Ансамблевое пение как средство развития речи у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Спиридонова Розалия Яковлевна

Хоровое и ансамблевое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и четко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняеиого произведения. Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является выработка дикции. Известно, что у детей не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присуще излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать такие трудности, совершенствуют их дикцию. Незаменимым материалом для дикционных упражнений является пение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей  №39 «Ромашка»

 городского округа  «город Якутск»

Выступление на республиканском семинаре

«Совершенствование речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ»

Тема: Ансамблевое пение  как средство развития речи

у детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель МБДОУ   д/с №39 «Ромашка»

Спиридонова Роза Яковлевна

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой. Поэтому важно, что ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.  

Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является выработка дикции. Известно, что у детей недостаточно координировано и четко работают органы  речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность; излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать такие трудности, совершенствуют их дикцию. Незаменимым материалом для дикционных упражнений является пение. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия также являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – это  уникальное средство самомассажа внутренних органов. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

  Ансамблевое пение – это коллективный вид исполнительства. Занятия в ансамбле воспитывают в детях дисциплинированность, чувство ответственности за общий труд, стремление поделиться  приобретенными знаниями  и умениями. Кроме того ансамблевое пение наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей, наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников.

       В своей практической деятельности я стала использовать ансамблевое пение с 2006 года. Мои воспитанники занимаются в вокальных ансамблях «Кюлюмчээнэ», «Талбан», «Звездочка». Основным проектом деятельности в течение ряда лет является тема «Хоровое и ансамблевое пение как средство развития речи у детей дошкольного возраста». По данной теме составлен комплекс работы, включающий в себя методические и практические материалы.  

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы в развитии речи.

По результатам обследования в нашем саду было выявлено 89 детей с нарушениями речи в старших и подготовительных группах.

Группа

Всего обследовано

детей

Из них

с нарушениями речи

Подг «Солнечные зайчики»

44

25

Подг «Кустук»

34

21

Старшая «Сир симэхтэрэ»

33

23

Старшая «Сардаана»

30

20

Всего

141

89

Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи.

Одним из эффективных методов коррекции речевых  нарушений  является систематическое использование в процессе пения вокально – артикуляционных упражнений, цель которых выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

 Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос, способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе него тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, способствующее хорошему настроению. Практика пения вокально – артикуляционных упражнений  усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции. Цель вокально-артикуляционных упражнений конкретизируется в частных задачах:

  • освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;
  • развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
  • преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
  • развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;
  • развитие способности петь слово интонационно чисто;

Вокальная речь отличается от обыденной. Благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, сила и диапазон голоса. Гласные в пении звучат более округло по сравнению с речью. Для правильного развития голоса сначала подбирают  упражнения с наиболее вокально устойчивыми гласными «а», «о», «у» и только затем к ним постепенно  подстраивают более сложные гласные «е» и «и». Это направление в вокальной педагогике известно как  фонетический метод.   Чтобы гласные звучали ровно и сохраняли тембровую окраску, их следует петь округлым, прикрытым звуком «а» - с призвуком «о», «и» с призвуком «у», «е» с четким переходом  на прикрытое «э».

Первые вокально – хоровые упражнения предлагаются детям в виде песенок – игр, когда музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа. На музыкальных занятиях я использую следующие         методические приёмы:

  1. Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы. подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.
  2. Озвученная артикуляционная гимнастика ( упр. «Ручеек» - быстрые движения вправо-влево кончиком языка по вытянутым губам; упр. «Моторик»(Р!Р!Р!)
  3. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (по методу К.Орфа).
  4. Логопедические  распевки основаны на пропевании  попевок, направленных на овладение различными звуками.
  5. Вокальные  упражнения на гласные.  Методика проведения такова: всю попевку дети поют вместе, а один ребенок пропевает гласную. 
  6. Пневмопластические  упражнения  направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Каждое упражнение произносится на одном дыхании, как можно дольше.
  7. Пение попевок на произнесение определенных слогов.

Хочу привести краткий анализ за прошедший учебный год.

В начале 2017-2018 учебного года в вокальном ансамбле занималось 33 воспитанника, из них с нарушением речи – 14. Эти дети посещали логопедический пункт, из них в середине учебного года из логопункта было выпущено 5 детей, которые занимались в вокальном ансамбле.  В конце учебного года остальные 8 детей были выпущены с чистой речью, 1 ребенок с улучшением.

Использование вокально-артикуляционных упражнений в течение ряда лет позволило нам сделать следующие выводы:

  1. Отмечается снижение напряженности, скованности артикуляционных мышц.
  2. Повысилось качество выполнения артикуляционных упражнений
  3. Улучшилось интонационная выразительность исполнения песен.
  4. Уменьшилось количество детей с дефектами произношения.

        

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи. Задача музыкальных руководителей детского сада – с самого раннего детства научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.

Использованная литература:

  1. Науменко  Г.И. Фольклорная азбука – М. Изд.центр «Академия», 1996;
  2. Гоголева М.Ю. Логоритмика в д\с. – Ярославль. Изд. «Академия развития», 2006;
  3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в д\с– М. Изд. «Скрипторий 2003», 2010;
  4. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – С-Пб. Изд. «Детство-пресс»;
  5. «Дошкольная педагогика» №3\2008;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний ...

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» -  это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Выступление из опыта работы на тему:  «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» представлено на методическом объединении для воспитателей...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно...