"Слово - игралия"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Светлана Евгеньевна Козлова

Образовательная деятельность, направленная на формирование слово – творчества в речевой деятельности детей, через развитие интеллектуальных способностей для старшей логопедической  группы с ОНР III – го уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_-_igraliya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность, направленная на формирование слово – творчества в речевой деятельности детей, через развитие интеллектуальных способностей для старшей логопедической  группы с ОНР III – го уровня.

(составила учитель – логопед МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» Козлова С.Е. – 2-14г.)

Цель – развивать в речевой активности детей слово – творчество, через формирование навыка логико–смысловой организации высказывания; практиковать в умении использовать накопленный словарный запас в речевой деятельности.

Задачи -

Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание и голосовые функции;

- развивать гибкость и активность мышления.

Коррекционно – обучающие:

- развивать в речевой деятельности детей словесное творчество;

- обогащать словарь;

- закрепить в сознании детей умение пользоваться элементарными навыками анализа и синтеза;

- активизировать в речи детей произношение звука «Ш»;

- закрепить умение слышать и выделять данный звук в словах;

- формировать умение подбирать синонимы – слова близкие по значению;

- утвердить умение слышать и объяснять смысловые неточности;

- продолжить развивать связность высказывания;

- способствовать желанию детей доказывать правильность обобщения.

Коррекционно – воспитательные:

- формировать навыки позитивной коммуникации;

- побуждать к детскому сотрудничеству;

- формировать положительную реакцию на успех;

- развивать самоконтроль и самостоятельность;

- побуждать испытывать удовольствие от совместной деятельности со всеми участниками процесса.

Интеграция образовательных отраслей:

-  познание;

- коммуникация - социализация (вступление в диалог с взрослым и сверстниками; внимательно слушать собеседника, отвечать друг, за друга оказывая помощь при затруднениях, не перебивать и уважительно относиться к ответам товарищей);

- речевая активность;

- здоровье сбережение (координация слова с движениями, пальчиковые гимнастики, массажи лица, мимических лиц, психологические мини – паузы);

- коррекция – (развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного дыхания, мимических мышц);

- творчество – использование музыкальных фрагментов и художественной литературы.

Оборудование: мультимедиа – море, остров; музыкальное оформление (звуки моря, грома),

Материал: картинки и схемы к их словам – кошка, рубашка, машина, лошадка, карандаши, картошка; песок для релаксации; оформление острова; большая игрушка – черепаха, попугай; ёмкость с водой с меркой…, картинный материал в бумажном варианте – кошка, мешок, машина, лошадка, шапка, мышка, подушка.

Раздаточный материал: маленькая коробочка сока на каждого ребёнка с соломинкой (можно отлить сок, чтобы не затянуть занятие); кораблики из пенопласта на каждого ребёнка.

Структурные элементы

Деятельность

Учителя - логопеда

Детей

Организационный момент

  1. Проводит упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
  2. Направляет детей отправиться на остров.
  3. Совместно с детьми выстраивает цель.

  1. Задаёт проблемные вопросы.
  2. Вводит в воображаемую ситуацию.
  1. Выполняют упражнения.

  1. Принимают решение отправиться на остров.
  2. Выстраивают проблему (зачем отправятся на остров).
  3. Решают проблемные вопросы.
  4. Воображают.

Решение поставленных задач

  1. Формулирует задания.

  1. Выставляет серию проблемных вопросов для поиска ответов путём совместных действий, предоставляя помощь.
  2. Нацеливает детей на желание отвечать, рассуждать, доказывать.
  1. Рассуждают, сопоставляют, находят правильное решение (как правильно поступить и ответить).
  2. Высказывают предположения.

  1. Выбирают правильный ответ.

  1. Находят пути решения методом проб и ошибок.

  1. Помогают друг другу.

Рефлексия

  1. Подводит к завершению деятельности.
  2. Предлагает порадоваться хорошим результатам.
  3. Содействует самоанализу и оценке детской деятельностию.
  1. Получают удовольствие от совместной деятельности.
  2. Оценивают свою деятельность.

