« Маяк Отечественной земли»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Копылова Елена Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayak_otechestvennoy_zemli.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Маяк Отечественной земли» в подготовительной группе.

Программное содержание.

1.Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.

2.Раскрыть значение Адмиралтейства в жизни города.

3.Расширить словарный запас.

4.Продолжать воспитывать интерес и любовь к родному городу.

Материал к занятию.

Иллюстрации, стихи, карта, детская игрушка Гусарик.

Ход занятий.

Появляется Гусарик с иллюстрацией Адмиралтейства.

Г.-Ребята, есть в нашем городе удивительный кораблик, который высоко плывёт по воздуху.

Маленький кораблик

В городе огромном

В небе над Невою

Синем и просторном.

                Маленький кораблик

                Высоко плывёт-

                Это символ города

                Здесь рождался флот.

- Вы догадались где укреплён этот золотой кораблик?

(ответы детей).

- Да, это Адмиралтейство.

- А где оно находится? (ответы детей)

- Да, это здание стоит на невском берегу там, где Нева разветвляется на Большую и Малую.

Всем знакомо это место

Возле самых невских вод.

Где игла Адмиралтейства

Заливает небосвод.

В.  –Гусарик, давай познакомим детей с Адмиралтейством.

- Ребята, а как вы думаете с какой целью было построено Адмиралтейство? (отвенты детей).

- Вся жизнь Адмиралтейства связана с военно-морским флотом. Когда – то на этом месте стучали топоры, звенели пилы, грохотали кузнечные молоты. Здесь строили парусные суда. Место, где строят корабли называется верфью.

- Как называется месть, где строят корабли? (ответы детей).

- Верфь на берегу Невы именовали Адмиралтейской. Слово «адмирал» в переведе на русский язык означает «владыка морей».

- Что означает «Адмирал»? (ответы детей).

- По замыслу Петра 1на Адмиралтейской верфи создавался российский флот, который должен был стать владыкой морей. Верфь сооружалась как крепость, чтобы защитить строящиеся корабли от нападения врагов. Построенные в виде буквы П , крепостные стены спускались к Неве. Имело Адмиралтейство и бастионы. С внешней стороны стены были защищены рвами и валами. Под защитой укреплений внутри крепости стояли специальные приспособления, на которых строились корабли.

Г. – Ребята, а вы знаете, что сейчас находится в Адмиралтействе? (ответы детей).

- Да, в настоящее время в Адмиралтействе находится военное училище, где готовят будущих командиров военно-морского флота России.

Гусарик предлагает поиграть в игру «Туча-тетя».

В.- Ребята, давайте рассмотрим здание Адмиралтейства. А кто знает архитектора Адмиралтейства? (ответы детей).

- Адмиралтейство было возведено по чертежам Петра1. Затем его перестраивали по пректу архитектора Коробова. А в 1806-1823 гг. здание Главного Адмиралтейства было снова капитально перестроено по проекту выдающегося зодчего Андриана Дмитриевича Захарова.

- Посмотрите, на Неву здание «выходит» двумя выступами – это северная сторона фасада.

-А что такое фасад?

- Пролет арок охраняют постаменты с большими якорями. Над башнями поднимаются флагштоки, на которые поднимают флаги. У подножия флагштоков скульптуры играющих дельфинов.

- С Южной стороны фасад делится на три части, каждая из которых богата украшена.

-Главная башня Адмиралтейства находится в центре южного фасада. Она подобна гигантской пирамиде: на нижний куб с огромной аркой поставлен прямоугольник, на него еще один с колоннами, затем четырехугольная башня с круглыми часами-курантами, и наконец шпиль. Золоченая игла шпиля видна из далека. Венчает шпиль круглый шар и летящий по воздуху кораблик-флюгер.

-Скажите, а что такое флюгер?(ответы детей).

-Красоту Адмиралтейства дополняет скульптурное убранство. Здесь все изображения аллегорические. Аллегория –иносказание (сказочное).

-Что такое аллегория?

-У арки главного штаба замерли две одинаковые скульптурные группы. На высоком постаменте возвышаются три женские фигуры. Это сказочные морские жительницы- Нимфы. Они поддерживают шар Землю. Эти скульптурные группы называются: «Морские нимфы, несущие земную сферу».

- Как  называются эти скульптуры?(ответы детей).

- Над колоннадой центральной башни возвышаются статуи. Это скульптуры времен года, четырех ветров и четырех стихий- Огня, Воды, Воздуха, Земли. Удачливым мореходам покровительствуют богиня астрономии и богиня мореплавания.

- О том, что Адмиралтейство было крепостью-верфью, напоминает не только П образная планировка здания, но и горельеф на центральной башне южного фасада.

-Что такое горельеф?

- В центре горельефа фигура царя Петра 1. Рядом Нептун-бог морей. Владыка морей передает трезубец – символ власти над морем.

-Кто такой Нептун?

-Что означает трезубец(ответы детей).

-  Справа фигура женщины с короной на голове. Это-Россия. В ее правой руке символ могущества-палица, в левой-рог изобилия. К ногам повержено оружие. Слева и справа морские божества трубят славу России. Смысл аллегории-Россия, создав флот, приобрела власть над морем.

-Какие новые слова вы узнали? (ответы).

-Что такое аллегория?

-Что такое верфь?

-Что такое трезубец?

-Кто такой Нептун?

-Кто такие нимфы?

Гусарик предлагает  на картах закрасить остров, на котором находится Адмиралтейство. После выполнения задания Гусарик прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в газету «Степной маяк»

laquo;Лето красное – безопасное»...

Конспект занятия по развитию речи по мотивам стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк»

Конспект занятия по развитию речи по мотивам стихотворения  В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» подготовительная к школе группа.Цель: расширить и обогатить словарный...

Видеопрезентация "Мы пол-Европы прошагали, пол-земли..." (праздник в детском саду, проведенный в онлайн-режиме, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Праздничное мероприятие в онлайн-режиме (ссылка в конце аннотации), проводимое в рамках празнования 75 годовщины победы в Великой Отечественной войне по материалам Конкевич С.В. Беседы с детьми о Вели...

МОЯ СТАТЬЯ “Волшебная воспитательная сила башкирских народных сказок” для газеты "Маяк"

    Моя статья “Волшебная воспитательная сила башкирских народных сказок”  для газеты "Маяк"...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 1 «Кузнецкая земля в древности»

Задачи:Вызвать интерес к истории родного края, начиная с самого древнего периода - каменного века.Расширить кругозор о первобытном мире людей, населявших территорию нашей области.Познакомить с природо...

"Защитники земли русской" .Праздник, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, с применением технологии "Сам себе костюмер"

В сценарии -  путешествие во времени от эпохи могучих богатырей до знаменательной даты 9 мая 1945 года с помощью технологии "Сам себе костюмер"...