Открытое методическое объединение по нравственно-патриотическому воспитанию "Мы-веселые матрешки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Козлова Светлана Саматовна

Русскася матрешка-настоящее чудо света и  прежде всего очень полезная игрушка для детей. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Матрешка способствует координации рук и глаз. развивает мышление детей, будит их фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_metodicheskoe_obedinenie_po_nravstvenno.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое методическое объединение по нравственно-патриотическому воспитанию

«Мы-весёлые матрёшки»

Группа № 3 (средняя)

Подготовили воспитатели

Средней группы № 3

Козлова С.С.

Волгапкина О.С.

Балабаново 2017

АКТУАЛЬНОСТЬ

Русская матрешка – настоящее чудо света  и прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.

Матрёшка  способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление детей. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Данное методическое объединение направлено на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с образовательными стандартами

Актуальность - в приобщении детей дошкольного возраста к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Познавательное развитие
Образовательная область -познавательная
 
Интегрируемые образовательные области -познавательная, коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, в частности знакомство с русской народной игрушкой-матрёшкой

Задачи:

  • Образовательные
  • Познакомить с историей возникновения куклы
  • Дать элементарные представления об игрушке
  • Расширять кругозор детей как об образе материнства, семьи
  • Учить составлять узоры, симметрично и ассиметрично передавать их в композиции
  • Закрепить представления о форме предметов, сравнении предметов по форме
  • Тренировать мыслительные операции, такие как анализ, сравнение, аналогия
  • Продолжать формировать умение различать и называть размеры предметов- «большой», «поменьше», «маленький»
  • Развивающие
  • Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, частушек
  • Развивать игровую деятельность детей
  • Развивать творческо- исполнительские навыки при пении частушек, чтении стихотворений
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Воспитательные
  • Воспитывать любовь к русской народной культуре
  • Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа
  • Воспитывать патриотизм, любовь к труду
  • Формировать досуговую культуру общения, укрепление коллективистских связей и дружеских привязанностей в группе.

Словарная работа: сарафан, частушка, мастерская, матрёшка, мастерица, ярмарка, Матрёна, Сергиев-Посад, Майдан, Семёнов, талисман, горница, сувенир, прялка, экскурсия, музей, лён, ткацкий станок, сундук, роспись, традиции, русский быт, скоморох, фартук, самовар, топор, пила, липа, осина, заготовка, экспонат, колыбель, ухват, кочерга, печь, котелок, ярмарка, потешки, пословицы, красный угол, иконы, Русь, лукошко, народ,  многоместность, роспись

Методы работы: наглядный, слуховой, игровой, практический, словесный.

Приёмы работы - рассказ, беседа, чтение стихотворений, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов –народные игры («Заря-зарница», «Горелки», объяснение, выводы, разучивание частушек, песенное творчество, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей, ознакомление с произведениями народного творчества (росписи, скульптура, вышивка и т.п.), обогащение и стимулирование детского творчества.

Предполагаемые результаты:

  • Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о народном промысле-русской матрёшке.
  • Знание истории происхождения матрёшки
  • Знание особенностей русской народной игрушки (форма, материал, цвета, узоры)
  • Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность
  • Использование в речи детей  текстов частушек, стихов, терминов по теме мероприятий

Предварительная работа

Познавательное развитие

  • Беседа «История возникновения русской матрёшки»
  • Беседа «Матрёшка-символ семьи»
  • Беседа «Из чего сделана матрёшка»
  • Чтение художественных произведений о матрешке
  • Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрёшки»
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов, картинок
  • Сравнение матрёшка и Ванька-встанька
  • Дидактические игры «Большие и маленькие матрешки», «Собери матрёшку», «Эти удивительные узоры»

Художествено-эстетическое развитие:

  • Рисование «Весёлые матрёшки»,Семёновская матрешка
  • Аппликация «Сарафан для матрёшки», Сергиево-Посадкая матрёшка
  • Ручной труд «Куклы-скрутки»
  • Лепка «Нарядные матрешки»

