Мастер-класс "Азбука скороговорок"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ломанова Ирина

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс.

Я продемонстрирую вам игры и  упражнения по произношению скороговорок.
Всем нам хорошо известно, что недостатки речи легче предупредить, чем искоренить.

Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, 
сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_skorogovorok.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

        

        Мастер-класс: «Азбука скороговорок»

                                                                  Учитель-логопед I.категории:

Ломанова Ирина Николаевна

МДОУ «Д/С №7 «Рябинушка»                                                                

        

        г. Стрежевой

Уважаемые участники!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс.

Я продемонстрирую вам игры и  упражнения по произношению скороговорок.
Всем нам хорошо известно, что недостатки речи легче предупредить, чем искоренить.

Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, 
сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

Оборудование: 
1.  Индивидуальные зеркала.

2. Тексты скороговорок.
Программа:

1. Представление педагогического опыта по теме.
2. Игры и упражнения по произношению скороговорок.
3. Рефлексия опыта: 
Б) что взял полезного (интересного). 
В) чем запомнился мастер-класс.

Цель: Представление педагогического опыта, широкой аудитории педагогов дошкольного образования. 
Задачи:
1.    Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для развития речевого аппарата ребёнка, автоматизации звуков, обогащению словарного запаса, памяти и внимания  детей старшего дошкольного возраста.
2.    Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе  работы.
Немного теории. Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас, укрепляет психическое здоровье детей.

   Многие из детей торопятся, «проглатывают» слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и «растягивают» слова. Используя скороговорки, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.

      Предлагаемые   мной  игры и упражнения помогают эффективно справиться с этой задачей. Освоить технологию применения этих игр и упражнений несложно.

 Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:

  • не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей новыми творческими идеями;
  • знайте меру и не перегружайте ребёнка.  
  • помните, норма — понятие весьма относительное;
  • с удовольствием включайтесь в работу с детьми;
  • искренне гордитесь ребенком, цените и уважайте его успехи.

Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.

Как работать со скороговорками:

  Следует предлагать ребёнку не более одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, четче усваивается и остается в памяти на более длительное время.

Начать лучше с того, что взрослый достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки.

Уточните незнакомые слова и объясните смысл скороговорки.

Обратите внимание на правильную артикуляцию отрабатываемого звука.

Произнесите все слова скороговорки, в которых содержится отрабатываемый звук. Обратите внимание на правильность произношения.

Затем дети хором вместе с педагогом повторяют текст еще раз.

После такого первичного знакомства со скороговоркой начинается основная работа по ее лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется много различных приемов.

Практическая часть

Предлагаю педагогам выполнить несколько упражнений.

Пропевка скороговорок. 

Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное — подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. Спойте скороговорку как частушку.

Шла Поля по полю.        

Рядом кони топали.

Скажите речетативом ту же скороговорку, как романс.

Скажите грубым голосом, хитрым, как мышка, ласково.

Выбрать дирижёра, который руководит хором.

Подобная работа тренирует память дошкольников, раскрывает их творческий потенциал, повышает настроение, укрепляет психическое здоровье.

С помощью скороговорок можно  исправить дефекты речи.

 К примеру, известная скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» подойдет тем, кому трудно произносить шипящие звуки, особенно согласный «ш». А для тех, кто не в ладах со звуком «л» подойдут скороговорки «Тридцать три корабля лавировали…», а также «Мама мыла…».

   Инсценировка скороговорки. «Мёд»

У болота стоит дуб

Пчелы в дубе том живут

К ним в дупло залез медведь,

Стал он мед лизать и петь:

«Ой, ты мед, любимый мед,

Я набью тобой живот».

Этот прием, раскрепощает детей, раскрывает их актерские способности.

     «Ответь на вопрос»

Работа в этом ключе подразумевает, что скороговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника.

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек.

Прилетели все на чай!

Сколько чаек – отвечай!

О ком повествует эта скороговорка?

Бывает ли такое на самом деле?

Почему?

Сколько слов в предложении?

Значение, какого слова вам непонятно?

Какой звук здесь встречается чаще других?

Как можно охарактеризовать этот звук?

   «Диалог» 

В проговаривании скороговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог

1. Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок,

-а баран-буян залез в бурьян,

-а у бобра шапка добра, а у бобрят богатый наряд.  

2.Услышь-ка, в перелеске перепел перепелку перепел.

1.Подумаешь, в перелеске перепел, перепелку перепел, а вот мышь шуршит у шалаша, белке шишку шелуша:

-лилии полили ли иль увяли лилии?

2.Не полили лилии, не увяли лилии, так как на дворе-подворье погода размокропогодилась.

1.Да-а-а-а, погода размокропогодилась, а у нас на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.

2. Дрова вдоль двора, дрова поперек двора, не вместит двор дров.

1.Дрова надо выдворить на дровяной склад.

 Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести скороговорку как можно четче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек-сплетниц, давних друзей, животных и др.).

Данный прием развивает у детей навыки общения и актерское мастерство. Следует помнить о том, что не всякая скороговорка подойдет для этого упражнения, поэтому материал следует отобрать заранее.

 «Зеркало» 

Ребенок в паре со взрослым изображает человека, стоящего перед зеркалом, он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и четко выговаривая каждый звук;

взрослый стоит лицом к лицу к ребёнку и изображает зеркало, а точнее — зеркальное отражение.

Его задача — беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.

Для данного приема, который великолепно развивает внимание дошкольников, подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой и понятной.

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивает каждое слово. Он учится не только говорить, но и слушать.

Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память, внимание и благоприятно влияют на интеллектуальное развитие детей.

Литература:

  1. Смирнова М.В.«Скороговорки для развития речи детей», -М.:Издательство: Литера, 2013г.
  2. Лаптева Е.В. «Лучшие скороговорки для развития речи детей». –М.: Изд. АСТ, 2016 г.
  3. Османова Г.А. «Новые стихотворения и скороговорки». –М.: Изд. «Каро», 2007 г.
  4. Лаптева Е.В. «Учебное пособие по развитию речи», -М.: Изд. Астрель, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека чистоговорок и скороговорок

Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...

Подборка коротких рассказов и скороговорок по лексическим темам

Материал будет полезен воспитателю для работы с детьми на занятиях....

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»

Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возра­сте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплек­сов общения, стеснения отвечать у ...

Развиваем речь с помощью скороговорок.

Мастер-класс для родителей.Развитие речи детей с помощью скороговорок....

Мастер-класс"Развиваем речь с помощью скороговорок"

Мастер-класс для родителей для развития речи детей....