"Роль природы в развитии логического мышления и связной речи"
консультация по развитию речи на тему

 

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» - советовал русский педагог К. Д. Ушинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prirody_v_razvitii_logicheskogo_myshleniya.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Роль природы в развитии логического мышления и связной речи.

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» - советовал русский педагог К. Д. Ушинский.

Общения с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного, а наблюдения являются основным методом по экологическому воспитанию. Общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Разнообразие. Яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей составлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учиться рассуждать, рассказывать, описывать.

Мы в своей группе ежедневно проводим наблюдения в природе, и обязательной частью прогулки является использование художественного слова, чтение стихов о временах года. Начиная наблюдения за погодой, обращали внимание на путь солнца, где было солнце летом, где оно садится осенью. Делали вывод, что осенью путь солнца короче. День уменьшается. Читали стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Большую роль в развитии речи по ознакомлению с природой дошкольников играет экологическая тропа детского сада. Придя на тропу в лес, любовались его внешним видом. Почувствовали приближение осени осины и березы. Обращали внимание на то, что у разных деревьев листья окрашиваются по-разному от ярко – желтого, оранжевого до темного – красного. Сравнивали листья по цвету, величине, собирая листья составляли букеты. Учились правильно называть форму листьев, деревьев, их плодов. Например, у дуба листья твердые, резные, плод – желудь. Для закрепления знаний детей проводили игры «Встань у дерева», «От какого дерева лист».  С детьми пяти – шести лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время прогулок. Например, осенью можно с детьми провести такие игры: «Найди 5 листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «Кто быстрее?», «Кто больше?» - повышает интерес детей к этим играм.

Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они пропускают одно из звеньев процесса. Дидактические игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времен года. Задание данное воспитателем: «разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше, что потом, и расскажи, почему так разложил», - требует от ребенка на только предметные действия, но и его объяснения.

Дети семи лет уже не просто называют явления, а подробно раскрывают его причину. Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной им деятельности.  

Дети очень любят загадки в стихах. Сначала мы предлагали детям простые стихи – загадки о предметах и явлениях, хорошо знакомым ребятам. Более старшим предлагали и более трудные загадки, требующие обобщения имеющихся у них знаний. В стихотворных логических задачах, предлогаемых детям семи лет, поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления. Чтобы дети могли правильно решить речевую логическую задачу, мы в своей работе используем разные методические приемы: предлагаем детям вспомнить, что они наблюдали на прогулках, задаем наводящие вопросы и тем самым «подталкиваем» детей к решению, исправляем ошибки в суждениях, помогаем правильно сформулировать мысль.

Поздней осенью обращали внимание на небо, оно как будто увеличилось, уже хорошо видно, что вверху оно темно - голубое, а по краям светлее. Наблюдательный ребенок сразу замечал, что стало просторней от того, что листьев стало меньше. Очень часто наблюдали за насекомыми, находили места где они спрятались, чтобы не погибнуть в течении долгой зимы. На прогулках рассказывали детям, что первые улетают в теплые края стрижи, ласточки, мухоловки. На вопросы детей «Зачем птицы улетают? Почему мы не видели, как улетают ласточки? А прилетят ли птички опять? Мы не отмахивались, но и не спешили с готовыми ответами. В беседах мы вспоминали как летом было много ласточек, стрижей, которые гонялись за многочисленными насекомыми, теперь их совсем не видно. Спрашивали у детей есть ли сейчас мухи, комары, бабочки. Их нет значит питаться птицам нечем. Тогда ребенку сразу станет понятно наше объяснение. После отлета птиц предлагали детям посмотреть какие птицы остались на зиму, наблюдали, как птицы добывают себе корм. Подкармливая птиц в течение осени и зимы, ребенок привыкает заботится о тех, кто слабее его.

Погода в начале весны капризна, поэтому почти каждый день мы обращали внимание на состояние погоды, учили видеть изменения. Спрашивали детей о том, что они видят сейчас, что было раньше. Учили сравнивать, спрашивали, что изменилось? Почему, сосульки висят с одной стороны крыши? Почему днем они падают? С какой стороны образуется больше сосулек? Наблюдательные дети отвечали, что днем больше светит солнце, поэтому теплее и сосульки тают. Очень часто с детьми рассматривали кучевые облака. Освещенные солнцем, они кажутся ослепительно белыми. Кучевые облака не закрывают небо, а держатся кучками – отмечали дети. Старались осмотреть деревья и кустарники, удаляли поврежденные и сухие ветки. Наблюдали за набуханием почек на деревьях.

Постоянно поддерживали любознательность ребенка. Для этого брали на прогулку баночку, дети собирали жучков, и мы все вместе рассматривали, кого они поймали, какого цвета, ползают или летают, есть ли у них крылья. Затем, понаблюдав за ними, дети отпускали их на волю. При рассматривании цветов, травы использовали художественную литературу. Вспоминали стихотворение Серовой «Ландыш», Благининой «Одуванчик», Н. Найденовой «В лесу». Около пня увидели небольшой муравейник, остановились и познакомились с жизнью трудолюбивых и полезных насекомых. Рассмотрели муравьев. Муравей несет кусочек дерева, который больше чем он сам, питаются муравьи мелкими насекомыми, смотрели как муравьи тащили гусеницу, каждый тянул в свою сторону. Когда положили на муравейник кусочек сахара, его быстро облепили муравьи, и скоро от сахара ничего не осталось. Обратили внимание детей, что у муравьев есть усики, ими они чувствуют запах и осязают. Когда встречаются они трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле муравьи узнают своих по запаху. Чужого в дом не пускают. Если дети будут хоть немного знакомы с жизнью лесных муравьев, они никогда не станут разорять муравейники.

При ходьбе по экологической тропе, обращали внимание, как хорошо пахнет в лесу. Во время прогулки на природу можно всесторонне развивать ребенка, то же советовали и родителям, чтобы они учили детей не только видеть прекрасное, но и беречь красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:"Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и связной речи дошкольника"

Одним из  средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда  предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне сер...

Учебно - методическое пособие на развитие логического мышления и связной речи дошкольника

Картинки: «Что и почему» Задача ребенка — правильно определить причину явления или действия и подобрать нужную карточку.Картинки-причина-и-последствие Карточки служат для р...

гры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи для детей среднего возраста

Развитие логического мышления.Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.Побуждать рассматривать предметы устанавливать закономерность между ними....

Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи

Подборка игр и упражнений на развитие логического мышления, умение сравнивать и описывать предметы, находить в них существенные признаки, узнавать предметы по описанию, классифицировать их....

Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осущес...

Картотека игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи.

Картотека игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи....

игры на развитие логического мышления и связной речи

Для детей старшего-дошкольного возраста...