Статья по теме "Сказка в жизни ребенка"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

В этой статье говорится о важности сказки в жизни ребенка и ее вляинии на развитие речи, нравственности и фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_zhizni_rebenka.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка в жизни ребенка.

Начиная с раннего возраста, детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные персонажи сказочного мира. И это нормально, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. Сказка встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

В каждой сказке существует граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в постоянной борьбе. И в этой постоянной борьбе всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна. В народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с неизменной сказочной закономерностью.

Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае, положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного – злость, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Сказка «Репка», на первый взгляд, простая и бесхитростная, переходит от поколения к поколению, ее пересказывают, читают, рисуют, показывают в театре. Чем же так привлекательна эта сказка? Дети любят играть в кубики. Развитие действия в сказке «Репка» в восприятии детей похоже на складывание детей похоже на складывание кубиков: «дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку…» и т.д. В этой сказке, может быть, впервые дети, сами того не осознавая, прослеживают логику, связь, причины и следствия, законченность результата человеческих усилий.

Сказки «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко» - любая из этих коротких, на первый взгляд, бесхитростных сказок может быть первым уроком развития логического мышления ребенка, первым примером формулы человеческой жизни, формулы, согласно которой доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо, помощь малого может решить дело.

Сказочные герои своими поступками, мыслями и чувствами раскрывают, прежде всего, национальные и социальные, традиционные устои своего народа. Эти герои не похожи друг на друга. Но каждая сказка воплощает мечту о справедливости, мечту, которой не всегда дано было осуществиться. Сказки, по сути своей, оптимистичны. Сколько бы препятствий и трудностей ни приходилось преодолеть народному герою, сколько бы кощеев бессмертных и разбойников ни становилось на пути – всегда он побеждает, и сказка кончается «пиром на весь мир».

Василиса Премудрая справляется с трудными заданиями царя: и хлеб печет, что только в праздник его есть, и ковер шелковый ткет золотом-серебром. А на пир к царю явилась: «…золоченая колясочка в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая, такая красавица. Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!»

Но счастье дается только людям смелым и сильным, которые способны за него бороться, его отстоять. В добром деле, да доброму человеку даже земля помогает. Разве может победить Кощей Ивана, если против злодея встала сама природа, весь белый свет. Но в сказке народ не только славит своих героев. Он от всего сердца смеется над злыми и жадными.

Народные сказки, песни, загадки вдохновляли многих писателей, придавали им силы в создании необыкновенных фантастических образов. Сказки А. Толстого, братьев Гримм, Андерсена, знаменитый «Конек-Горбунок» П. Ершова – все эти произведения проникнуты подлинно народным духом, все они писались людьми, глубоко знающими фольклор. И все-таки это уже новое явление – сказка литературная.

Наверное, самым ярким примером художественного превращения фольклорных истоков в литературное произведение могут служить сказки А.С. Пушкина. В сказках, сочиненных Пушкиным, вся исконная поэзия фольклора выплеснулась наружу, раскрылась поэтичностью его образов и ситуаций, восторжествовала гармония слова.

Слушая и запоминая до удивления простые стихи про золотую рыбку, и про царевну Лебедь, и про удалого работника Балду, дети входят в мир высокой гармонии.

Сказочник не просто писатель, не просто сочинитель. Это совсем особый человек,  обладающий огромной фантазией, человек, способный в своем воображении отвлечься от жизненных неудач и унестись мечтой в далекое или близкое сказочное царство, найти, увидеть это царство рядом с собой, так ясно представить этот сказочный мир, с такой силой поверить в его героев, наделить их умом, талантом, сделать так, чтобы в этих героев поверили вместе с ним и все другие люди.

Сказочник – это человек, который до конца верит в добро. Он острее других чувствует горе и всегда готов помочь людям. Но он не упрощает жизнь, не прячется от людской беды в сказочной стране  своей фантазии. Он просто побеждает горе, побеждает своей верой в человека, верой в его силу и разум, побеждает сказкой.  Он находит в себе мужество верить в счастье людей на земле, верить, что главная побеждающая сила – в самом человеке, в его добродетелях.

До тех пор пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания мира, до тех пор пока сказочный способ мышления является, пожалуй, основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.

Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна остаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Значение музыки в жизни ребенка"

Статья о терапевтическом, психологическом, физическом, умственном и эстетическом влиянии музыки на ребенка....

Статья"Ответственный этап в жизни ребенка - поступление в школу"

Статья будет интересна не только педагогам, но и родителям ,чьи дети готовятся к поступлению в школу....

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Статья Значение режима в жизни ребенка

для чего нужно соблюдать режим в дошкольном возрасте...

Статья " Роль рисования в жизни ребенка".

Статья содержит важный материал для воспитателей и родителей о высоком значении рисования в жизни ребенка дошкольного возраста. По мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговариват...

Статья."Роль сказки в жизни ребенка."

В статье раскрыватся тема, о том какую роль и значение играет сказка в жизни дошкольника....

статья значение сказки в жизни ребенка

СОДЕРЖАНИЕ 1. Значение сказки в дошкольном возрасте2. Функции сказки3. Классификация сказок4. Сказка как средство развития словесно-логического мышления    Литература    Источ...