НОД

  1.  Орг. момент:

Л/д: Снова здравствуйте ребята!

         Я без Вас скучала! А Вы!

Значит, снова будем мы играть –

Рассуждать и познавать,

Говорить красиво… . Вы согласны?

Ну, тогда пора нам в путь,

Сегодня новая игра и приглашает нас она!

Но прежде чем начать играть –

Нам надо язычки размять… .

Артикуляционная гимнастика: (упражнения для звука «Ш»)

- «зубки мы соединим, губы дружно округлим, вытянем мы их вперёд, я считаю до пяти – ой, смотри не отпусти»;

- «язычком достанем нос (язычок широк у нас – вверх он смотрит словно АС) – выше, выше подтяни и смотри не упади;

- «а теперь сюрприз, смотри, витамину получай, чашечку изображай» (выносим и заносим чашечку);

- «колокольчик» позвучит – ля – ля – ля – ля….;

- «молоточек» постучит – д – д – д – д -….;

- «паровозик» заведём – ч – ч – ч – ч- ч- ….;

-  остановим – ш – ш – ш – ш… Дальше будем мы играть, будем глазками моргать….

Л/д: Правым глазом подмигнём, затем левым подмигнём, вместе ими поморгаем.

 

        А теперь! Руки в стороны расставьте – самолётом каждый станьте.

                          Вот заводим самолёт: д – д – д – Д – Д – ДДДД (с хлопками)

(отбивание ритма (с помощью хлопков), каждый ребёнок по переменки задаёт определённыё ритм…, остальные повторяют)

  1. Основной момент:

Работа над развитием голоса:

Л/д: Завели и полетели: У _ У _ У _ У _ (медленно, тихо, громко, быстро)

         Прилетели и на остров дружно сели: т-д-д; т-д-д; т…. .

         Мы на острове друзья. Прислушайтесь к звукам, которые здесь царствуют. Что- это за звуки? (моря, ветра, волн, плеск воды, шум деревьев, шелест листьев, пение птиц, рык зверей, шипенье змей, ззужанье комаров и т. п. )

Координация слов с движениями:

Л/д: - Пошипим все как змея. Как….? Ш – ш – ш - ---- ш (рука двигается вперёд)

        - Поём как ветер дружно. Как….? Шшшшшшш – ш

        - Поём как волны. Как…? Шш – шш ---шш ---шш …

Л/д: обращает внимание детей на вывеску … - «Слово – игралия»

Л/д: А как, Вы, думаете, что обозначает – это словосочетание?

Л/д: обращает внимание детей на то, что игрушек на острове нет.

Л/д: Значит, во что можно играть на этом острове? (…в слова)

Л/д: Слышите, волны шумят и говорят – (голос из – за кулис)

Голос: Говорить здесь надо красиво, выразительно, чётко и понятно.

      Упражнение на развитие дыхания:

Л/д:  Смотрите, а вот кораблики стоят,

Они поплавать все хотят.

Подуйте дружно, Вы, на них! –

(глубокий вдох носом, медленный выдох через рот на кораблики, которые находятся в ёмкости с водой. … Под музыку дети по переменно выполняют задания.)

Л/д: Теперь, ребята, предлагаю по острову, Вам, погулять …. .

Л/д:    Что – то очень жарко стало

Может  соку нам попить,

Чтобы жажду утолить.

Где же соку нам добыть?      

Л/д: А почему не можем мы морской воды попить? (солёная…) (надо найти кокосовое дерево)

(на мультимедиа кокосовое дерево)

Игра - имитация:

Л/д: Чтобы нам кокос достать, надо… Что сделать? (На носочки встать.)

         Выше, выше Вы тянитесь, до кокосов доберитесь.

Кто уже сорвал кокос?