Коммуникативное развитие:

  • Экскурсия в музей
  • Хоровод «Весёлые матрёшки»
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
  • Сюжетно-ролевая игра «В гостях у тётушки Матреши»
  • Песенное творчество
  • Разучивание танца «Русские матрёшечки»
  • Создание мини-музей «Матрешка» в группе

Речевое развитие:

  • Составление творческих рассказов и сказок о матрешке
  • Заучивание стихотворений И.Черницкой «Матрёшки» ,Л.Некрасовой «Веселые матрёшки»,С.Маршак «Матрёшки», Ю. Любимцева «Дом высокий,семь окошек»
  • Заучивание пословиц и объяснение их смысла
  • Отгадывание загадок о матрёшке

Физическое развитие:

  • Разучивание народных игр «Горелки», «Зарница», «Гуси-лебеди», «Бери ленту», «Совушка-сова»
  • Разучивание танцевальной постановки «Русские матрешки»
  • Разучивание физминуток «Матрёшки», «Научи матрёшку»

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАСТЕРСКАЯ  

Вступление (выходит первая ведущая)

Девица-Мастерица (ведущая):-

Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашем празднике.

История нашей Родины  древняя и поучительная. Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Эти руки сотворили игрушки, которые и поныне живут в наших домах. Сегодня мы побываем в гостях у великой путешественницы – русской матрешки.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка --- кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

 Красивая игрушка, похожа на Танюшку,

А может, на Катюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

 С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радует весь мир.

Звучит веселая музыка (забегают  под нее веселые скоморохи-Мальчики ВСЕ)

ВОВА:  Доброго дня Вам,Гости Дорогие!

                 Доброго здоровья!

ВСЕ ПОКЛОНИЛИСЬ!

ЕГОР:  Поудобнее садитесь,

             Веселиться не ленитесь!

АНДРЕЙ:  Ждут вас шутки, озорство

                      И улыбок штук по сто!

ТИМОФЕЙ: Пожалеете едва ли,

                         Что к нам в гости вы  попали!

ВАНЯ:  Поведем на этот раз

                Об игрушках мы рассказ!

ОМАР ИЛИ ТИМОФЕЙ:  Да и вы , ребята, сами

                 Поиграете с друзьями! (ОБРАЩАЕТСЯ К СКОМОРОХАМ)

КИРИЛЛ:   Тот, чьи ушки на макушке

                      Все услышит про игрушки!

АНТОН:   Дуйте в дудки, бейте в ложки

                    В гости к нам придут матрёшки

                    Ложки деревянные.

                     Матрёшечки румяные.

Девица-мастерица:-

Вот какие, молодцы!

Вот какие удальцы.

В гости вас я приглашаю

Мастерскую открываю.

Расскажу вам я про кукол деревянных,

Круглолицых и румяных.

Приглашает их в мастерскую, где уже сидят девочки за работой.

Девочки-мастерицы встают, кланяются

АНЯ И И ЯРОСЛАВА:-

Здравствуйте, добры молодцы. Добро пожаловать в мастерскую к нам. Милости просим

Все проходят к своим местам

Девица Мастерица:  

Ну что ж сядем, посидим,

На ребяток поглядим.

(ведущая предлагает детям почитать стихи)

Дети читают стихи поочереди, перед ними стол с коллекцией матрешек разных

АЛИСА (показывает)

Вот пять кукол деревянных,

Круглощеких и румяных.

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

АНЯ

Разнимается она на две половинки.

АНЯ

Будет третья во второй

ЯРОСЛАВА

Половинку отвинти

Плотную, притёртую

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую

КАТЯ

Вынь её и посмотри,

Кто же прячется внутри?

Прячется в ней пятая,

Куколка пузатая.

ВАРЯ

 Эта кукла меньше всех,

Чуть поменьше, чем орех

Вот поставленные вряд

Сёстры - куколки стоят.

