Статья "волшебный компьютер" многофункциональная дидактическая игра.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Методические рекомендации разработаны и апробированы педагогами коррекционных групп ГБОУ школа №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга:Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успеш­ность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_volshebnyy_kompyuter.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «ВОЛШЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕР»

Многофункциональная дидактическая игра

       Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успешность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов. Поэтому в коррекционные занятия с детьми, имеющими  речевые и  психофизические нарушения, необходимо включать не только задания сенсомоторного характера, стимулирующие процесс восприятия, но и задания   по развитию речи и  мыслительных операций. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает   его осмысленным и долговременным.

         Использование новых современных понятий (компьютер, файл, клавиатура, мышка и т. п.) помогает формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть  несколько уровней  окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы. Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания,  словесно – логического мышления создают предпосылки для  коррекции у них  общего недоразвития речи и задержки психического развития.

       В процессе занятий  с применением игры «Волшебный компьютер» дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную проблемную ситуацию, ребёнок  стремится к достижению  положительных результатов, подчиняет свои действия  поставленной цели, помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.

        Занятия на «Волшебном компьютере» имеют большое значение и для развития произвольной  моторики  пальцев  рук, что  особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами и детьми с задержкой психического развития. В процессе выполнения предлагаемых заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться поворачивать пальцами определённые «клавиши – шарики».  Кроме того, важным моментом  подготовки детей к обучению в школе  является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом  достигается  на занятиях с использованием дидактической игры «Волшебный компьютер».

И так, игра «Волшебный компьютер» повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса:

- при её использовании достигается желаемый  коррекционно - образовательный эффект в более короткие сроки.

-  у ребёнка развивается более высокая мотивационная готовность к обучению.

-  появляется возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.

Задачи, решаемые в процессе использования многофункциональной игры «Волшебный компьютер»

  1. Развитие сенсорного восприятия и элементарных математических представлений:

- Закрепляет знания детей об основных цветах и геометрических фигурах и формах предметов.

- Совершенствует навыки счётной деятельности, умение соотносить цифру, число и количество.

- Закрепляет знания цифрового ряда.

- Учит сравнивать совокупности предметов, используя математические знаки >  <  =

- Закрепляет практические навыки сложения и вычитания.

- Учит детей сравнивать предметы по величине: по размеру, длине, высоте, ширине.

2. Формирование фонематических процессов:

- Формирует и совершенствует фонематические процессы.  

- Способствует формированию зрительного образа буквы, закреплению связи звука и буквы.

- Способствует формированию  слогового анализа слов.

- Закрепляет умения определения места звука в слове.

- Закрепляет практические навыки артикуляционных упражнений.

3. Формирование лексико-грамматических форм речи:

- Активизирует словообразовательные процессы: согласование  существительного с глаголом, прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.

- Учит различать окончания имен прилагательных женского, мужского и среднего рода

 -Тренирует умения соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных.

 Для этого используются специальные упражнения, которые одновременно являются подготовительными к составлению самостоятельных описаний предметов.

      4. Формировании  развития связной речи

- Учит составлять простые распространенные предложения./по схемам/.

- Закрепляет умение составить описательный рассказ с опорой на схему.

- Учит составлять описательные рассказы по картинке.

- Учит составлять простые описательные рассказы по  изученным лексическим темам

      - Обучает детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный    пересказ).

 Многофункциональная дидактическая игра «Волшебный компьютер» используется как новая, сложная, интересная  и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он может решать  разнообразные игровые задачи, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Таким образом, целесообразность применения многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер» в процессе коррекции  речевой патологии и задержки интеллектуального развития у детей очевидна.

Игры и игровые упражнения с использованием многофункциональной дидактической игры «Волшебный компьютер»

  1. Игровое упражнение: «Смотри и выполняй»

Цель: развивать зрительное восприятие и внимание, умение ориентироваться на плоскости.

Предварительная работа: на белом листе бумаги нарисован контур геометрической фигуры и под ним цветовое пятно. Вначале – это одна геометрическая фигура, в дальнейшем предлагается по нескольку изображений, в зависимости от уровня развития детей. Для более старших детей цветовое пятно можно заменить первой буквой в названии цвета. Затем задание усложняется: предлагается до 5 геометрических фигур. Затем, предлагается цепочка из 5 разноцветных фигур, дети должны показать это на «Волшебном компьютере».

Задание: выполнить на «Волшебном компьютере» «зрительный» диктант.

  1. Игровое упражнение: «Слушай и выполняй»

Цель: развитие образной памяти, закрепление знаний основных цветов и геометрических фигур.

Ход: педагог называет геометрическую фигуру и её цвет, ребёнок находит на шарике изображение соответствующей геометрической фигуры и цветовое пятно. На начальном этапе это могут быть отдельно – сначала цепочки цветовых пятен, затем – геометрических фигур.

Задание: выполнить на «Волшебном компьютере» «слуховой» диктант.

  1. Игровое упражнение: «Подбери фигуры к предметам»

Цель: учить сопоставлять и определять форму предметов, развивать внимание, память.

Предварительная работа: подготовить изображения предметов различных форм и цветов.

Задание: изображения предметов выложены в определённом порядке, детям нужно показать этот порядок на «Волшебном компьютере», находя соответствующие геометрические фигуры и цвета.

  1. Игровое упражнение: «Подбери предметы к фигурам»

Цели и предварительная работа см. игровое упражнение №3.

Задание: выполнить «слуховой» диктант (найти определённые фигуры и цветовые пятна), выложить изображения предметов в соответствующем фигурам и цветовым пятнам порядке.

  1. Игра: «Конструкторы»

Цель: развивать конструктивный праксис, умение анализировать графический рисунок, внимание и зрительное восприятие.

Предварительная работа: подготовить контурные или цветные графические изображения любых предметов, нарисованных из геометрических фигур (например, домик, птичка, лошадка, машина и т. п.)

Ход игры: у ребёнка на экране «Волшебного компьютера» - цветное изображение предмета. Даётся задание: с помощью «клавиш»  «Волшебного компьютера» показать, из каких геометрических фигур состоит предмет.

  1. Игра: «Какие фигуры не дорисовал художник?»

Цель: развивать зрительное восприятие и внимание, образную память.

Предварительная работа: изготовить карточки, где последовательно изображены контуром (можно цветным) 5 недорисованных геометрических фигур.

Ход игры: предложить ребёнку карточку (карточки) и соответственно образцу с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера» найти нужные фигуры и их цвет.

  1. Игра: «Расскажи сказку с помощью геометрических фигур»

Цель: развивать воображение детей, ассоциативное мышление, мелкую моторику и связную речь.

Предварительная работа: детей знакомят со сказками, где есть определённая очерёдность появления героев. Например: сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», и т. д.

Ход игры: взрослый предлагает детям вспомнить и рассказать сказку (например, «Колобок»). Дети совместно со взрослым находят сходства персонажей с определёнными формами геометрических фигур и их цветом (на какую фигуру похож тот или иной персонаж, и какого цвета будет выбрана фигура). На «Волшебном компьютере» дети выкладывают цепочку из фигур по мере появления героев сказки. Как вариант игры – в файл можно вставить либо изображение первого героя, с которого начинается очерёдность, для усложнения на следующих этапах можно в файлах использовать изображения символов той или иной сказки.

  1. Игра: «Разложи по величине»

Цель: закреплять знания детей об основных величинах предметов, умения сравнивать предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Предварительная работа: на шариках рисуют геометрические фигуры (или иные изображения), которые служат символами для определения той или иной величины. Например: на каждом шарике 5 кругов – от самого большого к самому маленькому, 5 прямоугольников – от самого длинного к самому короткому, 5 овалов – от самого широкого к самому узкому, треугольники – от самого высокого к самому низкому, и т. п.

Ход игры: взрослый помещает в экран изображение символа той или иной величины. Задание: выложить на «Волшебном компьютере» от самой большей величины к самой меньшей, и наоборот. Для усложнения можно использовать файл с изображением символов всех величин, ребёнок должен выложить на «Волшебном компьютере» все величины в порядке возрастания или убывания.

  1. Игровое упражнение: «Выложи цифровой ряд, назови соседей числа»

Цель: закреплять знания детей цифрового ряда, умение определять предыдущее и последующее число.

Предварительная работа: на шариках нарисовать цифры от 1 до 10, поместить их  в ячейки «Волшебного компьютера».

Задание: выложить цифровой ряд от 1 до 5, затем – от 6 до 10; найти «соседей» чисел; определить, какое число идёт до…, после…, какое число стоит между…

  1. Игровое упражнение: «Сравни количества»

Цель: закреплять представления о количестве, умение сравнивать и уравнивать множества.

Предварительная работа: приготовить карточки с изображениями различных количеств предметов.

Задание: сравнить количества, показать неравенства (равенства) предметов с помощью «клавиш» «Волшебного компьютера».

  1. Игровое упражнение «Реши задачу»

Цель: совершенствовать навыки счётной деятельности, умение соотносить количество предметов с цифрой, упражнять в выполнении простых арифметических действий, развивать память, внимание.

Предварительная работа: приготовить различные группы предметов, ситуационные картинки.

Задание: решить задачу, показать решение задачи на Волшебном компьютере».

  1. Игровое упражнение «Составь схемы слов»

Цель: Упражнять детей в составлении звуковых  схем слов, а так же давать характеристику звуков.

Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов  согласных и гласных звуков.

Задание: Ребенку предлагается  предметная  картинка и  символы гласных и согласных звуков на «клавишах» «Волшебного компьютера». Ребенок выкладывает схему слова   не более из 5 звуков.

  1. Игра «Звуковой светофор»

Цель: Закреплять у детей умение находить в словах заданный звук, определять где он находится (начало, середина , конец слова) и давать ему характеристику.

Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов звукового ряда.

Ход игры: Ребенку предлагается  предметная  картинка и звуковые символы  на клавишах «Волшебного компьютера». Ребенок должен найти звук  и определить его место   в слове, дать ему характеристику и обозначить звуковым символом.

  1. Игровое упражнение « Разбей слово на слоги»

Цель: Упражнять детей в умении делить слово на слоги и обозначать их с помочью символов «улыбок»

Предварительная работа: предметные картинки, изготовление на клавишах компьютера символов «улыбок», обозначающие в словах слоги.

Задание: Дети называют  слово, определяют, сколько слогов в этом слове и находят на «Волшебном компьютере» столько же «улыбок».

  1. Игра «Веселый язычок»

Цель: добиваться правильной артикуляции при выполнении упражнений, укреплять         мышцы языка. 

Предварительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера» символы артикуляционных упражнений на отработку комплексов артикуляционных упражнений.

Ход игры:  Дети двигают клавиши, находят символы и определяют какие упражнения им надо выполнять.

        16. Игра «Пойми меня»

Цель: развивать у детей умения составить короткий  описательный рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символы слова, предлога,  знаков препинания,  картинный материал в соответствии с лексической темой, красивая коробочка  «сюрприз»

Ход игры:  Логопед показывает детям красивую коробочку , в которой  приготовлены для детей  подарки  (картинки по изучаемой лексической теме). Полученная картинка попадает на экран  «волшебного компьютера» и ребенок по предложенному файлу, составляет описательные предложения о своем предмете, не называя его. Затем , логопед  просит каждого ребенка по очереди, опираясь на свои схемы предложений, выложенные на компьютере, рассказать о своем предмете так, чтобы дети догадались сами  о каком предмете идет речь. когда предмет угадан, открывают свою картинку

         17. Игра «Времена года»

Цель: развивать у детей умения составить  рассказ по  серии картинок,

Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символы слова, предлога,  знаков препинания,  картинный материал

Ход игры:   На экране «Волшебного компьютера» выставляется серия картинок по временам года. Ребенок по предложенному файлу, составляет схемы  предложений, двигая  клавиши- шарики на компьютере. Затем, логопед  просит каждого ребенка по очереди, опираясь на свои схемы предложений, рассказать о своем  времени года.

            Грамматические игры

Цель: Развитие  грамматических форм  

Предварительная работа: подготовить  «файлы» картинный материал, как по лексическим темам так и для автоматизации звуков, а так же «файл-задание», который включает в себя различные грамматические формы

 ( «один - много»,  «какой, какая, какие», «что делает предмет?», «чего много?», «согл. числит. 2-5»).  

Ход игры:   

Ребенку предлагается пять слов, с которыми необходимо произвести грамматические преобразования.  Правильно выполненное задание отмечается красным символом, если были ошибки или помощь преподавателя – зеленый символ, если ребенок не выполнил задание –синий символ

 

         18. Игра «Назови ласково»

Цель: Научить образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм,  картинный материал

Ход игры:   Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах  «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает  верно измененное слово.

.        19. Игра «Один - много»

Цель: Научить образовывать существительные и прилагательные  во множественном числе.

Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм,  картинный материал

Ход игры:   Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах  «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает  верно   измененное слово.  

.        20.Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: Учить детей согласовывать числительные с существительными в Именительном и родительном падежах.

Подготовительная работа: Изготовление на клавишах «Волшебного компьютера», символов грамматических форм,  картинный материал

Ход игры:   Логопед предъявляет картинку по изучаемой лексической теме. Ребенок находит на клавишах  «Волшебного компьютера» символ – задание и озвучивает  верно  измененное слово.  


Конспект занятия в старшей  логопедической группе с использованием дидактической  игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну «Звукария»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закреплять четкое произношение звуков.
  • Формировать умение определять звуки по их артикуляторным      характеристикам.
  • Учить дифференцировать понятия «звук и буква».
  • Закреплять понятие домашние животные.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать зрительное восприятие, внимание.
  • Активизировать непроизвольное внимание.
  • Развивать слуховое внимание на основе неречевых звуков.
  • Развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.
  • Воспитывать положительно-эмоциональный навык общения в процессе образовательной деятельности.

Оборудование:  дидактическая игра «Волшебный компьютер», звуковые домики, картинки с изображением домашних животных, игра «Рыбалка».

Содержание занятия:

  Логоритмика с детьми:

Мы  хотим на самолете

Полететь, полететь.

И  городом свой в полете

Посмотреть, посмотреть.

Полетим  мы выше тучи

Над землей, над землей ,

Он, наверное, большущий

Город мой, город мой.

Логопед: Ребята, мы сегодня прилетели в сказочную страну «Звукария». Там дети учится правильно говорить, четко и ясно слышать и  определять звуки.

По «Звукарии» пойдем

Много мы всего найдем.

- Стойте ребята на нашем пути, появилось  волшебное  озеро. Там живут золотые рыбки, которые приготовили для вас сюрприз. Возьмите удочки, найдите сюрприз и отпустите.

- Какой сюрприз  они приготовили? (Это буквы)

- Буквы просят , а сейчас вы друзья узнайте нас.

Дети называют буквы и определяют, какой это  звук, дают характеристику.

 

- Назовите звук, который обозначает эта буква, и придумайте названия домашних животных.

О - ослик, овцы.

К – корова, кот, кролик, конь.

С- собака, свинья.

На стол  ставят мелкие игрушки домашних животных.

Дети отправляются дальше в путешествие.

 Логопед:  В нашей волшебной стране «Звукария» находится город. В этом городе дома разноцветные: красные, синие, зеленые. В  этих домах живут звуки.

- Какие звуки живут в красном домике? (синем, зеленом)

-Расселите ваши  звуки в свои дома. (Дети находят  домики , где живут звуки)

- По «Звукарии» идем,  волшебные компьютеры найдем.

Подходите к нашим компьютерам, и откроем их.

 Логопед: Посмотрите на файл, компьютер предлагает первое задание. Чтобы лучше говорить, надо выполнить артикуляционные упражнения. Нажмите на  первую клавишу и узнайте, какое упражнение надо выполнить.

1.«Улыбка-трубочка»

«Двери – губы гибкие.

Могут быть улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.»

2. «Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе

Язычок я подниму

И варенье оближу!.»

3. «Качели»

«На качелях я качаюсь вверх – вниз, и все выше поднимаюсь вверх-вниз, вверх-вниз.»

4. «Грибочек»

«Язычок наш как грибок!

Полезай-ка в кузовок»

5. «Лошадка»

«Причешу лошадке хвостик

И верхом поеду в гости!

Цокай громче язычок,

Чтоб никто поймать не мог!»

 Логопед: Хорошо, молодцы.

-Ребята, посмотрите на экран у вас высветилась картинка и буква .Кто изображен на картинке? (бык, коза, кот)

Как сказать одним словом? (домашние животные)

Какой звук мы будем искать в этих словах? (К)

Посмотрите на файл вы должны:

Игра «Звуковой светофор»

Назвать слово, выделить звук «К» , определить где он живет и обозначить его символом.

Игра «Разбей слово на слоги»

 Назвать слово, разбить слово на слоги и выложить улыбки.

Игра « Составь схему слова»

Дети  разбивают слово на звуки и выкладывают схему слова, пользуясь символами звуков.

Игра «Придумай предложение со своим словом»

Придумать предложение с вашим, словом и выложить схему предложения с помощью символов.