(дети изображают как они срывают кокос, держат в руках – пьют сок из коробочек с соком)

Речевая игра «Со словом – сок» (с мячом)

(Пе – сок; ле – сок; ку – сок; - но – сок; воло – сок; коло – сок; ча – сок; голо – сок; бро – сок и т. д. логопед начинает с начало слова, а затем дети сами ищут варианты ответов)

Речевая игра «Найди похожие слова»

Л/д: Посмотрите вот гора и большая же она, «большая» слово запретим, тогда как можно сказать о горе как о большой (огромная, крупная, громадная, гигантская… )

Л/д: А слово «красивый» какими словами можно заменить? (хороший, чудесный, прелесный, очаровательный, замечательный…)

(ещё берём слова – «весёлый» и «мокрый»)

Речевая игра «Что общего в словах»

Л/д: Черепашка к нам ползёт и задания везёт. («выползает» черепаха – на панцире задания, картинный материал – кошка, мешок, машина, лошадка, шапка, мышка, подушка)

Л/д:  просит детей произнести по одному слову.

Л/д: Черепаха, что – то нам с Вами хочет сказать об этих словах, но она, к сожалению, не умеет разговаривать, может вы сами догадаетесь, что о чём ей хочется нам рассказать? (во всех этих словах есть звук «Ш», и находится он в середине слова во всех этих словах)

Л/д: предлагает детям посмотреть мультимедиа и проверить по схемам каждое слово – правы ли ребята)

Л/д: Назовите слова, которые начинаются на звук «Ш»… .

Л/д: А теперь соберите камушки, которые находятся у вас под ногами, но их Вам надо поделить поровну между собой… .

Л/д: А теперь с помощью собранных и разделенных Вами камней слово «черепаха» на слоги.

Игра «Кто на кого похож»

(дети подбирают животных, чем – то похожих друг на друга – белый медведь и пингвин (любят холод); тигр и зебра (полосатые); крокодил и лягушка (зелёные, могут передвигаться как под водой, так и на суше); корова и коза (дают молоко, рогатые); улитка и черепаха (медленные); утёнок и цыплёнок (появились из яйца); гусеница и змея (ползают); кот и кит (усаты); волк и мышка (серые); орёл и кот (острые когти); мышка и комар (пищат); лев и конь (есть грива); утка и рыба (плавают).

Л/д: Ой! Смотрите, попугай, с нами хочет поиграть, любит всё он рифмовать, будем дружно помогать?

Голос попугая: Детки, детки Вы котлетки, а попугай – поболтай, буду Вам слова кричать, попрошу их срифмовать – белка – стрелка; конь – огонь; свечка – речка; трава – мурава; кошка – крошка; книжка – шишка;  палка – галка; день – пень; ветка – конфетка; роза – мимоза; малыши – карандаши … .

Голос попугая: Вот какие молодцы – рифмовали от души, получите – ка подарки («бросает» мешочек с мелкой карамелью, дети – благодарят).

Раздаётся фонограмма – «гром гремит» на мультимедиа фото - перед грозой.

Л/д:  Ребята, вот беда, начинается гроза.

Надо срочно возвращаться,

А чтоб отсюда улететь надо ребусы прочесть.

Чтение несложных ребусов

Л/д:  Снова сядем в самолёты,

Дружно заведём моторы,

Полетим в свой детский сад… .

Песочная арт – терапия «Настроение»

(после того, как дети «вернулись», Л/д. говорит о том, что очень жалко, потому что пришлось так быстро вернуться, но это и хорошо, что они вернулись, и спрашивает детей «Почему?», обещает обязательно ещё раз посетить остров и предлагает каждому ребёнку оценить своё путешествие – три, две, и одну конфетку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Игралия-чудесная страна"

Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - значит понять природу счастливого детства,понять своих воспитанников.Организация занятий через познавательные, социальные игры - развле...

Журнал для родителей *Игралия*

Рекомендовано для  креативных родителей....

Игровой досуг "Путешествие в страну Игралию"

Сценарий досуга  для детей второй младшей группы и их родителей....

Перспективный план кружка "Страна Игралия" для 1 младшей группы

Титульный лист. Содержание. Перспективное планирование. Используемая литература....

Игралия,играндия - чудесная страна!

Сценарий развлечения "Игралия, играндия - чудесная страна." ( Здравствуй лето!)...