АЛИСА

Алый, шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

  Упирается рука

  В деревянные бока.

  А внутри секреты есть:

   Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко…

    Это… Русская …МАТРЕШКА (хором)

(После возгласов «Матрешка» входит под русскую народную песню Матрешка)

Тетушка Матрешка:  Я тетушка Матрешка

                     Несу грибов лукошко.

                     За мной родные внучки,

                     Идут , сложивши ручки.

                     И все они Матрешечки,

                    И все они милашечки.

                     Все с аленькими щечками

                     Под пестрыми платочками.

(Следом за большой Матрешкой идут ее «внучки»).

Встают полукругом

ВАРЯ

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

НАТАША

Я цветочек вышила,

«Жу-жу-жу» услышала.

Села пчёлка на цветок,

Мастерица — наутёк.

КСЮША

Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядём,

Сами в гости к вам придём.

НАСТЯ

ШлА по ягоды матрешкА
ПозабылА взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки класть!


ВИКА И ДАША

Мы гуляем парами    

Проплываем павами      

Мы повсюду славимся

Мы и вам понравимся  

Сразу после них частушки (не садясь) (скоморохи встали напротив взяли инструменты), девицы-мастерицы встали , пританцовывают около стульчиков

Тетушка-матрешка кричит!!!

Эй, матрешки — хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

НАСТЯ

 Ой, спасибо тебе, мастер,

Руки золотые!

Получились мы на славу                                                                                                 

Яркие такие!       

ДАША

 Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки - невелички.

Как пойдем плясать, да петь,

Вам за нами не успеть!

КСЮША

Мастер выточил меня из куска березы,

До чего ж румяна я: щеки, словно розы.

ВИКА

Наши руки — крендельки,

Щеки - будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке!

НАТАША

 И зимой, и теплым летом
 Очень любим мы конфеты,
 Заедаем сушками.
 Весело с подружками

ВАРЯ СЕРГЕЕВНА

Эх, платочек расписной,
Красные сапожки,
Топни ножкой, да другой,
Попляши матрёшка!

ХОРОМ МАТРЕШКИ


Мы вам пели и плясали,
Веселили от души,
Вы похлопайте в ладоши,
Ух! Матрёшки хороши!

Девица-мастерица приглашает тетушку матрешку и матрешек с себе в мастерскую .

Тетушка матрешка, проходи в мастерскую ко мне, да внучек своих прихвати, гостями будете!

Тетушка матрешка

Ой, спасибо,хозяюшка

ВСЕ СЕЛИ. Далее часть познавательная с презентацией

Тетушка-матрешка начинает рассказ

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

ДЕВИЦА-МАСТЕРИЦА

Мы все говорим матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было.Вот как же выглядела первая матрешка и почему ее так назвали?

ДАША

 Первая матрёшка представляла собой девушку в костюме: сарафане, переднике, платочке с петушком. По преданию, кто-то увидев такую куклу, смеясь воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

АНТОН

А из чего изготавливают матрешку?

ЯРОСЛАВА

Матрёшку сделать непросто. Сначала из дерева (липы или берёзы) делают заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой и лишь, потом их размеры становятся всё больше.

НАСТЯ

А художник весёлыми красками расписывает матрёшек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрёшка уже улыбается. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй.

Девица-мастерица

Красны девицы, а скажите разве матрешек изготавливали только в одном городе?

АНЯ

Матрёшек стали делать в разных городах, а вкладываемых фигурок становилось всё больше.

ТИМОФЕЙ

Но матрёшки - это не всегда девочки-куколки. Бывают и богатыри. Такие есть и у нас. А бывают и великаны, ростом с вас.

АЛИСА

И вот таких красивых матрёшек стали возить в разные страны, показывать на выставках за границей. И с тех пор русскую матрёшку любят во всём мире и нам эта игрушка тоже нравится.

Девица Мастерица: 

Ложки деревянные, матрешечки румяные!

