Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лексической теме «Одежда. Головные уборы».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Николаенко Наталья Владимировна

    Цель: «Формировать лексика - грамматический строй и связную речь по теме «Одежда. Головные уборы»».

    1. Коррекционно-образовательные задачи:

    - пополнить словарь по данной теме;

    - упражнять в согласовании существительных с прилагательными;

    - упражнять в образовании относительных прилагательных;

    - формировать грамматически правильную фразу;

    - формировать связную речь. Упражнять в составлении описательного рассказа с помощью схемы по теме «Одежда. Головные уборы».

    - формировать умение украшать русский народный костюм национальными узорами.

    2. Коррекционно-развивающие задачи:

    - развивать зрительное внимание и восприятие;

    - развивать память;

    - развивать мелкую моторику.

    3. Коррекционно-воспитательные задачи:

    - формировать навыки сотрудничества, любви к русским народным традициям.

    Оборудование: Презентация на тему: «Одежда наших предков», схема для составления рассказа об одежде, картинки с изображением одежды, ткань (бархат, шерсть, шёлк, кожа и т.д.), кукла в национальном костюме.

    I часть: Организационный момент:   (пальчиковая гимнастика)

    - Мы одежду называем

    Называем всё, что знаем:

    Рубашка, платье, юбка, шорты,

    Сарафан, пиджак и кофта,

    Куртка, плащ, пальто и шуба.

    И про брюки не забуду.

    Я одежду называю.

    Называю то, что знаю.

     2. Д/и «Назови свою одежду»

    3. Беседа.

    - Ребята, а вы знаете, откуда берётся одежда? Верно, из магазина.

    - Вся чудесная одежда, которую мы носим, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике, в ателье, дома.

    - А как называют людей этих профессий?

    Люди этих профессий -  портной и швея.

    - Я приглашаю вас сегодня в ателье, где каждый может заказать себе любую одежду. Но, чтобы ваш заказ выполнили нужно швее правильно рассказать о том, какую одежду вы хотите сшить. В оформлении вашего заказа нам поможет схема.

    СЛАЙД 1 (схема для составления рассказа)

    Дети по желанию составляют рассказы.

    II часть.Физ. минутка

    Звучит музыка, дети свободно двигаются.

    - У кого есть подол? (Дети подбегают к учителю-логопеду)

    - У кого есть короткая штанина? и т.д.

    - В какой стране мы живём? (В России)

    - Мы с вами россияне, и вы сегодня пришли в разной одежде. Но хочу вам сказать, что не всегда люди так одевались.

     Давным–давно, на Руси носили совсем другую одежду.

     - Давайте посмотрим, какая была одежда раньше.

    Женщины носили сарафаны, а сверху надевали короткую душегрею. Под сарафан надевали длинную белую рубаху.

    СЛАЙД 2

    - Молоденькие девушки могли ходить с не покрытой головой.  А женщины надевали кокошник либо платок. Праздничные кокошники украшали жемчугом и золотыми нитями.

    СЛАЙД 3

    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки и узких штанов – портков. Косоворотку обязательно подвязывали кушаком.

    Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей).Раньше не было платяных шкафов и всю одежду хранили в больших сундуках.

    Давайте откроем и посмотрим, что там лежит(учитель-логопед достаёт сарафан, косоворотку, кокошник, кушак и закрепляет в словаре новые слова).

    - Посмотрите внимательно на эту одежду.

    - Про что можно сказать русский…? (сарафан, кокошник)

    - Про что можно сказать русская …? (косоворотка).

    Ребята, а вы знаете пословицы? (ответы детей).«По одежке встречают, по уму провожают», «Не одежда красит человека, а его добрые дела»,«Не украшай платье, а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха, такова и рубаха, «Каков человек, такова и одежда». Молодцы!

    III часть:  К нам сегодня пришла Марьюшка (входит воспитатель в русском народном костюме). Звучит русская народная мелодия.

    - Как вы ребята думаете, я сегодня пришла в современной одежде или в русском национальном костюме? (ответы детей)Вот так одевались наши предки.

    Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что - то означал.

    Желтый, оранжевый   - цвет пшеницы и солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю (воспитатель рассказывает о значении каждого цвета, сопровождая рассказ слайдами).

    СЛАЙДЫ 4

    Красный   – огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

    Синий и голубой – цвет неба и воды. В синих сарафанах отмечали, праздник  Ивана купала.

    Зелёный –  цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

    В старину русские мастерицы всегда одежду украшали разнообразными узорами, узоры, повторяющиеся много раз, называют орнамент. Орнамент считался оберегом. Каждый элемент узора тоже несёт своё значение.

    СЛАЙД 5

    Извилистая или ломаная линия – это знак воды. На что похож этот знак(на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – поле, с точками – поле с пшеницей. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Цветы – радость. Круг – солнце. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

    На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

    Ребята посмотрите, что я вам сегодня принесла (воспитатель демонстрирует сарафаны и косоворотки, сделанные из бумаги). Но на этой одежде нет узора – оберега. Давайте исправим ситуацию. Сейчас мы станем русскими мастерами и мастерицами и украсим одежду красивыми узорами. (Дети садятся за столы и рисуют орнаменты узора – оберега).Мальчики на косоворотках, девочки – на сарафанах.

    Итог занятия

    Вот и заканчивается наше занятие. Что вам больше всего понравилось?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

    Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

    Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Одежда"

    1.Уточнить и расширить представления детей об одежде ее признаках, материалах из которых она сделана, кто и где шьет одежду.2.Учить сравнивать, группировать, классифицировать.3.Закрепиь сезонные...

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по лексической теме «Защитники Отечества»

    Цель: Закрепление знаний детей по лексической теме «Защитники Отечества»Задачи:1.Закрепить понятие по лексической теме;1.1 Побуждать детей выполнять ко Дню Защитников Отечества поделку -та...

    Конспект интегрированного занятия в средней группе по лексической теме "Дом". Сказка "Три поросёнка".

    включает в себя интеграцию нескольких видов деятельности: ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, введение в  музыкально-театрализованную деятел...

    План – конспект логопедической деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Одежда. Головные уборы».

    Коррекционно-образовательные цели:Учить детей согласовывать относительные прилагательные с существительными;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного пад...

    Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Одежда.Обувь"

    Одной из главных задач данного занятия было расширение словарного запаса детей , совершенствование грамматического строя речи, обучение детей составлять распространенные предложения, рассказы, подбира...

    Конспект открытого занятия в старшей группе по лексической теме «Одежда»

    Коррекционно-образовательные цели:Расширить и активизировать словарь по теме.Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать...