Рабочая программа кружка «Грамотейка»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Шкундина Валентина

Программа рассчитана на 1 год, для детей 6-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 2 раза в неделю. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Хрусталик»

 Рабочая программа кружка «Грамотейка»

 

Составитель: воспитатель Шкундина Валентина Павловна

 

с. Первомайский

2017 год

Рабочая программа кружка «Грамотейка» по подготовке детей к школе.

Цели: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности; развитие познавательных интересов и желания учиться в школе; развитие звуковой стороны речи; ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму.

Задачи:

-Готовить детей к обучению чтению, развивать фонетический слух и проводить элементарный звуковой анализ речи.

-Развивать память, мышление, внимание, воображение.

-Воспитывать организованность в учебной деятельности.

 Актуальность. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.

Пояснительная записка.

Детский сад работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.

В помещении детского сада удобно расположены групповые комнаты, большие окна, помещения светлые с высокими потолками, группы оборудованы детской мебелью мягкой и корпусной, оформление их соответствует возрасту детей, находящихся в данной группе.

Оснащен методический кабинет, физкультурный зал, музыкальный зал удобными шкафами, имеется в коробках раздаточный материал, картины, литература (книги, журналы, периодические издания) и др. пособия.

Охрана здоровья детей относится к числу приоритетных задач ДОУ. Для сохранения физического и психического здоровья большое внимание уделяется режиму работы, расписанию занятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм. Серьезное внимание уделяется закаливанию, витаминотерапии, полноценному питанию. Учебная нагрузка не превышает предельно допустимой нормы. Ежегодно дошкольники проходят углубленный медицинский осмотр, систематически проводится комплексная диагностика уровня физического развития и состояния здоровья дошкольников.

В дошкольном образовательном учреждении работает логопед для детей с нарушениями речи, психолог.

Количество детей в старшей группе «Солнышко» - 15.

Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.

Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Программа рассчитана на 1 год, для детей 6-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность – 25 минут для старшей группы. 

Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Программа развивает интерес и способности к чтению.

Основные направления работы кружка:

- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

- Формирование интереса к чтению.

- Развитие психических процессов.

Для выполнения поставленных задач программой, предусмотрены следующие виды занятий:

-занятие-игра;

-занятие-путешествие;

-занятие-исследование;

-занятие-конкурс;

-занятие-экскурсия;

-занятие-соревнование.

Основные принципы работы:

-Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

-Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-Комплексный подход при разработке занятий,

-Вариативность содержания и форм проведения занятий;

-Систематичность и последовательность занятий;

-Наглядность.

-Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

-Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

Задачи:

1. Формирование интереса к процессу обучения.

2. Развитие звуковой культуры речи.

3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.

4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи

окружающих.

6. Обогащение словарного запаса детей.

7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

В программе учтены общедидактические принципы:

Научность;

Систематичность;

Постепенность усложнения;

Перспективность;

Доступность;

Связь с жизнью.

Для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).

Ожидаемые результаты

К концу курса дети могут:

♣ Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

♣ Выделять слова в предложении, определять их место.

♣ Составлять предложение с заданным словом.

♣ Делить слова на слоги, считать слоги в слове.

♣ Составлять слова из готовых слогов.

♣ Знать, что в слове один слог – главный, ударный.

♣ Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

♣ Проводить звуковой анализ слов из 3 – 5-ти звуков.

♣ Понимать и различать понятия «звук» и «буква».

♣ Читать простые по звукобуквенному составу слова.

Календарно-тематический план занятий кружка для старшей группы.

Задачи:

-Сформировать понятия «звук», «буква»

-Научить выделять их из состава слова

-Различать гласные и согласные звуки (буквы)

-Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки

-Подбирать слова к заданным звуковым схемам

-Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ

-Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов

-Чтение слогов, маленьких слов, предложений.

месяц

1неделя

2неделя

сентябрь

Звук и буква А, игра «Подбери словечко».

Звук и буква О, игра «Доскажи словечко».

Звук и буква У, игра «Подбери словечко».

Звук и буква Ы, игра «Придумай слово с буквой»

октябрь

Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании.

Звук и буква        JI, чтение слогов, отгадывание загадок.

Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение.

ноябрь

Звук и буква Н, Разучивание стишков на звук Н

Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением.

Закрепление        пройденного        материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов.

Буква Я, (Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы.

декабрь

Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов.

Буква Е, (состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший.

Буква Ё, (состоит из двух звуков й и о), чтение слогов

Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший.

январь

Деление слов на слоги, игра "волшебный мяч"                             Звуки Г-К, ГБ- КБ, буквы Г, К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом.

Звуки В- ВЬ, Ф - ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший.

февраль

Звуки 3 - 3Ь, С -СЬ, буквы 3, С, чтение слогов

Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов

Звуки X- ХЬ, буква X, чтение слогов, разучивание четверостиший.

Звуки и буквы Ж - Ш, чтение слогов, слов

март

Звуки и буквы Ч - Щ, чтение слогов

Звук и буква Ц, чтение слогов, игра "доскажи словечко"

Звук        и буква Й, чтение        слов

Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы.

апрель

 Закрепление пройденного материала: чтение слов,

составление предложений, рифма

Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов.

Закрепление пройденного материала, игра "Доскажи предложение"

Закрепление пройденного материала, гласные буквы.

май

Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные

Закрепление пройденного материала, звонкие согласные

Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита.

Список литературы:

  1. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"
  2. Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз - ступенька, два - ступенька».
  1. Е. Н. Панова «Дидактические игры - занятия в ДОУ».
  2.  Е.В. Колесникова " От А до Я"
  3. К.В. Шевелёв "Готовимся к школе"

Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных

консультаций с родителями

  1.  Безруких М.М., Князева М.Г.,Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
  2.  Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
  1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
  2. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
  3. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
  4.  Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
  5.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.

 

  1. Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
  1.  Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
  2. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка "Грамотейка"

Рабочая программа дополнительного образования "Грамотейка" по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте....

Программа кружка "Грамотейка"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Грамотейка» для  воспитанников  5-6 лет (старшая группа)...