 Логопед: Молодцы, компьютер вами доволен.

Есть на свете интересная страна «Звукария» называется она.

К ней мы в гости будем приходить  и со звуками дружить.

 Конспект занятия в подготовительной  логопедической группе с использованием дидактической  игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну «Рассказия»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Развивать связную речь, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
  •  Закрепить и повторить временные понятия .
  • Отрабатывать умение грамотно выражать свою мысль с помощью предложений
  •  Учить сочетать слова в предложении.
  •  Грамотно формировать высказывание
  • Учить составлять рассказ о временах года, используя схемы-файлы

Коррекционно-развивающие цели: 

  • Развивать зрительное восприятие, внимание.
  • Активизировать непроизвольное внимание.
  • Развивать память
  • Развивать умение выделять причинно- следственные связи.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать интерес к  собственной речи и речи окружающих.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе , в процессе выполнения совместной деятельности.
  • Воспитывать положительно-эмоциональный навык общения в процессе образовательной деятельности.

Оборудование: 

- дидактическая игра «Волшебный компьютер»,  картинки с изображением признаков времен года. Графические символы слов, предлогов, карточки с загадками, свиток с сообщением.

Содержание занятия:

Логопед: Ребята, мы сегодня прилетели в сказочную страну «Рассказия» . Там дети учится правильно говорить, составлять предложения, а из предложений рассказы

 ( логопед читает сообщение  детям, от жителей страны «Рассказия» )

           Логопед:  Внимание! внимание! Над волшебной страной «Рассказией» пронесся страшный ураган.  Все  времена года , явления природы перемешалось. Жители страны «Рассказии» просят нас  о помощи 

Логопед: На нашем пути, появилось  волшебное  озеро. Взгляните, здесь остались осколки  явлений природы разных времен года

(на столе лежат карточки с признаками  явлений природы.

Снеговик,  снежинка, дерево, дерево, грибы, дождь, солнце, сосульки, ручей)

Логопед: Ребята , какому времени года подходит белый цвет?

Какому времени года подходит зеленый цвет?

Какому времени года подходит оранжевый цвет?

Выберите предметы,  подходящие к вашему времени года и придумайте по два признака  к предмету

Логопед: Мы хорошо справились с заданием и взгляните наши картинки окрасились и увеличились.

 -давайте вспомним Как  времена года следуют друг за дугом .

Я назову – ЛЕТО     -   дети продолжают перечисление времен года(на доске – название и три символа- картинки по каждому времени года)

 Логопед предлагает выбрать картинки к каждому времени года, ребенок доказывает почему именно данная картинка относится к выбранному времени года.  . (предлагаетя по одной картинке)

Логопед: Мы должны оставить для жителей описания времен года.

Вперед за компьютеры!!!

-прошу вас напомнить мне что же такое предложение?

-Из чего состоит предложение?

-Что помогает связывать слова в предложении?

-С какой буквы начинают писать предложение?

-- Какой знак ставим в конце предложения?  

Но я вас предупреждаю. Жители планеты «Рассказия» умеют читать предложения , в которых не более 5 слов. Дети составляют предложения о своем времени года, опираясь на свой файл-схему

Логопед:  сосчитайте сколько предложений у вас получилось  (ответ : по 5 предложений)

У каждого из вас все предложения  на свою  тему.

Как все это можно назвать? Что же у  каждого из вас получилось?

Дети: У меня получился  рассказ о зиме, весне, осени …

Зрительно,  опираясь на составленные схемы предложений каждый ребенок озвучивает рассказ о своем времени года.

Логопед:  Получился рассказ. Молодцы, компьютер вами доволен.

  Жители страны « Рассказия»  очень благодарны всем ребятам за наведение порядка в их замечательной стране и  передают вам  маленькие подарки.


Конспект занятия в коррекционной группе для детей подготовительного возраста с использованием дидактической  игры «Волшебный компьютер» на тему: «Путешествие в страну Цифирию»

I. Коррекционно-образовательные цели:

  1. Закреплять умение детей различать, сопоставлять с образцом и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал.
  2.  Закреплять умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, используя математические знаки «<»,  «>».
  3.  Продолжать учить соотносить цифру, число и количество в пределах 10.
  4. Закреплять умение детей решать задачи на уменьшение на несколько единиц, составлять и формулировать арифметическое действие.
  5. Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, соотносить одинаковые и разные по размеру предметы на основе практических действий; развивать умение группировать предметы, одинаковые по размеру.

