 

Субъективность новизны и открытий - Стремление искать различные способы решения и проявлении эмоциональности, которые присущи конкретному ребенку. 

Целенаправленная и увлекательная деятельность - Управление своей деятельностью, которая увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам. 

Развитие творческого мышления - Воображение носит сугубо личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновением личностных новообразований: стремлением изменить ситуацию соответственно своему видению, уметь находить новое в уже известном, игровое отношение к действительности.

При организации творческой деятельности в мастерской использую следующие материалы и техники: конструирование; рисование пластилином; коллекционирование «Пожарная машина», «Кораблик», «Кукла» и др.; бумагопластика; рисование нитками; квиллинг; аппликация из фетра и пуговиц; оригами. Также для создания работы я использую с детьми несколько технологий сразу, т. к. любые материалы и техники дают ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Это и пластилин, бумага, пуговицы, бисер; тестопластика - (В рамках проекта «Народные промыслы» был создан продукт «Филимоновская свистулька»); использование образовательных конструкторов в изобразительной деятельности: Лего-рамки; Лего-пейзаж; Оживление рисунка; использование образовательных конструкторов в театрализованной деятельности: Лего-театр и Лего-декорации. Дети учатся замечать изменения в творческой деятельности, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовывать общий продукт – продукт «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т. д.). Например, совместный макет детей и воспитателей «Детский сад будущего». В конце каждой деятельности проводится анализ собственного открытия, понимание нового, испытание положительных эмоций.

Для привлечения родителей к совместному творчеству с детьми, внутри детского сада организовывала конкурсы семейных работ: «Крупицы творчества», «Мастерская Лесовичка», «В мире животных», «Детский сад будущего», «Пасха красная», «Мой город», «Волшебный цветок», «Солнышко», «Весенний букет» и др. Данные творческие работы выполнены с использованием разнообразных материалов. Познакомившись с различными техниками и материалами, родители становятся активными участниками оформления групповых помещений к праздникам.  

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.