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрешки

Потанцуем и мы немножко

Вместе с тетушкой Матрешкой!

Матрешки вместе с девочками мастерицами танцуют

ТЕТУШКА МАТРЕШКА

Кто здесь смелый

Кто здесь ловкий

Выходи смелее в круг

Приготовила для вас я

Интересную игру (Игра «Заря заряница»)

САДЯТСЯ ОБРАТНО ВСЕ. ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 Девица-мастерица

  -а сколько куколок было в первой матрёшке?

Варя
Всего было в первой матрешке 8 кукол  Выпускали матрёшку в виде жениха и невесты, внутри помещались родственники. Самыми популярными были матрёшки из 3, 8, 12 фигур      

Тетушка-матрешка

Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена!  И все они делали это по-разному . Игрушку полюбили всюду. Её изготовляли не только в Сергиевом Посаде, но и в Семёнове, в Полховском Майдане, Твери, Воронеже.

Девица Мастерица: По- разному расписывают матрешек художники, но радость от этого всем огромная.

ВИКА И ЯРОСЛАВА ВЫХОДЯТ К ЭКРАНУ

ВИКА

Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

ЯРОСЛАВА

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С её помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счёту. Стоили такие игрушки дорого. Но спрос на них был большой.

НАТАША И ТЕТУШКА МАТРЕШКА ВЫХОДЯТ К ЭКРАНУ

НАТАША

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Тетушка-матрешка

У мастеров из Полохова- Майдана свой стиль декоративной росписи. Они закрывают всю фигуру матрёшки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. Эти матрёшки самые яркие.

ДАША И ЕГОР ВЫХОДЯТ К ЭКРАНУ

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

ЕГОР

Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол.

ДЕВИЦА-МАСТЕРИЦА

Праздник наш сегодня весел,
Так давайте поскорей
Дружненько  споем мы песню
И порадуем гостей.

ПЕСНЯ «Ай да мы матрешки»

Девица-мастерица

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

НАСТЯ

Принимайте в ваши ладошки

От нас вы в дар матрешку

Она будет талисманом

И пошлет она в туманы

Неприятности  и скуку

Грусть, печаль, тоску, разлуку

А притянет в дом ваш счастье

И людей добрых участье

Вы матрешку посадите

На окошко, там где свет

Пускай дом ваш охраняет

От несчастий и от бед

ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ

ДЕВИЦА-МАСТЕРИЦА

Народная мудрость гласит: « Где труд, там и счастье». Так что не опустеет наша душа, пока мы помним свои истоки. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ИТОГ.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Основной целью патриотического воспитания является  воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

По итогам данного мероприятия и всей предварительной работы с детьми можно сделать следующие выводы:

  • У детей повысился познавательный интерес к русскому народному творчеству- игрушке матрёшке, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения
  • Дети замечают особенности Семеновской, Майданской и Сергиево-Посадской матрешек
  • Повысилась эмоциональная отзывчивость на произведения народного декоративного искусства
  • Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными и речевыми навыками.
  • Повысился уровень использования специализированных терминов без грубых ошибок, пополнился словарный запас детей
  • Повысилось умение детей использовать игрушку во всех видах деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытой недели по проведению нравственно – патриотических мероприятий. «Шаги великой победы». В старшей группе.

План открытой недели по проведению нравственно – патриотических мероприятий. «Шаги великой победы». В старшей группе....

КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Продолжать учить детей лепить плоскостные предметы из солено...

Открытое занятие с элементом нравственно-патриотического воспитания "Посуда"

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи по теме «Посуда»Интеграции с другими образовательными областямипознание: расширять представления детей о предметах посуды.коммуникация:всту...

Открытое методическое объединение по нравственно-патриотическому воспитанию "Ой, вы гости, господа!"

quot;Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным" К.Д.Ушинский...

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для педагогов и детей...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Открытие мини-музея «Народы России»»

Цель: Расширение знаний детей о Родине. Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами на...