II.  Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развивать произвольное внимание, воображение детей.
  2. Корректировать мыслительные операции.
  3. Развивать зрительную, слуховую  и образную память.
  4. Корректировать общую двигательную сферу детей, мелкую моторику и чувство ритма.

III.  Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии.
  2. Воспитывать культуру поведения и общения.

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный:  «Математический ковёр» (разлинованная на квадраты простынь с цифрами – чётные написаны красным маркером, нечётные – синим маркером, ноль – чёрным), доска – фланелеграф, предметные картинки, сделанные из геометрических фигур – домик, лошадь, машина, такие же изображения – в уменьшенном виде; разной величины 5 цветов и 7 бабочек.
  2. Раздаточный: «Волшебные компьютеры» 3 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть:

Дефектолог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказочную страну Цифирию. Жители этой страны очень любят заниматься математикой. Они приготовили для вас интересные задания. А вы любите математику? Сможете справиться с непростыми заданиями? Тогда отправляемся в путь Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). У нас не простой ковёр-самолёт, а МАТЕМАТИЧЕСКИЙ.

  1. Основная часть:

Дети встают на подготовленный математический «ковёр-самолёт» (каждый на свою цифру) и произносят вместе с педагогом волшебные слова:

Ковёр-самолёт,

Отправляйся в полёт.

Ждут нас испытания,

Сложные задания.

Дефектолог: Вот мы с вами долетели до страны Цифирии.

Дети с педагогом сходят с «ковра-самолёта» и подходят к фланелеграфу. Педагог убирает занавеску – там из геометрических фигур выложены домик, птичка и лошадка .

Дефектолог: Что мы  видим в стране Цифирии? (дети называют все изображения). Это не простые изображения. Из чего они сделаны? (из геометрических фигур).

Дефектолог: Вот первое задание. Нужно рассказать, из каких фигур составлены изображения. А помогут нам в нашей работе Волшебные ноутбуки (дети садятся за столы, дефектолог каждому вкладывает в файл изображение того предмета, который ему нужно выложить на компьютере). Дети выполняют задание и в конце объясняют.

Дефектолог: Мы с вами выполнили первое задание, теперь давайте отдохнём.

Физ. минутка: (дефектолог показывает карточки с контурными изображениями фигур)                                   треугольник - прошагай,

квадрат – приседай,

прямоугольник – руки вверх поднимай,

овал – руки ставь на бочок,

круг – ну а если кружок-дружок, выполняй скорей прыжок.

Дефектолог: Молодцы, ребята! В волшебной стране Цифирии есть поляна с красивыми цветами (выставляются на фланелеграф цветочки 5 шт.). А ещё на поляне любят летать прекрасные бабочки (выставляется 7 бабочек, разных по величине, 3 последних одинаковые по размеру). Сколько цветов? Бабочек? Чего больше – цветов или бабочек? Давайте это покажем на наших компьютерах. Работаем в синем секторе (дети набирают выражение неравенства).

Дефектолог: Закройте глаза (убирает 2 бабочки). Что произошло? (2 бабочки улетели). Давайте с вами придумаем задачу про бабочек: на поляне летали 7 бабочек. 2 бабочки улетели. Сколько бабочек осталось летать на поляне? Решать задачу мы будем с помощью волшебных лучиков (дети делают шаги по лучикам). Теперь давайте с вами запишем наше решение на Волшебном компьютере. Работаем опять в синем секторе (дети выкладывают пример, затем формулируют арифметическое действие).

Дефектолог: Ребята, посмотрите, цветы и бабочки все одинакового размера? (нет). Давайте найдём каждой бабочке цветок (дефектолог вызывает одного из детей к фланелеграфу и просит рассадить бабочек по цветкам соответственно величине).

Дефектолог: Теперь на наших Волшебных компьютерах набираем от самого большого кружочка до самого маленького. Работаем в зелёном секторе.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия:

Дефектолог: Молодцы, ребята! Все задания в стране Цифирии мы выполнили. Теперь вас ждут награды! (дефектолог раздаёт шоколадные медальки). А сейчас на математическом ковре- самолёте мы возвращаемся назад (каждый встаёт на свою цифру).

Ковёр-самолёт,

Отправляйся назад.

Прощай страна Цифирия

Здравствуй, детский сад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...